Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в тексте

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить и систематизировать знания по указанной теме, совершенствовать пунктуационные и грамматические умения по теме.

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения (ОЧП);
  2. Совершенствовать умения находить ОЧП, составлять схемы предложений с ОЧ  и расставлять знаки препинания при ОЧП.

Развивающие:

  1. Развивать умение определять роль ОЧП в тексте;
  2. Развивать связную речь учащихся, используя ОЧП для придания речи точности, ясности, выразительности;
  3. Развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

Домашнее задание к уроку

1. Составить опорный конспект (можно в виде таблицы или схем с иллюстрациями примеров) «Однородные члены предложения».

2. Выполнить работу с текстом (текст  распечатан). Объяснить пропуск орфограмм, составить схемы предложений, определить стиль и тип речи.

Калиныч был человек самого веселого самого кроткого нрава беспр_стан_о поп_вал (в)(пол)голоса без_аботно погляд_вал (во)все стороны говорил (не)много в нос улыбаясь пр_щуривал свои (светло)голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую (клино)видную бороду. Ходил он нескоро но большими шагами слегка подп_раясь длин_ой и тонкой палкой. (В)течени_ дня он (н_)раз заговар_вал со мною услуживал мне без раболепства но за барином наблюдал, как за ребенком. Когда (не)выносимый (полу)ден_ый зной заставил нас искать убежища он  свел нас на свою пасеку в самою глушь леса. Калиныч отв_рил нам избушку увеш_н_ую пучками сухих  душистых трав ул_жил нас на свежем сене а сам (на/о)дел на голову род мешка с сеткой взял нож горш_к и головешку и отправ_лся на пасеку вырезать нам сот. Мы запили прозрачный теплый мед ключевой водой и заснули под (одно)образное ж_уж_анье пч_л и болтливый леп_т листьев. (И. Тургенев)

Ход урока

1. Сообщение и запись темы урока.

2. Целеполагание.

3. Проверка домашнего задания:

1-ый ученик у доски готовит сообщение об орфограммах, встретившихся при выполнении домашней работы.

2-ой ученик выстраивает пунктуационные схемы предложений, отражая в них типы сказуемых и определяя виды придаточных предложений.

Пока выполняется индивидуальная работа у доски, учитель проводит коллективную проверку определения стиля и типа речи текста, выслушивает приводимые доказательства ответов учащихся.

Самоконтроль

4. Проверка опорного конспекта «Однородные члены предложения».

На партах у учащихся распечатки с таблицей по данной теме. Учитель дает комментарий по правилам, обращая внимание на трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Если необходимо, то учащиеся дополняют свои записи.

Однородные члены предложения (см. Таблицу в Приложении 1).

5. Совершенствование умения правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. Графический диктант.

1) Весной оживает всё: леса, поля, луга.

2) Вода отражала небо и была то серой, то бирюзовой, то мягко-молочного цвета.

3) Дети собирали в лесу грибы и ягоды, цветы и лесные травы.

4) В ту минуту я не то чтобы испугался, а растерялся на какое-то время.

5) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

6) Поворчал он, да не посмел ослушаться.

7) Приеду не завтра, но скоро и пробуду у вас все лето.

6. Работа над грамматическими нормами, которые необходимо соблюдать при построении предложений с однородными членами, осмыслении типологии возможных ошибок.

Задание: найдите и объясните грамматические ошибки в данных предложениях.

1) Пить чай с лимоном и с удовольствием.

2) Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсин.

3) Мы были в кино, парке и стадионе.

4) Я люблю английский язык и решать примеры.

5) Море позовет к себе, явится в сновидениях, очаровывает воспоминаниями.

Взаимоконтроль

1) В предложении нарушена логическая связь между однородными членами, объединены в качестве однородных неоднородные понятия.

2) Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия.

3) Нельзя опускать разные предлоги при перечислении однородных членов предложения.

4) Не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределенная форма глагола.

5) Нарушение видо-временного единства глаголов-сказуемых.

Общий вывод о возможных типах грамматических ошибок.

7. Определение роли ОЧП в речи.

Слово учителя.

Одним из недостатков рецензий, создаваемых выпускниками при выполнении задания уровня С, является формальное отношение к определению роли единиц текста. Работа, которую вы будете выполнять сейчас, поможет вам совершенствовать умение более точно определять роль ОЧП в речи.

Работа в группах

Каждая группа выполняет задание по одному из трех текстов.

1. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обвет­ренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно («Челкаш» М.Горький).

Комментарий группы: Ряды однородных членов в этом предло­жении играют роль действенного изобразительного средства: они по­могают создать такой портрет Гаврилы, благодаря которому читатель ярко представляет себе этого героя, поэтому писатель останавливает­ся на отдельных деталях внешности, характеризует взгляд однород­ными обстоятельствами образа действия. В качестве однородных членов в этом предложении выступают прилагательные и полной, и краткой формы, что обычно считается нарушением стилистической нормы, но в художественном произведении это может быть особым художественным приемом.

2. Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. («Челкаш» М.Горький).

Комментарий группы: Перечисление однородных членов предложения, осложненных обособленными и необособленными определениями, помогает, с одной стороны, показать динамику действий, с другой стороны, создает образ насыщенного трудового дня.

3. А) Перед домом  в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. (А.С.Пушкин).

Б) Этот живой, деятельный, стремительный человек.

Проходили дни, недели, месяцы, годы, но все оставалось по-прежнему.

Комментарий группы: В данных примерах  перечисления однородных членов предложения помогают создать изобразительные средства языка. В первом примере благодаря рядам однородных членов создается развернутая метафора. В примерах под буквой «Б» мы видим такую стилистическую фигуру, как градация, то есть расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения.

Выводы

Таким образом, в ходе работы были выявлены следующие примеры роли однородных членов предложения в речи:

  • создание психологического портрета героя;
  • создание иллюзии движения;
  • создание изобразительно-выразительных средств языка.

Это далеко не полный перечень функций роли ОЧП в речи должен убедить нас в необходимости вдумчивого и внимательного подхода к анализу текста в каждом конкретном случае. Поэты и писатели в своих произведениях используют разнообразные синтаксические конструкции с ОЧП, это позволяет передать динамику, напряженность действия, придает речи экспрессивность, помогает создать экспрессивные художественные образы.

8. Выполнение контрольного теста.

Уровень А

1. Где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении:

Скоростные заезды (1) проводятся  (2) на специальных автодромах (3) или на абсолютно прямых трассах (4) или даже на гладком дне высохших соляных озер.

1) 1,3

2) 2,3,4

3) 1,3,4

4) 3,4

2. Где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении:

Акробатика требует от спортсмена (1) и ловкости (2) и смелости (3) и умения в совершенстве владеть своим телом (4) и быстрее ориентироваться.

1) 1,2,3

2) 2,3

3) 1,3

4) 2,3,4

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

2) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.

3) Что касается ваших аргументов, то мы поговорим о них позднее.

4) Учитель пошел в направлении шума и увидел разгорячённых спором ребят.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

Уровень В

5. Назовите тип грамматической ошибки в предложении с однородными членами.

А) На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развернута широкая реклама.

Б) Организована производственная практика студентов на заводах, промышленных объектах и фирмах-производителях стройматериалов.

Уровень С

6. Определите роль однородных членов предложения в выражении позиции автора.

«Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, являться гордым иль послушным, внимательным и равнодушным.»

Раздаточный материал

1. Калиныч был человек самого веселого самого кроткого нрава беспр_стан_о поп_вал (в)(пол)голоса без_аботно погляд_вал (во)все стороны говорил (не)много в нос улыбаясь пр_щуривал свои (светло)голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую (клино)видную бороду. Ходил он нескоро но большими шагами слегка подп_раясь длин_ой и тонкой палкой. (В)течени_ дня он (н_)раз заговар_вал со мною услуживал мне без раболепства но за барином наблюдал, как за ребенком. Когда (не)выносимый (полу)ден_ый зной заставил нас искать убежища он  свел нас на свою пасеку в самою глушь леса. Калиныч отв_рил нам избушку увеш_н_ую пучками сухих  душистых трав ул_жил нас на свежем сене а сам (на/о)дел на голову род мешка с сеткой взял нож горш_к и головешку и отправ_лся на пасеку вырезать нам сот. Мы запили прозрачный теплый мед ключевой водой и заснули под (одно)образное ж_уж_анье пч_л и болтливый леп_т листьев. (И. Тургенев).

2. Работа над грамматическими нормами.

1) Пить чай с лимоном и с удовольствием.

2) Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсин.

3) Мы были в кино, парке и стадионе.

4) Я люблю английский язык и решать примеры.

5) Море позовет к себе, явится в сновидениях, очаровывает воспоминаниями.

3. 1) Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обвет­ренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно («Челкаш» М.Горький).

2) Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. («Челкаш» М.Горький).

3) А) Перед домом  в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. (А.С.Пушкин).

Б) Этот живой, деятельный, стремительный человек.

Проходили дни, недели, месяцы, годы, но все оставалось по-прежнему.

Тест

Уровень А

1. Где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении:

Скоростные заезды (1) проводятся  (2) на специальных автодромах (3) или на абсолютно прямых трассах (4) или даже на гладком дне высохших соляных озер.

1) 1,3

2) 2,3,4

3) 1,3,4

4) 3,4

2. Где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении:

Акробатика требует от спортсмена (1) и ловкости (2) и смелости (3) и умения в совершенстве владеть своим телом (4) и быстрее ориентироваться.

1) 1,2,3

2) 2,3

3) 1,3

4) 2,3,4

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

2) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.

3) Что касается ваших аргументов, то мы поговорим о них позднее.

4) Учитель пошел в направлении шума и увидел разгорячённых спором ребят.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

1) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.

2) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

Уровень В

5. Назовите тип грамматической ошибки в предложении с однородными членами.

А) На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развернута широкая реклама.

Б) Организована производственная практика студентов на заводах, промышленных объектах и фирмах-производителях стройматериалов.

Уровень С

6. Определите роль однородных членов предложения в выражении позиции автора.

«Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, являться гордым иль послушным, внимательным и равнодушным».