Цель урока: обобщить и углубить знания по теме "Сочинение-описание внешности человека".
Задачи урока:
- продолжить работу по повышению художественной и речевой компетенции учащихся.
- обеспечить закрепление понятий, связанных с формированием умения написания сочинения-описания.
- создать для учеников возможности развивать собственную фантазию и выражать в художественных образах свой взгляд на мир.
- обогатить речь учащихся словами, связанными с описанием внешности человека.
- активизировать портретную лексику.
Тип: развитие речи.
Оборудование:
- Репродукция картины А.М.Шилова "Моя бабушка".
- Толковый словарь.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация.
Мы познакомились с несколькими текстами описательного типа речи и разобрались в том, как описания строятся:
- объявляется объект речи,
- перечисляются его признаки,
- делается вывод, заключение.
По этому плану мы теперь и сами можем составлять описание любого предмета.
2. Объявление темы урока. Целеполагание.
3. Сведения о художнике А.М.Шилове. (Приложение1)
Наш современник, талантливый художник, автор многих портретов, на которых запечатлены простые, ничем не прославившиеся и никому не известные люди, чаще всего пожилые. "Моя бабушка" (1977 г.) - один из таких портретов.
Казалось бы, морщины. Седины: - что привлекает в старом человеке?
Но перед нами одухотворённое, по-своему красивое лицо. И, всматриваясь в незнакомые черты, мы узнаём в них что-то близкое, родное.
"Да это же моя бабушка! - восклицали многие, глядя на этот портрет.
Один из посетителей выставки А. Шилова в Париже оставил такую запись в книге отзывов: "Ваши портреты живут за рамой".
4. Рассматривание картины.
Представьте себе, что вы на выставке картин А. М. Шилова. Среди множества картин мог бы привлечь ваше внимание именно этот портрет? Почему?
5. Словарно-лексическая работа.
Портрет - произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-либо определенного лица или определенных людей (в живописи, скульптуре, графике или фотографии).
Одухотворенность - возбуждение в ком-то высоких помыслов, исполнение высоких стремлений.
6. Работа с картиной. (Беседа, направленная на мотивацию предстоящей творческой задачи).
- Что вас привлекает в облике этой женщины?
- Опишите подробнее бабушку, изображенную на картине, ее возраст, лицо, позу, одежду.
- Может быть, этот портрет напоминает вам вашу бабушку или другую пожилую родственницу?
- Дело ведь вовсе не во внешнем сходстве, а в духовном, внутреннем. Каков, по-вашему, характер этой женщины?
- Что она за человек?
- О чём говорят ее взгляд, поза?
- Обратите внимание на одну очень важную деталь: женщина смотрит вдаль и вместе с тем у неё взгляд, устремлённый в себя, не правда ли?
- Совмещение этих взглядов, наверное, и придаёт портрету необычность, значительность, содержательность. Согласны ли вы с этой оценкой? Поясните своё мнение.
- Если бы вы посетили выставку работ А.Шилова, какую запись оставили бы в книге отзывов?
- Выразите своё отношение к портрету, поделитесь впечатлениями.
7. Выяснение авторской позиции. Определение особенностей художественного стиля.
- Какой смысл вкладывает художник в название холста?
- Какими выразительными средствами, присущими живописи, передаёт художник свою мысль?
- Какие живописные средства использует А. Шилов, чтобы сосредоточить ваше внимание на главном?
8. Упражнения, способствующие вербализации впечатлений от картины.
1.) Работа над словосочетаниями.
- Составьте словосочетания "прил.+ сущ." с главными словами глаза, волосы, руки, лицо.
2.) Работа со словарными статьями Толкового словаря. (цветовая гамма, колорит).
3.) Работа по конструированию предложений.
4.) Работа с текстом.
Проанализируйте фрагмент сочинения по картине А. Шилова "Моя бабушка".
Попробуйте отредактировать текст. Найдите неточности. (Приложение 2).
9. Предупреждение орфографических ошибок. (Приложение 3).
10. Работа над планом сочинения (определение микротем).
Теперь предстоит обдумать план сочинения.
У каждого из вас может быть свой план. С чего начать? Чем продолжить? Как закончить?
Вот вопросы, на которые предстоит вам ответить. Учтите, что этот порядок во многом зависит от идеи картины, следовательно, от идеи сочинения также.
11. Творческое задание.
Написать сочинение по картине "Моя бабушка" А. Шилова.
Учтите, что нужно писать сочинение-описание, а не повествование. Не нужно придумывать, что было до изображения момента, не нужно развивать действие.