Цель:
- научить обучающихся самостоятельно находить нужные материалы (в том числе и научные), выстраивать этот материал в стройную систему по определённому вопросу;
- вызвать интерес у подрастающего поколения к истории своей семьи, способствовать укреплению семейных отношений на основе взаимопонимания, уважения и преемственности семейных традиций и правил общежития.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы рассмотрим теоретические материал, в котором обратим внимание на основные этапы экспериментальной работы.
Эксперимент – научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо. Экспериментальная работа составляет практическую часть научной работы. Практическая часть – наблюдения, сбор материала, его анализ, ведение дневника, регистрация цифрового материала.
План проведения эксперимента:
I. Сформулируйте цель проведения эксперимента:
- Сделайте предположение о возможных результатах, сформулируйте гипотезу.
- Выясните связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.
II. Спланируйте проведение эксперимента:
- Выясните, какие условия, материалы необходимы для этого.
- Составьте схему проведения эксперимента.
- Выберите самый оптимальный способ фиксирования результатов.
III. Проведите эксперимент
- Последовательно осуществите все этапы эксперимента.
- Проведите необходимые измерения, зарисовки, запишите результаты.
3. Проверьте точность полученных результатов.
IV. Обработайте полученные результаты.
- Сравните полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.
- Сформулируйте вывод.
- Объясните, что доказывает данный эксперимент, свяжите его с изученными явлениями, теориями, законами.
Методика проведения наблюдения.
- осмыслите цели наблюдения;
- уточните предмет наблюдения;
- разработайте план наблюдения;
- определите форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания);
- наблюдение повторите два-три раза с целью повышения его объективности;
- при описании наблюдаемых явлений обратите внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях;
- помните, что цель описания явлений – выявление наиболее точно и полно их признаков;
- при описании результатов наблюдений обратите внимание на то, что существенно
- новое было обнаружено и что общего с ранее известным;
- полученные результаты оформите в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).
V. Анализ и обобщение полученных в ходе работы результатов.
К этому этапу работы у вас должно накопиться достаточное количество материала – факты, источники, результаты наблюдений и т.д. Собранные вами данные должны иллюстрировать ваши мысли и выводы, сформировавшиеся в процессе обработки материала и работы с литературой.
Синтез – мысленное соединение отдельных частей, признаков в единое целое.
Порядок синтеза:
- Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
- Для ответа на этот вопрос проведите подробный анализ изучаемых явлений.
- Найдите связи между отдельными частями явления, объедините их, обобщите полученные сведения.
Методика проведения обобщения.
- уточните предмет наблюдения;
- разработайте план наблюдения;
- определите форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания);
- наблюдение повторите два-три раза с целью повышения его объективности;
- при описании наблюдаемых явлений обратите внимание на то, как они протекали во
- времени и при каких условиях;
- помните, что цель описания явлений – выявление наиболее точно и полно их
- признаков;
- при описании результатов наблюдений обратите внимание на то, что существенно
- новое было обнаружено и что общего с ранее известным;
- полученные результаты оформите в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).
VI. Анализ и обобщение полученных в ходе работы результатов.
К этому этапу работы у вас должно накопиться достаточное количество материала – факты, источники, результаты наблюдений и т.д. Собранные вами данные должны иллюстрировать ваши мысли и выводы, сформировавшиеся в процессе обработки материала и работы с литературой. Результаты ваших исследований могут быть оформлены наглядно (таблицы, графики, модели, приборы и т.д.).
Методика проведения сравнения.
Методика проведения анализа.
Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
Порядок анализа:
- мысленно расчлените объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение;
- постарайтесь обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета;
- подумайте о причинах такого разделения на блоки.
Методика проведения синтеза.
Синтез мысленное соединение отдельных частей, признаков в единое целое.
Порядок синтеза:
- Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
Обобщение мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
Порядок обобщения:
- Найдите наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
- Определите их сходство.
- Установите связь между ними.
- Сформулируйте общий вывод.
- Для ответа на этот вопрос проведите подробный анализ изучаемых явлений.
- Найдите связи между отдельными частями явления, объедините их, обобщите полученные сведения.
3. Методика сбора информации “Как составить свою родословную”
Работа состоит из трёх этапов.
Первый этап
Сбор информации и опрос родственников для составления родословной (родословной поколенной росписи).
Вопросы, которые надо задавать родственника оформляются в виде генеалогической карточки (своеобразный опросник).
Возьмите стопку бумаги и напишите на каждом листе фамилию, имя и отчество отдельных членов рода. Это облегчит вам в дальнейшем составление схемы.
Генеалогическая карточка
- Фамилия (для замужних женщин указать в скобочках девичью).
- Имя, отчество (если менялись, указать, какие были).
- Дата и место рождения.
- Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).
- Национальность.
- Фамилия, имя, отчество отца.
- Фамилия, имя, отчество матери.
- Место или места жительства (с указанием дат).
- Имена и даты рождения братьев и сестёр.
- Образование, что окончил, кто по специальности.
- Место (места) работы или службы, должности.
- Участие в войнах (каких, где).
- Награды, звания.
- Фамилия, имя, отчество жены (мужа).
- Фамилия, имя, отчество детей, их даты рождения.
- Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 года).
- Хобби (любимое занятие, увлечение). Интересные факты из жизни.
- Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервьюирование.
- Дата заполнения. (Приложение 1)
Одновременно собирайте копии или ксерокопии документов, фотографий, подписывайте их (кто изображен, к какому времени относиться, у кого взяли).
Для составления родословной до 4-5 колена современнику потребуется документы семейного архива: свидетельства о рождении, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, свидетельство о расторжении брака, а также свидетельства и дипломы об окончании учебных заведений, аттестаты, удостоверения, грамоты, орденские книжки, военные билеты и т.д. (Приложение 4, Приложение 5)
Второй этап
Выберите вариант оформления схемы родословной:
- восходящая (от потомка к предкам);
- нисходящая (от предка к потомкам).
Заполненные листы разложить по порядку поколений, как показано в прилагаемой схеме 1-е колено. Я, мои братья и сестры.
2-е колено. Папа, его братья и сестры. Мама, ее братья и сестры. 3-е колено. Бабушки, дедушки и т.д.
После этого можно записать в тетрадь все собранные сведения по поколениям и заполнить приложенную схему, расширив по горизонтали добавлением боковых родственников в тех же рядах.
Например: братья и сестры папы, потом сам папа. Дальше идет мама и после нее – ее братья и сестры.
От каждого родственника можно построить вверх схему его предков по тому же принципу. (Приложение 2)
Третий этап
Работа с документами в библиотеках, музеях, архивах. Поиск этимологии родовой фамилии. Написание биографий знаменитых или отличившихся родичей, летопись рода и т.д. (Приложение 3)
4. Домашнее задание: оформление творческой работы.
Литература
- Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. Просвещение, 2002, 240стр.
- Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся. М. Педагогика, 2002, 70 стр.
- Гецов Г. Рациональные приёмы работы с книгой. М. Книга, 1999.
- Нироева Л.В., Шиян Т.В., Баумгертнер М.В. Организация научной работы в средней школе (рекомендации для учителей). Новокузнецк, 2002.