Урок–игра "Что? Где? Когда?" по теме "Правописание наречий. Дефис в наречиях". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель:

Создание условий для ознакомления учащихся с правилами дефисного написания наречий.

Дидактический аспект:

  1. Учить находить наречия в тексте и формировать навык правильного написания наречий.
  2. Отработать орфографические навыки, связанные с написанием наречий через дефис.

Развивающий аспект:

  1. Способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность.
  2. Способствовать формированию познавательного интереса учащихся, формированию жизненных установок.
  3. Способствовать развитию зрительного внимания, памяти, воображения.
  4. Способствовать развитию словарного запаса учащихся.
  5. Способствовать развитию навыков самоконтроля.

Воспитательный аспект:

Формировать нравственные качества: гуманность, товарищество, доброту, дисциплинированность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, чувство долга, чувство сопереживания, чувство радости успехам товарища.

Оборудование:

  1. Учебник русского языка для 7 класса. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.
  2. Памятки “Написание наречий”.
  3. Ассоциативные рисунки.
  4. Медаль “За сообразительность”.
  5. Жетоны “Почётный член клуба “Что? Где? Почему?”.
  6. Карточки оценивания.

Форма урока:

Игра.

ТСО:

  1. Ноутбук.
  2. Проектор.
  3. Экран.
  4. Диск с записью вопросов по теме “Наречие”.
  5. Диск с записью по теме “Дефис в наречиях” (новая тема).
  6. Диск с записью музыки из передачи “Что? Где? Когда?”.

Предполагаемый результат.

Учащиеся смогут находить наречия в тексте, грамотно писать наречия и давать аргументированный ответ по изученной теме “Дефис в наречиях”.

План урока.

  1. Повторение изученного по теме “Правописание наречий” (игра “Что? Где? Почему?”).
  2. Мотивация (фонетические упражнения с оздоравливающими свойствами).
  3. Физкультурная пауза.
  4. Изучение темы “Дефис в наречиях” (наблюдение, целеполагание, ассоциация).
  5. Закрепление знаний, полученных по новой теме (работа с учебником – чтение правила на стр. 134, работа с упражнением 215, работа с текстом Ф. Д. Кривина “Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело”).
  6. Домашнее задание (упр.223 или ответить на вопрос: “Нужен ли в вашем городе Лесоруб?”)
  7. Подведение итогов урока.
  8. Оценивание.
  9. Рефлексия.
  10. Заключительное слово учителя.

Ход урока

I. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”. (Приложение 1).

- Здравствуйте, присаживайтесь.

- Знаете ли вы игру “Что? Где? Когда?”?

- Я предлагаю вам сыграть в игру Что? Где? Почему?” (слайд).

- Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 20 секунд.

- Тема очень узкая: “Наречия. Правописание наречий”. А в роли отсутствующих телезрителей согласился быть 8 Б класс нашей школы, они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал.

- Принимаете вызов? Пробуйте свои силы.

- Итак, вы становитесь членами клуба “Что? Где? Почему?”. Каждый ответивший будет считаться членом играющей команды, отвечающий много – почетным членом клуба “Что? Где? Почему?” Давайте выберем капитана, который будет говорить, правильно ли ответил один из вас.

Критерии оценивания (слайд).

5 жетонов и более – “отлично”.

4 жетона – “хорошо”.

3 жетона – “удовлетворительно”.

- Итак, игра! Задание в форме компьютерной презентации (на слайде – фото ученика, задающего вопрос, сами вопросы, потом – правильные ответы (приложение 2)):

1. С вами играет Ударцева Яна.

- Внимание вопрос:

Раскройте скобки в словах, объясните написание:

(В)начале пути все было хорошо.

(В)начале я с трудом разбирался в этой игре

2. С вами играет Змеев Михаил.

Раскройте скобки в словах, объясните написание:

День прошел (в)пустую.

Мы вернулись (в)пустую комнату.

3. С вами играет Куницына Юлия.

Найдите наречие:

Алексей завернулся в плащ, мужестве…о подавляя волнение.

Объясните написание.

4. С вами играет Ганеева Валентина.

Найдите наречия:

Я отвечал (не)уверенно, а сбивчиво.

Объясните написание.

5. С вами играет Романовский Дмитрий.

Найдите наречия:

Тема раскрыта далеко (не)полно.

Объясните написание.

6. С вами играет Морозов Николай.

Найдите наречие:

Он чувствует себя (не)плохо.

Объясните написание.

7.С вами играет Викулин Александр.

Найдите наречия:

В лесу ещ… свеж… от утренней росы.

Объясните его написание.

8. С вами играет Александров Павел.

Найдите наречие:

Угрожающ… шипит что-то серо-зеленая гадюка.

Объясните написание.

9. С вами играет Хомяков Денис.

Найдите наречия:

Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи.

Объясните написание.

За правильный ответ выдается жетон “Почетный член клуба “Что? Где? Почему?”. Знатоки поздравляются с победой.

II. Мотивация.

Слово учителя:

- Что общего между уроком русского языка и уроком физкультуры? Главным является культура. В античности древние греки не отделяли духовную культуру от физической, они говорили о гармоническом развитии человека. И на уроках русского языка мы пытаемся достичь этой гармонии: обучаясь, можно и помолодеть, и развить остроту зрения, и похудеть.

- Вы знаете, как это сделать? Я знаю!

- Назовите, какие гласные буквы встретились в наречиях на конце.

- А-О-Е-Ё.

- Оказывается, мы сейчас с вами выполняли фонетическое упражнение с оздоравливающими свойствами (слайд).

Буква “а” заставляет колебаться желудок, грудную клетку и солнечное сплетение, благотворно влияет на нервную систему.

Буква “о” усиливает кровоснабжение сердца и сосудов.

Буква“е” помогает избавиться от охриплости, способствует усиленному кровоснабжению горла и гортани, активизирует работу щитовидной железы.

Буква “ё” вызывает колебания головы, головного мозга и утомленных глаз. Таким образом происходит их легкий массаж.

III. Физкультурная пауза.

К солнцу вверх все потянулись,
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились!
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!

- А услышали ли вы в стихотворении слова по теме, которую изучаем? Назовите их (вверх, вправо, влево, низко, дружно, теперь).

IV. Изучение темы “ Дефис в наречиях”.

Слово учителя:

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Какая часть речи перед вами? Докажите.

Наблюдение (слайд).

  1. Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;
  2. По-новому, по-моему, по-прежнему;
  3. По-волчьи, по-немецки, по-дружески;
  4. Во-первых, во-вторых, в-шестых;
  5. Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

- Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока?

Тема: “Дефис в наречиях” (слайд).

Запись в тетрадь даты, темы.

- Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?

Целеполагание:

  1. Узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий.
  2. Уметь находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд).

- Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? Предположите, каким способом образовано наречие?

(-То, -либо, -нибудь. Кое-. Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис (слайд)).

Вручается медаль “За сообразительность” тому, кто первый вспомнил о дефисном написании этих частей слов.

Запись в тетрадь:

Через дефис:

  • кое-…
  • …-то
  • …-либо
  • … -нибудь
  • сложение слов или основ.

– Знания по местоимению прочные, пригодились при изучении наречий.

1. - Как ведет себя человек, получивший медаль или другую награду?

Он гордо расправляет плечи, высоко держит голову.

Некоторые наречия ведут себя так же. Но наградой, медалью для них являются суффиксы: ОМУ, ЕМУ, ИХ, ЫХ, И. у них от гордости даже приставки отделяются, пишутся не слитно, как у всех остальных, а через дефис.

Ассоциативный рисунок.

- Рассмотрите рисунки, которые находятся у каждого на парте, сделайте по ним вывод о написании наречий через дефис.

(Рисунок 1–4. Приложение 3): если у человечка-наречия появляется суффикс ОМУ-ЕМУ, И то приставка ПО “от гордости” пишется через дефис. То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.

- Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий (слайд).

  1. Приставка КОЕ-….
  2. Суффиксы …-ТО, …-ЛИБО, …- НИБУДЬ.
  3. Приставка ПО-, если есть суффиксы ОМУ, ЕМУ, И.
  4. Приставка В- (ВО-), если есть суффиксы ЫХ, ИХ .
  5. ПОВТОР слов или основ слов.

Пишутся с наречиями через дефис.

Сверим наши наблюдения, находки с учебником. с. 134 (чтение правила).

V. Закрепление.

1. Упражнение 215 с.135. – по 2 слова из каждого ряда (проверка после написания).

- Те, кто работает быстрее – составить предложение или текст с наречиями.

2. - А теперь я вам предлагаю прочитать текст, который лежит у всех на столах.(Приложение 4).

Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина.

Чтение

Обсуждение (если игра пройдёт быстро).

  1. Что стало причиной эпидемии в городе? (“Не твое дело” – равнодушие).
  2. Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость).
  3. Как зовут докторов? (Это названия лекарств).
  4. Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное).

Существует около 300 определений понятия “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

  1. Физическое – это состояние роста и развития органов и систем организма;
  2. Психическое – состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной деятельности;
  3. Социальное – состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего “я”;
  4. Нравственное – наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви, красоты).

- Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

- Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному).

- Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела).

- В тексте встретилось много наречий. Задание: раскрыть скобки в наречиях (карандашом на листе). Графически объяснить правописание наречий.

- У вас задания среднего уровня сложности, на “4”. Познакомьтесь с ним. Если вы уверены в своих силах и считаете, что можете выполнить задания сложнее или наоборот понимаете, что нужна подсказка, то поднимите руку – я дам вам другое задание – посложнее или полегче.

1. Задание (средний уровень): раскройте скобки в наречиях:

  • дефис, если считаешь, что данное наречие пишется через дефис,
  • соединение двух букв, если считаешь, что наречие пишется слитно,
  • раздельно, если считаешь, что наречие пишется раздельно.

2. Подсказка (низкий уровень).

  1. Приставка КОЕ-… 
  2. Суффиксы …-ТО, …-ЛИБО, …- НИБУДЬ
  3. Приставка ПО-, если есть суффиксы ОМУ, ЕМУ, И,
  4. Приставка В- (ВО-), если есть суффиксы ЫХ, ИХ
  5. ПОВТОР слов или основ слов
пишутся с наречиями через дефис

3. Задание (высокий уровень).

Выделить орфограммы во всех наречиях, наречия подчеркнуть как члены предложения.

VI. Домашнее задание (слайд).

- Листы с домашним заданием лежат на парте. Прочитайте, пожалуйста. Если возникли вопросы, то задайте их. Положите листы с заданием в дневник.

1) Параграф 28, упражнение 223.

или

2) Письменно ответить на вопрос, используя наречия: “Нужен ли в нашем городе Лесоруб?”. Докажите свою точку зрения.

VII. Подведение итогов урока.

- Что узнали нового за урок? (Когда наречия пишутся через дефис, как оздоровиться при помощи звуков, что делать, чтобы не потерять радость в жизни).

- Чему научились? (Писать наречия через дефис).

VIII. Оценивание.

-Кто, по мнению капитана команды знатоков, работал на “5”? (Подсчитывается количество жетонов, полученных детьми за урок).

IX. Рефлексия.

- Заполните таблицу, которая находится у вас на парте.(Приложение 5)

X. Заключительное слово учителя.

- Спасибо за урок. Молодцы.