Топонимы в преподавании русского языка, литературы и во внеклассной работе

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Невозможно изучение русского языка и литературы без знания своей Родины большой и малой. Край родной интересен. Им можно гордиться, но при условии: его надо знать. Пусть о нас не говорят: “Иваны непомнящие”.

Привлечь учащихся к изучению своей малой родины можно с помощью исследовательской работы. Предметом предлагаемого исследования являются топонимы села Буссе Свободненского района Амурской области.

Географические названия – это история. Они отражают жизнь народа, его духовную культуру. Поэтому учитель-словесник должен способствовать формированию у школьников русского самосознания, приобщению их к национальной русской культуре. Одним из путей решения названной задачи является регулярно проводимая на уроках русского языка и литературы лексическая работа, в том числе работа с топонимами своей местности.

Федеральная программа “Русский язык” в качестве одной из основных задач выдвигает воспитание сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности.

В последние годы в Амурской области наметилось значительное оживление в сфере познания географических названий. Но не только они имеют ценность для современного изучения. Напряженные поиски, характеризующие сегодня лингвистическую мысль, отражены и в раздумьях писателей, и в дискуссиях на страницах печати, и в многочисленных догадках и гипотезах ,рассыпанных по самым различным фольклорным текстам. Именно они должны стать предметом изучения в школах. Культура России начинается с понимания культуры малой родины – нашего Приамурья, своего села.

Целью исследования является методическая адаптация топонимов села Буссе для изучения на уроках русского языка и литературы.

Данная цель определяет следующие задачи:

  • собрать топонимы села Буссе из различных источников для исследования;
  • провести их лексический анализ;
  • на основе полученных результатов предложить топонимы для изучения на уроках в школах;
  • экспериментально проверить доступность использования на уроках предлагаемых топонимов при изучении различных тем.

Исследовательская работа проводилась в течение 2006–2008 года. В работе представлены описание методики сбора материала, а также результаты исследования.

Начало поиска

Начали мы изучение топонимов со знакомства с наукой, которая их изучает, сведения о которой мы находили в различных источниках. Географические названия встречаются всюду – на карте, в почтовом адресе, в газетной статье, слышны в разговорах. Они позволяют нам ориентироваться в пространстве и в то же время повергают в ужас школьников, которые вынуждены эти названия заучивать. Значение, происхождение, изменение географических названий изучает наука топонимика. Название науки образовано от греческих корней topos – место и onuma – имя, т.е. говорит о том, что предмет науки – имена мест. Топонимика тесно связана с географией: изучать названия объектов можно лишь тогда, когда ясно представляешь себе эти объекты. Несомненна связь топонимов и с историей: народы уходят, переселяются, но данные им названия гор, озер остаются в памяти тех народов, которые пришли им на смену, во многих географических названиях сохраняются воспоминания об исторических событиях.

Сама же топонимика – это отрасль более широкой науки – ономастики, входящую в число наук о языке и изучающей имена собственные.

В соответствии с названием науки, изучаемые ею слова называются топонимами; топоним – синоним словосочетания “географическое название”.

Расширяя свой кругозор, люди все подробнее изучали окрестности своего жилища: собственные названия появились у отдельных излучин рек, в лесах – у охотничьих избушек, в засушливых местах – у колодцев; иногда бывает, что и камень имеет собственное имя. Имена таких мелких географических объектов называются микротопонимами.

У русских сел и городов названия связаны с именами тех, кто их открыл, основал.

Методика сбора материала

Для начала мы решили собрать все известные ученикам топонимы села Буссе – их оказалось 19. Затем, на основе этих топонимов разработали следующую схему анализа топонимов:

  • топоним;
  • вид топонима;
  • местонахождение;
  • объяснение;
  • источник;
  • фотография.

В результате выяснилось, что многие топонимы схожи друг с другом не только своими видами, но и лексическими значениями.

Вместе с учениками старших классов мы выяснили, что все географические названия нашего села тесно связаны с первопоселенцами, которые заселили берега Амура 3 века назад. Именно с них начинается присвоение географических названий сколько-нибудь значительным объектам, что становится официальной процедурой. Первооткрыватели предлагали название, его рассматривало национальное географическое общество, потом утверждало соответствующее ведомство. Как же придумывались топонимы?

1. Названия давали в честь первооткрывателей, других знаменитых людей.

Самое значительное название – это название нашего села – Буссе. Для его разъяснения нам пришлось окунуться в историю. Выяснилось, что это село было основано в 1857 году казаками, которые пришли сначала по реке Онон, затем по Шилке, а после по Амуру. Первопоселенцами были жители казачьей станицы Кайдаловской Карымского района Читинской области. Так по воле судьбы попали в наши места семьи казаков Пакуловых, Куницыных, Щегловых, Гончаровых, Гаврилковых, Былковых, Куликовых, Обуховых и многих других. Что представляло собой село в начальных период своей истории? Это поселок Кумарского станичного округа в 144 верстах выше г.Благовещенска. в поселении имелась часовня во имя Покрова Божьей Матери, школа, хлебный магазин и почтовая станция. Названо село в честь Николая Васильевича Буссе. Родился он в 1828 году в Петербурге, окончил пажеский корпус, служил в Семеновском полку. В 1852 году судьба свела его с генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н.Муравьевым, при котором он стал чиновником особых поручений и был начальником штаба Восточной Сибири до 1858 года. Будучи сподвижником Г.Н.Невельского, принимал активное участие в экспедиции по приоединению Амурского края к России. Помимо организации по Амуру и Зее, строительства Благовещенска, обеспечения продовольствия войск и населения, губернатор был озабочен отношениями с китайскими властями. Село было названо в честь него, т.к. он неоднократно останавливался здесь, объезжая границы Амурской области.

Так же в нашей местности есть река Пакулиха. Стала она так называться по фамилии первопоселенцев Пакуловых, у которых на берегу этой речушки стояла мельница. Есть такжк и Пакуловская заимка, расположенная ближе к соседнему селу Загорненской Селитьбе. О ней нам рассказала одна из жительниц – Дыбова Татьяна Николаевна, которой в свою очередь поведала Щеглова Мария Александровна, на плоту приплывшая в 1922 году с отцом и младшими братьями в наше село. В те времена, после посадки огородов, собрав все необходимые вещи, семьи вместе со своим хозяйством на телегах, обозах, верхом уезжали за 20 километров от села на все лето. В поселениях оставались лишь работники или некоторые члены семей для присмотра за огородами.

Немалый интерес представляет название Корсаки. Сейчас это просто местечко, а раньше на его месте была застава, которая так и называлась. Название ей дали такое потому, что неподалеку располагалось село Корсаково, которое было названо в честь Корсакова – сподвижника Г.И.Невельского, принимавшего активное участие в экспедиции по присоединению Амурского края к России. На острове Сахалин есть город с одноименным названием – Корсаков, так же названного в честь Корсакова.

2. Названия – характерный признак.

Очень часто собственные имена – это характерный признак (большому неуклюжему человеку дают прозвище Медведь). То же и в географических названиях.

Названия, характеризующий признак объекта, отмечают не только наличие этого признака у называемого объекта, но и отсутствие его вокруг. Есть одно местечко от села с названием Бахчи – это место в верховьях речки Сухой. Свое название оно получило в те времена. Когда в том районе китайцы выращивали арбузы – бахчевую культуру. Наблюдая за речушкой в районе Бахчей, они заметили, что в засушливое время года речка пересыхала до того, что даже не оставалось ручейка в ее русле. Оттуда и название - Сухая.

Оохота к перемене мест – давнее свойство человека. Переселяются люди, семьи, целые народы. Перешли на другое место, построили село, и хорошо бы сохранить память о местах родных. Поэтому берут то название, которое хорошо знакомо им с прежних мест. К числу таких названий можно отнести Ушканку с.Буссе. случайно это или нет, но такое название появилось почти одновременно – в середине XVIII века – сразу в нескольких местах нашей области. Готовясь в 2007 году к юбилею села мы выяснили, что похожее название есть и в с.Черняево Магдагаченского района Амурской области, и в с. Константиновка, и у нас. Не медля ни минуты, мы написали письма в музей села Черняево и в школу села Константиновка с просьбой раскрыть историю их “Ушканки”. Нам отозвались только работники школы и музея с.Черняево. оказывается, что все эти понятия обозначают одно и то же: раньше на месте селения был лес, в котором водилось множество зайцев-ушканов, а после заселения берегов Амура казаками часть деревни так и стали называть.

Считается, что свое название река получила от солонского амур – “река”. Самые первые сведения о реке с таким названием и ее обитателями привез Иван Москвитин ,и содержатся в “Росписи по рекам…”. Сам Москвитин на Амуре не был и узнал о его существовании на Алдане от эвенков, но солоны всегда являлись жителями верховья Амура и в настоящее время проживают во Внутренней Монголии и Синьцзяно-Уйгурском автономном районе КНР. Противоречия в данном случае нет, так как солоны относятся к одной из племенных групп эвенков и говорят на эвенкийском диалекте.

3. Название – ориентир.

Название может служить и ориентиром. Естественно называть какое-либо место по имени человека, который его открыл, поселился там, основал поселок. Это не делается указом власти – просто люди помнят, что южнее одного километра от села буссевский житель по имени Дмитрий Купряков, которого в деревне по обычаю называли Митей, на берегу небольшого озерца имел покос, которому тут же дали название Митиного покоса. И озеро, располагающееся рядом, также стали называть Митиным. Есть у нас еще одно похожее по происхождению название – Малайкина падь. Это распадок между сопками, где был покос семьи Малайкиных. Здесь же рядом и Малайкина заимка.

4. Название, связанное с каким-либо событием.

Таких событий может найтись несметное количество. Например, Каменный дом. Это пещера. В пределах Дальнего Востока зафиксировано свыше 240 пещер. На территории Амура имеются белые пятна в отношении дислокации пещерных комплексов. О пещере в районе с.Буссе сообщалось Г.С.Новиковым-Даурским, но обнаружить его долгое время не удавалось. Только в 1970 году Б.С.Сапуновым она была обнаружена, а в 1984 и 1987 годах исследована. Сформировалась пещера в конце Юрского начале мелового периода. Анализ расположения полости пещеры показал, что она размещена на высоте около 300 метров ниже уровня моря. Входное отверстие имеет юго-западную ориентацию. Подземная форма лишена крупных водопроявлений. Над входом в пещеру нависает карниз. Максимальная ширина входа по основанию 5,10 метров. Наибольшая высота – 1,7 метров. Дно пещеры горизонтальное. В ней наблюдается воздушная фильтрация, фиксируется незначительный обвал потолка. Имеется широкая предвходная площадка. Исследователями были найдены фрагменты посуды из бересты со следами сшивания, фрагмент тонкостенной керамики ручной лепки, фрагмент орудия из кости, точильный камень, мелкие колотые обожженные кости, пятна золы, трубчатая кость косули, позвонок изюбра, обломки и осколки красноватого халцедона, фрагмент раковины моллюска. А учениками нашей школы был найден керамический кувшин, который долгое время хранился в школьном краеведческом музее. Над пещерой имеется удобная широкая площадка, на которой обнаружено 2 западины древних жилищ.

Немногочисленный, но конкретный археологический материал позволяет говорить о том, что пещера и ее окружности, были хорошо знакомы человеку в голоцене. О посещаемости пещеры в более древнее время можно лишь предполагать, поскольку имеются косвенные свидетельства.

Новые географические названия появляются и в наши времена. Наше село славится не только своей историей казачества, заселившего территории вдоль реки Амур. Жители его участвовали и в обороне российских рубежей во время Великой Отечественной войны. Именно в послевоенное время появилось название Военная Точка. Она располагалась на одной из сопок перед селом. Это место, где на обороне села стояло зенитное укрепление. До сих пор там сохранились следы окопов и землянок, в которых жили девушки-зенитчицы, храбро защищавшие свою Родину.

Результаты исследования

Таких примеров можно приводить великое множество. Топонимика дает ценный материал для историков. Географические названия позволяют судить о том, какие народы заселяли прежде ту или иную местность, а иногда и восстанавливать и некоторые факты. Если же основное население – русские, вслушайтесь в местный говор, установите, чем он отличается от привычного для вас.

Все непонятные названия человек хочет объяснить, так как бывает непонятным происхождение слов, непонятны многие географические названия. И объяснения находятся. Так в селе есть сопка, под названием Парашка. Об истории этой горки нам поведала жительница нашего села Баркова Лукерья Николаевна.

Разуваева Прасковья Митрофановна жила у подножья этой сопки в большом доме с русской печкой. Ребятишки, катаясь в зимнее время с горки, замерзнув, часто прибегали к ней погреться, и, хотя у нее у самой была куча мала ребятишек, всем находилось место на печке.

Так и стали называть жители села сопку Парашкиной, в честь бабушки, которую в селе так ласково называли. Но русскому языку свойственен процесс опрощенья, при которомслова преобразуются в более простые названия. Так Парашкина сопка стала называться просто Парашкой.

Есть еще одно название, которое подчинилось такому же принципу орфографии – это Самодон, ранее называвшийся Улус-Модоном. Из воспоминаний М.И.Винюкова – ученого-исследователя по Амуру в мае – июне 1857 года, изложенных в книге “Амур – река подвигов”, мы знаем, что на Улус-Модоне два небольших поселка, ныне называемые Казакевичевым и Корсаковым, в честь двухсотрудников Муравьева по занятию Амура; последний поселок от станицы Кумарской, по реке – 69 верст. В этой же книге (см. выше) изложены и воспоминания Н.М.Пржевальского – выдающегося русского путешественника в 28 лет начавшего путешествие по Дальнему Востоку: “…Мы миновали наконец известную замечательность Верхнего Амура – излучину Улус-Модонскую, где река, сделав дугу в 30 километров, снова подходит километра на 2 к прежнему месту, и прибыли 20 июня в Благовещенск…”

Таким образом, мы с ребятами выявили основные способы появления топонимов в нашей местности, а так же выяснили, что распространенным способом их образования является суффиксальный способ и способ опрощенья. Микротопонимы образовались при помощи суффиксов -ов/ев, -ин(о), -ск, -ищ(и), -ича, -н(я), -ник(и), -к(а), -уц/иц, -енк, -их, -т(а) – Ушканка, Гончариха, Богданиха, Митино озеро, Малайкина падь и т.д.

Как результат нашего исследования топонимы рассматриваются на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе. Актуализация топонимического материала наиболее оптимальна при изучении раздела “Морфология” в теме “Собственные имена существительные” (Приложение 1) и “Правописание числительных”, в разделе “Словообразование” при изучении способов образования слов; в разделе “Синтаксис” в теме “Тире между подлежащим и сказуемым”, при изучении обособленных членов предложения и др.

Топонимический материал на уроках русского языка может быть задействован в виде словарных диктантов, как материал для индивидуальных и дифференцированных карточек (Приложение 2), сочинений-миниатюр по опорным словам, диктантов с изменением текста, сочинений.

На уроках литературы после изучения рассказов И.С.Тургенева из сборника “Записки охотника” проводим урок развития устной речи (Приложение 3). Произведения Тургенева полны топонимов – географических названий Орловской губернии. Эти названия связаны с охотниками, встречающимися в произведениях писателя. Дети знают, какие топонимы нашей местности употребляют охотники нашего села в своем лексиконе – это Самодон, Корсаки, Бахчи, Каменный дом и т.д. На уроке развития речи учащиеся выступают с устными связными сообщениями о топонимах окрестностей села Буссе.

Во внеклассной работе важно воспитывать у учащихся стремление к поискам научно правильного объяснения соответствующих топонимов, не допуская попыток прибегнуть к произвольной, ложной этимологизации слова. Как виды внеклассной работы чаще всего выпускаются бюллетени по топонимике, готовятся иллюстрированные альбомы, устные журналы. Сейчас с учениками старших классов мы составляем свой словарь топонимов нашей местности.

При творческом подходе к топонимам формируется живой интерес к культуре казачества, его национальным обычаям и традициям. Этот интерес сохраняет связь прошлого и настоящего, глубже понять региональную литературы, почувствовать богатство духовного наследия казаков. Только через любовь к родному слову и благоговейное отношение к нему можно воспитать бережное отношение к русскому языку и литературе в целом.

Литература

  1. Народная мудрость.
  2. Русский язык № 4 (268), январь 2001.
  3. Абеленцев, В.Н. Амурское казачество XIX–XX веков. – Благовещенск, 2005. С.125-128, 135.
  4. Азадовский, М.К. Песнь о переселении на Амур//Сибирский архив. – Минусинск, 1916. № 3–4. – С.164–169.