Задачи:
- Обогащение и упорядочение словаря путём установления лексических и грамматических связей между словами.
- Развивать речевую память, а также процессы анализа и синтеза, сравнения.
- Детализировать понятия “синонимия” и “антонимия”, систематизировать и дифференцировать знания учащихся о синонимах и антонимах.
Учитель: Мы с вами продолжаем готовиться к ЕГЭ.
Н а прошлых занятиях мы начали с вами повторять большой раздел “Лексика”, куда и входят такие понятия, как синонимы и антонимы.
1. Что вы можете сказать об этой схеме?
2. Что такое синонимы, антонимы?
Синонимы – слова, различные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.
Синонимы образуют синонимический ряд.
3. Сообщение о синонимах
Антонимы слова, противоположные по своему лексическому значению.
Антонимы образуют пары.
4 Сообщение об антонимах
Синонимы и антонимы делают нашу речь точной, выразительной, разнообразной.
5. Найдите антонимы, синонимы. Каково их лексическое значение?
Разберите выделенные слова по составу.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать…
6. Чтобы выполнить следующее задание, вспомним, что такое словосочетание.
Подберите синонимы и антонимы к зависимому слову в словосочетании.
Свежий хлеб – мягкий хлеб, чёрствый хлеб;
Свежее бельё – чистое бельё, грязное бельё;
Свежее чувство – новое чувство, старое чувство;
Короткий разговор - недолгий разговор, длинный разговор;
Короткие растения – низкие растения; высокие растения,
Составьте предложения с выделенными словосочетаниями.
7. Вместо точек вставьте по смыслу антонимы и расставьте знаки препинания:
Иди вперёд а оглядывайся ….
От нужды умнеет от богатства ….
От доброго не бегай а … не делай
Слово серебро … - золото
Подальше положишь … возьмёшь.
8. Найти синонимы:
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне дело – Марина,
Я – бренная пена морская.
9. Учитель читает стихотворение Маяковского “Послушайте”.
Попробуйте на слух выписать из данного стихотворения синонимы и антонимы.
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
жемчужинами?
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянётся –
не перенесёт эту беззвёздную муку?
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно,
говорит кому-то:
“Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!”
Послушайте!
Ведь если звёзды
Зажигают –
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
10. Опишите любую из картин, используя синонимы, а, может быть, и антонимы.
11. Проверка мини-сочинений
12. Вывод.