Цель:
Создание условий для ознакомления учащихся с правилами дефисного написания наречий.
Дидактический аспект:
- Учить находить наречия в тексте и формировать навык правильного написания наречий.
- Отработать орфографические навыки, связанные с написанием наречий через дефис.
Развивающий аспект:
- Способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность.
- Способствовать формированию познавательного интереса учащихся, формированию жизненных установок.
- Способствовать развитию зрительного внимания, памяти, воображения.
- Способствовать развитию словарного запаса учащихся.
- Способствовать развитию навыков самоконтроля.
Воспитательный аспект:
Формировать нравственные качества: гуманность, товарищество, доброту, дисциплинированность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, чувство долга, чувство сопереживания, чувство радости успехам товарища.
Оборудование:
- Учебник русского языка для 7 класса. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.
- Памятки “Написание наречий”.
- Ассоциативные рисунки.
- Медаль “За сообразительность”.
- Жетоны “Почётный член клуба “Что? Где? Почему?”.
- Карточки оценивания.
Форма урока:
Игра.
ТСО:
- Ноутбук.
- Проектор.
- Экран.
- Диск с записью вопросов по теме “Наречие”.
- Диск с записью по теме “Дефис в наречиях” (новая тема).
- Диск с записью музыки из передачи “Что? Где? Когда?”.
Предполагаемый результат.
Учащиеся смогут находить наречия в тексте, грамотно писать наречия и давать аргументированный ответ по изученной теме “Дефис в наречиях”.
План урока.
- Повторение изученного по теме “Правописание наречий” (игра “Что? Где? Почему?”).
- Мотивация (фонетические упражнения с оздоравливающими свойствами).
- Физкультурная пауза.
- Изучение темы “Дефис в наречиях” (наблюдение, целеполагание, ассоциация).
- Закрепление знаний, полученных по новой теме (работа с учебником – чтение правила на стр. 134, работа с упражнением 215, работа с текстом Ф. Д. Кривина “Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело”).
- Домашнее задание (упр.223 или ответить на вопрос: “Нужен ли в вашем городе Лесоруб?”)
- Подведение итогов урока.
- Оценивание.
- Рефлексия.
- Заключительное слово учителя.
Ход урока
I. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”. (Приложение 1).
- Здравствуйте, присаживайтесь.
- Знаете ли вы игру “Что? Где? Когда?”?
- Я предлагаю вам сыграть в игру “Что? Где? Почему?” (слайд).
- Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 20 секунд.
- Тема очень узкая: “Наречия. Правописание наречий”. А в роли отсутствующих телезрителей согласился быть 8 Б класс нашей школы, они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал.
- Принимаете вызов? Пробуйте свои силы.
- Итак, вы становитесь членами клуба “Что? Где? Почему?”. Каждый ответивший будет считаться членом играющей команды, отвечающий много – почетным членом клуба “Что? Где? Почему?” Давайте выберем капитана, который будет говорить, правильно ли ответил один из вас.
Критерии оценивания (слайд).
5 жетонов и более – “отлично”.
4 жетона – “хорошо”.
3 жетона – “удовлетворительно”.
- Итак, игра! Задание в форме компьютерной презентации (на слайде – фото ученика, задающего вопрос, сами вопросы, потом – правильные ответы (приложение 2)):
1. С вами играет Ударцева Яна.
- Внимание вопрос:
Раскройте скобки в словах, объясните написание:
(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре
2. С вами играет Змеев Михаил.
Раскройте скобки в словах, объясните написание:
День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.
3. С вами играет Куницына Юлия.
Найдите наречие:
Алексей завернулся в плащ, мужестве…о подавляя волнение.
Объясните написание.
4. С вами играет Ганеева Валентина.
Найдите наречия:
Я отвечал (не)уверенно, а сбивчиво.
Объясните написание.
5. С вами играет Романовский Дмитрий.
Найдите наречия:
Тема раскрыта далеко (не)полно.
Объясните написание.
6. С вами играет Морозов Николай.
Найдите наречие:
Он чувствует себя (не)плохо.
Объясните написание.
7.С вами играет Викулин Александр.
Найдите наречия:
В лесу ещ… свеж… от утренней росы.
Объясните его написание.
8. С вами играет Александров Павел.
Найдите наречие:
Угрожающ… шипит что-то серо-зеленая гадюка.
Объясните написание.
9. С вами играет Хомяков Денис.
Найдите наречия:
Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи.
Объясните написание.
За правильный ответ выдается жетон “Почетный член клуба “Что? Где? Почему?”. Знатоки поздравляются с победой.
II. Мотивация.
Слово учителя:
- Что общего между уроком русского языка и уроком физкультуры? Главным является культура. В античности древние греки не отделяли духовную культуру от физической, они говорили о гармоническом развитии человека. И на уроках русского языка мы пытаемся достичь этой гармонии: обучаясь, можно и помолодеть, и развить остроту зрения, и похудеть.
- Вы знаете, как это сделать? Я знаю!
- Назовите, какие гласные буквы встретились в наречиях на конце.
- А-О-Е-Ё.
- Оказывается, мы сейчас с вами выполняли фонетическое упражнение с оздоравливающими свойствами (слайд).
Буква “а” заставляет колебаться желудок, грудную клетку и солнечное сплетение, благотворно влияет на нервную систему.
Буква “о” усиливает кровоснабжение сердца и сосудов.
Буква“е” помогает избавиться от охриплости, способствует усиленному кровоснабжению горла и гортани, активизирует работу щитовидной железы.
Буква “ё” вызывает колебания головы, головного мозга и утомленных глаз. Таким образом происходит их легкий массаж.
III. Физкультурная пауза.
К солнцу вверх все потянулись,
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились!
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
- А услышали ли вы в стихотворении слова по теме, которую изучаем? Назовите их (вверх, вправо, влево, низко, дружно, теперь).
IV. Изучение темы “ Дефис в наречиях”.
Слово учителя:
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Какая часть речи перед вами? Докажите.
Наблюдение (слайд).
- Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;
- По-новому, по-моему, по-прежнему;
- По-волчьи, по-немецки, по-дружески;
- Во-первых, во-вторых, в-шестых;
- Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.
- Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока?
Тема: “Дефис в наречиях” (слайд).
Запись в тетрадь даты, темы.
- Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?
Целеполагание:
- Узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий.
- Уметь находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд).
- Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? Предположите, каким способом образовано наречие?
(-То, -либо, -нибудь. Кое-. Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис (слайд)).
Вручается медаль “За сообразительность” тому, кто первый вспомнил о дефисном написании этих частей слов.
Запись в тетрадь:
Через дефис:
- кое-…
- …-то
- …-либо
- … -нибудь
- сложение слов или основ.
– Знания по местоимению прочные, пригодились при изучении наречий.
1. - Как ведет себя человек, получивший медаль или другую награду?
Он гордо расправляет плечи, высоко держит голову.
Некоторые наречия ведут себя так же. Но наградой, медалью для них являются суффиксы: ОМУ, ЕМУ, ИХ, ЫХ, И. у них от гордости даже приставки отделяются, пишутся не слитно, как у всех остальных, а через дефис.
Ассоциативный рисунок.
- Рассмотрите рисунки, которые находятся у каждого на парте, сделайте по ним вывод о написании наречий через дефис.
(Рисунок 1–4. Приложение 3): если у человечка-наречия появляется суффикс ОМУ-ЕМУ, И то приставка ПО “от гордости” пишется через дефис. То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.
- Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий (слайд).
- Приставка КОЕ-….
- Суффиксы …-ТО, …-ЛИБО, …- НИБУДЬ.
- Приставка ПО-, если есть суффиксы ОМУ, ЕМУ, И.
- Приставка В- (ВО-), если есть суффиксы ЫХ, ИХ .
- ПОВТОР слов или основ слов.
Пишутся с наречиями через дефис.
Сверим наши наблюдения, находки с учебником. с. 134 (чтение правила).
V. Закрепление.
1. Упражнение 215 с.135. – по 2 слова из каждого ряда (проверка после написания).
- Те, кто работает быстрее – составить предложение или текст с наречиями.
2. - А теперь я вам предлагаю прочитать текст, который лежит у всех на столах.(Приложение 4).
Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина.
Чтение
Обсуждение (если игра пройдёт быстро).
- Что стало причиной эпидемии в городе? (“Не твое дело” – равнодушие).
- Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость).
- Как зовут докторов? (Это названия лекарств).
- Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное).
Существует около 300 определений понятия “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
- Физическое – это состояние роста и развития органов и систем организма;
- Психическое – состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной деятельности;
- Социальное – состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего “я”;
- Нравственное – наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви, красоты).
- Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?
- Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному).
- Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела).
- В тексте встретилось много наречий. Задание: раскрыть скобки в наречиях (карандашом на листе). Графически объяснить правописание наречий.
- У вас задания среднего уровня сложности, на “4”. Познакомьтесь с ним. Если вы уверены в своих силах и считаете, что можете выполнить задания сложнее или наоборот понимаете, что нужна подсказка, то поднимите руку – я дам вам другое задание – посложнее или полегче.
1. Задание (средний уровень): раскройте скобки в наречиях:
- дефис, если считаешь, что данное наречие пишется через дефис,
- соединение двух букв, если считаешь, что наречие пишется слитно,
- раздельно, если считаешь, что наречие пишется раздельно.
2. Подсказка (низкий уровень).
|
пишутся с наречиями через дефис |
3. Задание (высокий уровень).
Выделить орфограммы во всех наречиях, наречия подчеркнуть как члены предложения.
VI. Домашнее задание (слайд).
- Листы с домашним заданием лежат на парте. Прочитайте, пожалуйста. Если возникли вопросы, то задайте их. Положите листы с заданием в дневник.
1) Параграф 28, упражнение 223.
или
2) Письменно ответить на вопрос, используя наречия: “Нужен ли в нашем городе Лесоруб?”. Докажите свою точку зрения.
VII. Подведение итогов урока.
- Что узнали нового за урок? (Когда наречия пишутся через дефис, как оздоровиться при помощи звуков, что делать, чтобы не потерять радость в жизни).
- Чему научились? (Писать наречия через дефис).
VIII. Оценивание.
-Кто, по мнению капитана команды знатоков, работал на “5”? (Подсчитывается количество жетонов, полученных детьми за урок).
IX. Рефлексия.
- Заполните таблицу, которая находится у вас на парте.(Приложение 5)
X. Заключительное слово учителя.
- Спасибо за урок. Молодцы.