Цели:
- Познакомить учащихся с наречием как частью речи: с грамматическими, морфологическими признаками и его синтаксической ролью; учить находить наречия в предложениях;
- развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий; умение делать выводы; употреблять наречия в речи;
- воспитывать в детях эстетическое отношение к восприятию природы; внимание.
Ход урока
I.
Продолжаем наше путешествие по стране “Морфология”(Слайд № 3,4).
– Что обозначает слово “Морфология”?
– На какие две большие группы делятся все части речи?
Пока мы путешествуем по округу самостоятельных частей речи. И сейчас мы узнаем, как вы их помните. (Слайд № 5).
Постарайтесь узнать часть речи по её общему значению. В качестве примера выберите к каждой части речи слова, размещённые на слайдах. (Слайды № 12, 13, 14, 15, 16. 16, 17. 18). Один учение объясняет орфограммы.
II.
Мы изучили подробно почти все части речи в округе самостоятельных частей речи. Остался один неизведанный островок. (Слайд № 3).
– Как он называется?
– Что вам известно об этой части речи?
– Что сегодня мы должны узнать об этой части речи?
Таблица с планом рассказа о частях речи.
- Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Синтаксическая роль.
Задача урока: научиться определять наречие как часть речи.
Но прежде послушаем, что обозначает слово “Наречие”. (Слайды № 11).
Запишем число, тему урока.
Начинаем работать по плану.
Выясняем общее значение наречий. (Слайды № 6, 7).
– Хочется ли вам так сказать, увидев из– за гор встающее солнце?
– Как вы думаете, какие слова придают точность, выразительность предложениям?
Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся, и сделайте разбор словосочетаний.
(Сделали, спросила, у кого какие; проверяем по скрытой доске).
– От каких частей речи зависит наречие? (Наречия чаще всего сочетаются с глаголами, причастиями, деепричастиями, прилагательными и другими наречиями).
Давайте подумаем, признак чего обозначает наречие в каждом конкретном случае: люблю особенно и далее.
Вывод: наречие обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?
Следующий пункт нашего плана, который мы должны раскрыть, – морфологические признаки. (Слайд № 8).
Измените словосочетания: I вариант– люблю особенно, II вариант– яркое очень.
– Что увидели?
Наречия не изменяются, поэтому у них нет окончаний.
Какую часть речи напоминают? (Деепричастие).
Осталось выяснить синтаксическую роль наречий. (Слайд № 9).
I вариант записывает первое предложение, II записывает второе предложение.
Задание: сделайте синтаксический разбор предложений. Объясните пунктуацию.
Вывод: чем являются наречия в предложении?
Формулируем правило (с примерами). (Слайд № 10).
А теперь посмотрим, есть ли в учебнике дополнительные сведения о наречии?
Могут быть определениями.
Могут сочетаться с существительными.
Новые вопросы: с какой целью? В какой степени?
Запоминаем правило, повторяем (сильный– слабый).
III. Закрепление.
Упражнение № 196. Назовите наречия с теми словами, к которым они относятся, задайте вопросы.
Падают (как?) тихо;
Мчусь (как?) быстро;
Быстро (в какой степени?) очень;
Быстрей (в какой степени?) ещё.
К доске идёт ученик работать по карточке.
Карточка: запишите словосочетания; сделайте морфемный разбор наречий, устно подберите к ним синонимы:
Делать исподтишка
Взгляд исподлобья
С подчёркнутым словосочетанием составьте предложение, подчеркните наречие как член предложения.
Все: замените фразеологизмы наречиями (запишите только словосочетания с наречиями).
Спит как убитый
Работать спустя рукава
Знать как свои пять пальцев
(Сделали сами морфемный разбор записанных наречий. Рассказали).
Самостоятельная работа: (Слайд № 11) Составьте предложения по картинке, употребив в своей речи наречия.
Итог урока:
– Почему наречие – самостоятельная часть речи?
Домашнее задание: учить параграф 32, упражнение № 197.
Литература
- Русский язык. 7 кл./ М.Т.Баранов и др., М, “Просвещение”, 2008 г.
- М.В.Фёдорова. Уроки русского языка в 7 классе, М., “Просвещение”, 2002 год.
- В.П.Жуков, А.В.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2002.
- Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1975.