Мультимедийный урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Закрепление. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложном предложении"

Разделы: Русский язык


Вид урока: урок закрепления знаний.

Тип урока: комбинированный, мультимедийный.

Цель урока: формирование знаний о правльной постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении.

Задачи:

  • расширение знаний о постановке знаков препинания в предложениях;
  • воспитание любви к своей родине;
  • развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
  • развитие речи учащихся.

Необходимые ресурсы: кмпьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку (приложение 1).

Источники информации (литература):

  1. Волина В. Моя Москва. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001.
  2. Луподядова Л. Ю., Лупоядов В. Н. В гостях у истории. – Русич, 2000.
  3. Справочник дошкольника «История». – М., 1998.
  4. История России «Москва». – Белый город, 2000.
  5. Слайды из презентации В. Кузнецовой

Ход урока

1. Орг. момент. (слайд 1)

2. Чистописание. (слайд 2)

Первоначально, Кремль служил как укрепление славянского посёлка, возникшего на Боровицком холме у Москвы реки.

Сначала Кремль был сделан из дуба, но при Дмитрии Донском (слайд 3) дубовые стены Кремля заменили на каменные. (слайд 4)

И стали называть Москву белокаменной. Сегодня наш урок мы начали с разговора о Москве. Давайте вспомним, что мы с вами учили на уроках истории, что читали на литературе?

Кто первым построил Кремль?

Из чего он был построен?

Какой Кремль построен при Дмитрии Донском?

Как стали называть Москву?

При ком был построен Кремль, который мы видим до сих пор?

(Слайд 5)

В 1485 г. царь Иван III приказал заменить старинные стены Кремля из белого камня на кирпичные. Постепенно новые стены и башни стали выше и толще прежних, все облицевали красным кирпичом. Эти стены из красного кирпича стоят до сих пор. Вспомните, через какую башню Кремля могли въехать иностранные послы? Все ли могли проходить через эту башню? (слайд 6)

Самая знаменитая Кремлевская башня – это Спасская. По курантам на Спасской башне сверяет время вся наша страна. В особо торжественных случаях этот парадный ход устилали красным бархатом. Первые башенные часы в России были сделаны в 1404 г. Сам великий князь Василий Дмитриевич приходил на соборную площадь любоваться диковинкой. (слайд 7)

Самое красивое место в Кремле – Соборная площадь. Называется она так потому, что на этой площади можно увидеть сразу несколько прекрасных соборов: Архангельский, Благовещенский, Успенский и собор Двадцати апостолов.

3. Словарь. (слайд 8)

Вспомните, какие словарные слова мы учили о Москве. Напишите их. Составьте предложение.

Москва, Красная площадь, столица, Россия, белокаменная, (слайд 9) президент, Кремль, правительство.

(Слайд 10)

Из белого камня всали башни и стены.
И прозвали Москву белокаменной.

Давайте разберем первое предложение по членам.

Какое это предложение?

Какие однородные члены предложения?

Во втором предложении найдите сложное слово.

Вспомните, как пишутся сложные слова?

Эти сложные слова
Не выносят буквы «А»
Твердо помни, не пиши
В сложном слове букву «И».

Какие соединительные буквы пишутся в сложных словах?

Давайте разберем это слово по составу.

Физминутка. (слайды 11–16)

4. Сообщение темы урока. (слайд 17)

Составив предложения из слов, мы сможем узнать, что мы повторим на уроке.

Улыбнулись, берёзки, сонные, растрепали, косы, шёлковые, шелестят, зелёные, серёжки, и, горят, росы, серебряные.

Какие у вас получились предложения?

Так что же мы будем повторять на уроке?

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

(Слайд 18)

Тема нашего урока: «Закрепление. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и сложных предложениях».

Давайте посмотрим на экран и правильно расставим знаки препинания в предложениях. Подчеркнём основы предложений. Составим схемы предложений. (Слайд 19)

Какие это предложения? Почему вы так решили? Чем отличается простое предложение от сложного?

(Слайд 20)

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень в шубу желтую одета
По лесам с метёлкою прошлась.

(Слайд 21)

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
Поутру вчера дождь в стёкла окон стучал,
Над землёю туман облаками вставал.

5. Работа в тетрадях.

Запишите по своему выбору любое предложение с однородными членами и одно сложное. (Из тех, которые мы разобрали).

Какое предложение называется сложным?

Из чего оно состоит?

Что ставят в нём между простыми предложениями?

Какие члены предложения могут быть однородными?

Что ставят между однородными членами?

Как связаны простые предложения в составе сложного?

6. На доске составьте предложения и расставьте знаки препинания.

(Слайд 22)

Сверкнула молния, и попрятались, начался ливень, послышался резкий удар грома, птицы перестали петь, снова ударил гром.

(Слайд 23)

Сверкнула молния, и послышался резкий удар грома.
Птицы перестали петь и попрятались.
Снова ударил гром, начался ливень.

Какие это предложения?

Есть ли сложное?

Предложение с однородными членами?

7. Итог урока.

Что такое сложное предложение?

Как отличить сложное предложение от предложения с однородными членами?

Что такое простое предложение?

Какие члены предложения могут быть однородными?

(Слайд 24)

Проверь предложения. Всё ли записано правильно. (Для проверки необходимо кликнуть мышью на предложение.)

Живёт Балда в поповом доме, спит себе на соломе.
В нашем лесу растут сосна ель берёза,осина дуб, ольха.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Летом в лесу мы часто видим иволгу, щегла, синицу.

8. Домашнее задание.

Приложение 2

Приложение 3