Оборудование: ноутбуки (7 штук), проектор, экран.
Время, необходимое для реализации учебного занятия: 3 часа (2 часа – урочное занятие; 1 час – домашнее написание собственных рецензий учащимися).
Форма организации занятия: групповая.
Вначале первого занятия учащимся предлагаются проблемные ситуации, которые требуют разрешения проблемы:
- руководитель художественной выставки попросил ребят после экскурсии написать рецензии на посещенную выставку художника (была посещена перед этим выставка, посвященная творчеству В.И.Сурикова);
- создается школьный стенд на тему “О пользе чтения”, в рубрику “Что я сейчас читаю” необходимо написать рецензию на последнюю прочитанную книгу;
- студенты провели классный час с показом кинофильма по теме “Пирсинг” и просят написать рецензию на кинофильм.
Проблема состоит в том, что учащиеся не могут дать оценку увиденному и услышанному в жанре рецензии, так как еще не знакомы с этим видом сочинения.
Затем вместе с учащимися определяется тема занятий – “Рецензия как жанр сочинения” - и формулируются цель и задачи урока.
Цель: написать рецензию на основе полученных знаний об особенностях этого жанра сочинения, используя образцы творческих работ по теме из различных источников информации.
Задачи:
- познакомиться с определением жанра рецензии;
- сопоставить рецензию с другими жанрами (эссе, аннотация, отзыв) и выявить особенности этого жанра сочинения;
- познакомиться с образцами рецензий из различных источников информации и проанализировать их;
- отредактировать неправильно составленные рецензии;
- написать рецензию на одну из предложенных тем.
Предлагается следующий вариант работы:
1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом (понятием “рецензия”) по словарям, учебнику русской речи, анализируют в группах предложенные образцы рецензий на выставку, фильм, книгу (Приложение 1), выявляют особенности жанра рецензии, ее отличие от известных им жанров (эссе, аннотация, отзыв) и предъявляют результаты работы в коллективном обсуждении (1 урок).
При работе с новым материалом учащимся предлагается ряд вопросов:
- Каким образом можно дать оценку увиденному и услышанному?
- Какие жанры сочинений вы можете использовать для оценки увиденного и услышанного?
- Что такое рецензия?
- Чем рецензия отличается от эссе, аннотации, отзыва?
- Какова структура рецензии?
- Как написать рецензию?
2. Учащиеся в группах составляют презентацию по теме и представляют ее (Приложение 2) (2 урок).
3. Учащиеся самостоятельно редактируют предложенные рецензии и обсуждают коллективно полученный результат (Приложение 3) (2 урок).
4. Учащиеся самостоятельно пишут рецензию на одну из тем (3 час - это домашнее задание) (Приложение 4).
Такая форма организации дает возможность построить занятие на деятельностной основе, вовлечь в работу всех учащихся и развивает их творческие способности.
Задания для самостоятельной работы учащихся:
- Проанализируйте предложенный образец рецензии на (выставку, фильм, книгу) (Приложение 1) и выявите особенности жанра рецензии, ее отличие от эссе, отзыва, аннотации. Составьте примерный план рецензии.
- Составьте презентацию по теме и представьте ее (Приложение 2).
- Отредактируйте тексты рецензии, используя полученные знания по теме (Приложение 3).
- Напишите собственную рецензию на одну из тем (рецензия на выставку по творчеству В.И.Сурикова, посещенную в городской библиотеке; рецензия на фильм “Пирсинг”, просмотренный на классном часе; рецензия на последнюю прочитанную книгу) (Приложение 4).
Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов:
1. Оценка презентаций учащихся по теме:
“5” - четко и кратко изложен материал; дано понятие рецензии; указаны все структурные особенности этого жанра, указаны все отличия рецензии от других жанров сочинений; представлена защита презентации;
“4” - четко и кратко изложен материал; дано понятие рецензии; указаны не все структурные особенности этого жанра, указаны не все отличия рецензии от других жанров сочинений; представлена защита презентации;
“3” - отсутствует четкость в изложении материала; дано понятие рецензии; указаны не все структурные особенности этого жанра, указаны не все отличия рецензии от других жанров сочинений; представлена презентация без защиты.
2. Оценка творческих работ учащихся – рецензий на одну из предложенных тем (оценивается содержание и грамотность написания работы по установленным нормам).
Подведение итогов занятия и организация домашнего задания:
После защиты группами своих презентаций подводятся итоги занятия (Что узнали? Каковы особенности жанра рецензии? Как писать рецензию?) и задается письменная творческая работа (написать рецензию на посещенную выставку, на просмотренный фильм и на прочитанную книгу).
Это занятие уже было проведено, поэтому предлагаются итоговые работы учащихся (Приложение 2, 4).