Единый государственный экзамен пришел и в Кемеровскую область.
Одно из главных предназначений ЕГЭ – получение объективной картины качества образования в системе среднего (полного) общего образования, объективной оценки освоения государственного образовательного стандарта выпускниками школы.
Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, рубежный и итоговый, включая ЕГЭ.
Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве вступительного испытания многие вузы России, – это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка. Нужно ли специально готовить учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку? Разумеется, нужно! Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д. Учителю старших классов необходимо разработать систему уроков, направленную на углубление знаний учащихся о системе языка, совершенствование их учебно-языковых и коммуникативных умений.
Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо начинать с информационного этапа. На этом этапе администрация школы изучает Положение о ЕГЭ. Оформляется стенд “Единый государственный экзамен”, который включает в себя: Положение о ЕГЭ, инструкцию для выпускников, советы учителя литературы и русского языка (трудные случаи), советы классного руководителя (НОТ школьника), советы психолога, советы врача.
Следующий этап - создание положительного общественного мнения. На этом этапе проводятся совещания для педагогического коллектива, родительские собрания, ученические собрания. Цели: дать информацию о ЕГЭ, обо всей подготовительной работе, постараться преодолеть возможный негативный настрой, нарисовать перспективы, ответить на вопросы.
Для реализации обучающего этапа подготовки еще до начала учебного года в вариативную часть базисного учебного плана вводятся спецкурсы: “ЕГЭ – это серьезно!”. Цели: совершенствовать навык работы с тестами; заострить внимание на особенностях написания части С и выполнить несколько пробных работ; выработать навыки борьбы со стрессом; умения предварять стресс; умения выполнять заданный объем в ограниченный промежуток времени. Условия реализации этих целей: необходимо обеспечить всех учащихся контрольно-измерительными материалами (в нашем случае это осуществлялось за счет родителей) и привлечь к проведению психологических тренингов профессиональных педагогов-психологов.
Следует отметить, что одна из серьезных проблем – заполнение бланков ответов. Чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно, необходимо несколько занятий отвести разъяснению правил заполнения бланка регистрации, бланков ответов и практическим упражнениям.
Репетиционный этап подразделяется на два: пробный школьный экзамен; единый пробный экзамен в пункте проведения экзамена.
Последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.
Особо хочу остановиться на обучающемся этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку.
Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков.
- Фонетика. Графика. Орфоэпия.
- Лексика. Фразеология.
- Морфемика. Фразеология.
- Морфология и культура речи.
- Синтаксис и культура речи.
- Орфография и пунктуация.
- Работа с частью С (написание сочинения)
Рассмотрим основные вопросы повторения каждого раздела.
Основной методический принцип повторения и обобщения материала по фонетике в старших классах – опора на речевой слух учащихся, т.е. сознательное восприятие школьниками звуков и правильное определение их свойств. Необходимо четко разграничить понятия “буква” и “звук”. Необходимо подбирать такие упражнения по фонетике, графике и орфоэпии, которые должны выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова, выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка. Эти знания и умения и проверяют типичные задания Единого государственного экзамена по русскому языку, посвященные фонетике, графике и орфоэпии. Изучение орфоэпических норм предполагает использование словарей. Следует учитывать, что многие слова имеют варианты произношения, зафиксированные в орфоэпических словарях. Обращаться к этому материалу целесообразно в начале 10-го класса перед повторением морфемики и лексики, а затем включать фонетический разбор и отдельные наблюдения над устной речью при изучении других разделов русского языка.
Материал для повторения можно сгруппировать в два блока:
I. Фонетика и графика.
II. Орфоэпия.
В целом этому материалу следует посвятить от 2 до 4 часов (в зависимости от общего количества часов и уровня подготовленности учащихся).
Задания по лексике и фразеологии проверяют знание основных лексических понятий, владение лексическими нормами, а также общий уровень развития ученика, объем его словарного запаса. Обогащение словарного запаса учащихся – это спланированная целенаправленная работа, включающая два аспекта:
- введение новых слов, уточнение значений уже известных лексических единиц;
- изучение функционально-стилевой принадлежности слова и стилистически окрашенной лексики.
К сожалению, задания ЕГЭ, требующие определить семантику слова, часто содержат случайные слова, значение которых сложно определить без словаря даже учителю. Работа с лексическим материалом невозможна без использования словарей. Задача учителя – научить школьников пользоваться толковым и другими видами словарей.
Поскольку возможности школьной библиотеки не всегда позволяют обращаться к лексикографическим пособиям во время урока, следует порекомендовать учащимся при выполнении домашних заданий обратиться к электронным версиям словарей русского языка. Можно воспользоваться словарями портала www.gramota.ru или другими электронными ресурсами. Представляется целесообразным использовать в качестве группового или индивидуального домашнего задания лексический разбор слова.
Повторение лексики можно организовать, сгруппировав материал в четыре темы:
I. Лексика русского языка как система.
II. Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы).
III. Паронимы и парономазы.
IV. Фразеология.
При повторении следует обратить внимание на такие трудные для учащихся понятия как контекстуальные синонимы и антонимы, на разграничение многозначности и омонимии.
Содержательный блок “Морфемика и словообразование” в спецификации ЕГЭ представлен всего двумя заданиями, однако каждый учитель знает, как тяжело дается выполнение этих заданий ученикам. Почему же этот материал так сложен для наших учеников? Можно назвать несколько причин. Словообразование целенаправленно изучается в 5–6-х классах, когда можно дать только самое общее представление о словообразовательной системе русского языка и рассмотреть достаточно “прозрачные” и потому наглядные примеры морфемного и словообразовательного анализа слов. Знания учащихся о морфемике и словообразовании должны постоянно углубляться при изучении морфологии, однако вопросы словообразования различных частей речи далеко не всегда в центре внимания учителя. В отсутствие продуманной системы повторения невостребованные знания просто забываются. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует повторения основных сведений по морфемике и словообразованию. На что обратить особое внимание? Прежде всего, на морфемный и словообразовательный разбор.
Задача учителя – показать, что морфемный и словообразовательный анализ тесно связаны, хотя цели их различны. К типичным трудностям морфемного анализа можно отнести различие нулевого окончания и отсутствие окончания, разграничение омонимичных морфем, словоформ, исторических чередований и т.д. Именно на эти трудности стоит обратить внимание в первую очередь.
Обращаться к повторению морфемики и словообразования целесообразно в I четверти 10-го класса, после того как завершено повторение фонетики и лексики. Этому материалу следует посвятить не менее трех занятий (от 3 до 6 часов в зависимости от учебного плана).
Задания на морфологию проверяют следующие базовые умения:
- умение производить морфологический разбор – анализировать, классифицировать слова различных частей речи;
- умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.
Большинство заданий предполагает работу со словами различных частей речи в пределах предложения. Нужно обратить внимание на следующие темы:
I. Род имен существительных.
II. Формообразование имен существительных и прилагательных.
III. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных.
IV. Функциональные омонимы. Разграничение функциональных омонимов.
Самыми трудными для выделения в тексте являются служебные части речи, поэтому следует повторить их виды и функции. Нелишним будет составление списков основных разрядов предлогов, союзов и частиц. Обязательно повторите разряды местоимений!
Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности, например: из предложения …..выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание); среди предложений … найдите односоставное безличное и т.п.
Сгруппировав материал заданий по темам, получаем содержательные блоки, которые следует повторить.
I. Синтаксические нормы.
II. Типы связи слов в словосочетании.
III. Простое осложненное предложение.
IV. Односоставное предложение.
V. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
VI. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
При повторении темы “Типы связи слов в словосочетании” необходимо рассматривать не только простые случаи согласования, управления, примыкания, но и трудные случаи. При повторении темы “Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений” особое внимание стоит обратить на смысловые отношения между главным и придаточным предложением, при этом включать примеры с многозначными союзами (союзными словами). Особое внимание стоит обратить на синтаксические нормы, т.е. на нормы употребления в предложении однородных членов, имен собственных, деепричастных оборотов, форм сказуемого при подлежащем- местоимении.
Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах могут быть посвящены как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Отобрать материал для повторения поможет знание структуры ЕГЭ по русскому языку.
Экзаменационная работа содержит 7 заданий по орфографии, которые включают следующий материал:
- безударные гласные корня;
- правописание приставок; гласные и, ы после приставок;
- правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
- правописание суффиксов глаголов и прилагательных;
- н – нн в различных частях речи;
- слитное и раздельное написание не с различными частями речи;
- правописание служебных слов
7 заданий по пунктуации включают следующие пунктограммы:
- знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом и;
- знаки препинания в предложениях с обособленными членами (причастными и деепричастными оборотами);
- знаки препинания при вводных конструкциях;
- знаки препинания при однородных членах предложения;
- двоеточие и тире в простом и сложном предложениях;
- знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным;
- знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными (с разными видами связи).
На экзамене учащиеся работают с тремя текстами: два из них включены в задания ЕГЭ, третий – это текст сочинения.
Можно предложить три содержательных блока для организации повторения.
I. Текст и его строение.
II. Функциональные стили и типы текста.
III. Выразительные средства текста.
Особое внимание стоит обратить на последний блок “Выразительные средства текста”. Прежде всего, разграничиваем понятия “троп” и “фигура речи”. Особое внимание уделяем сравнению, эпитету и метафоре, парцелляции и другим средствам выразительности. Работу по анализу выразительных средств следует проводить на каждом уроке.
К заданию повышенной сложности относится написание сочинения в части С. Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:
1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:
а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
в) выявление позиции автора и способы ее оформления;
г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
3) работа над композицией сочинения;
4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.
Таким образом, деление материала на блоки, позволяет охватить весь спектр заданий, представленных в ЕГЭ.
В заключение хотелось бы отметить, что от организации целенаправленной работы по подготовке к ЕГЭ напрямую зависит результат экзаменационной работы.
Литература
- Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М., 2001. – 235 с.
- Бабайцева, В.В. Виды разбора на уроках русского языка [Текст] / В.В. Бабайцева, В.М. Шаталов, Г.К. Лидман-Орлова. - М., 1985. – 180 с.
- Букаренко, С.Г. Русский язык. Практика. Часть 1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография [Текст] / С.Г.Букаренко, Л.И. Шуляк. – Р/Д: Издательство РГУ, 1995.- 205 с.
- Григорьева, Т.М. Русский язык. Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность [Текст] / Т.М. Григорьева. – М.: Академия, 2004.- 214 с.
- Никитина, Е. И. Синонимы и антонимы – в чем их сходство? [Текст] / Е.Н. Никитина // Русский язык в школе. – 1999. - №4. – с.19-25.
- Сенина, Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2007. Вступительные экзамены [Текст] / Н.А. Сенина. – Р/Д: Легион, 2006.- 198 с.
- Федотова, Ю.Г. Лексический разбор в школе [Текст] / Ю.Г. Федотова // Русская словесность. – 2001. - №2 – с. 17-28
- Чупашева, О.М. Трудности синтаксического анализа [Текст] / О.М. Чупашева. – М.: Русский язык-Медиа, 2004. – 190 с.