Пояснительная записка.
Что такое школьная грамматика - об этом девятиклассники имеют представление. Однако тех элементарных сведений по грамматике в дальнейшем бывает недостаточно. Поэтому в данном курсе особое место отведено трудным случаям употребления форм в русской грамматике в составе основных частей речи.
Так как именно грамматика учит правильной речи, тому, как следует говорить, читать и писать, основные сведения о ней должны быть известны каждому.
Грамматика, с одной стороны, изучает жизнь языка, с другой – дает правило к его употреблению. История народа выражается в слове, а слово в языке живет по законам грамматики.
Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики. Правильность, выразительность, точность речи – необходимые атрибуты общей гуманитарной культуры.
Данный элективный курс рассчитан на разрешение целого ряда вопросов, связанных с вариантами литературной нормы, а также с отклонениями от нее в использовании грамматических форм. Особенно важным он является для учеников девятого класса, когда в программе отводится время на повторение орфографии, но нет совсем времени для повторения грамматических норм. Хотя мы понимаем, что хорошо излагающий свои мысли человек, лучше адаптируется в обществе.
Справедлива пословица: “ Без грамматики не выучить математики”.
“Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. И хотя она от общего употребления языка происходит, однако правилами показывает путь самому употреблению”,- писал М.В.Ломоносов.
Данный курс также призван помочь учащимся, прибывшим из ближнего Зарубежья и недостаточно хорошо владеющим русским языком, адаптироваться в русскоязычной школе.
Цель курса:
- овладение и совершенствование нормами литературного языка,
- умение отбирать речевые средства с учетом ситуации и обстановки,
- расширение кругозора за счет знакомства с различными лингвистическими словарями.
Основные задачи курса:
- повысить культуру речи учащихся, привлечь их внимание к литературным нормам языка;
- систематизировать, закрепить и углубить знания о грамматических формах русского языка;
- выработать навыки употребления грамматических форм;
- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Методы и формы обучения:
- ЧПКМ,
- Правка и редактирование текстов и предложений;
- Беседа;
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа
Чтобы грамматические правила не показались “скучными”, материал подается в занимательной форме.
Курс рассчитан на 34 часа, из которых теоретическая часть (10 ч.), практическая часть (24ч.)
Возможные виды деятельности учащихся: анализ, конструирование, редактирование текста, ролевые игры, составление таблиц, изготовление наглядных пособий – памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.
К концу изучения курса учащиеся должны создать памятки по грамматическим нормам языка, которые оформляются в виде словариков и используются впоследствии в 10–11-х классах; также готовят дидактический материал для 5–7-х классов на тему: “Нормы современного литературного русского языка”.
Содержательная часть программы курса:
- Употребление форм имени существительного. Род имен существительных. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. Род русских несклоняемых существительных. Обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию. Склонение географических названий. Склонение составных существительных. Трудности в определении склонения и рода.
- Употребление форм имени числительного. Собирательные и количественные числительные как синонимы. Склонение количественных числительных. Грамматические особенности обозначения дат. Сочетание типа 35,5 процента. Употребление собирательных числительных. Склонение собирательных числительных оба – обе. Письменная и устная норма употребления числительного даты. Современная литературная норма.
- Трудные случаи именного и глагольного управления. Понятие о глагольном управлении. Различие традиционной литературной нормы и допущений современной литературной нормы. Понятие об именном управлении. Рассмотрение различных конструкций именного управления. Управление при однородных членах предложения. Нанизывание падежей. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. Выбор правильного падежа и предлога. Винительный и родительный падежи при глаголах с отрицанием. Нормы употребления.
- Трудные случаи употребления в речи прилагательных. Употребление форм сравнительной и превосходной степени сравнения. Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола. Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными общего рода.
- Трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней. Начальное –н- местоимений 3-го лица. Определительные местоимения всякий- каждый- любой. Сам-самый. Нормы употребления.
- Употребление деепричастных оборотов. Деепричастный оборот – принадлежность книжной речи.
- Употребление аббревиатур. Аббревиатуры, состоящие из части основы и полного слова. Аббревиатуры слогового типа. Особенности склонения. Правильность употребления.
Соотношение лекций и практических занятий определяется содержанием каждой темы, но в целом приоритетом является практическая деятельность.
Употребление форм имени существительного.
Тема №1. Род имен существительных. Категория рода, как правило, весьма стабильна. Однако некоторые имена существительные употребляются то в одном, то в другом грамматическом роде. Обычно одна из таких форм рассматривается или как устаревшая, или как характерная для просторечного или профессионального употребления.
Тема №2. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду (шерстяное кашне). Существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского к мужскому (старая леди, богатый рантье); обозначающие тех и других (типа визави, протеже, крупье) являются двуродовыми (мой визави – моя визави).
Тема №3. Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду безотносительно к полу животного (забавный пони). Слово колибри является двуродовым под влиянием слово птица. Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, город, остров. По родовому наименованию определяется и род названий органов печати.
Тема №4. Род русских несклоняемых существительных. Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду (наше завтра).
Тема №5. Обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию сохраняет форму мужского рода и в тех случаях, когда они относятся к женщине (геолог, директор, доцент, генерал), так как долгое время носителями этих профессий и званий были только мужчины. Для обозначения пола в этих случаях часто используется смысловое соглашение сказуемого- глагола в прошедшем времени. Параллельные названия легко образуются, если данная специальность (профессия, род занятий) в равной мере связана с женским и мужским трудом (продавец – продавщица, санитар – санитарка), а также, если эти названия относятся к области спорта, искусства, связаны с отношением общественной организации (спорт – спортсменка, певец – певица).
Тема №6. Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных. Существительные в большинстве своем имеют в именительном падеже множественного числа окончание –ы(-и): заводы, кони. Однако целый ряд существительных в этом случае оканчивается на ударное –а(-я): адреса, края. В наши дни рост форм на –а (-я) интенсивно продолжается. Однако употребление некоторых из них в литературной речи ненормативное. При наличии варианта –а(-я)-ы(-и) первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер. При выборе одной из дублетных форм нужно принимать во внимание целый ряд факторов: а). Структура слова место ударения. б). Происхождение слова. в). Стилистическая дифференциация.
Трудные случаи употребления имен прилагательных.
Тема №7. Формы имен прилагательных. Употребление форм сравнительной и превосходной степени сравнения. Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, персона, личность, бездарность). Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).
Употребление форм имени числительного.
Тема №8. Собирательные и количественные числительные как синонимы. В некоторых случаях для обозначения количества используются, наряду с количественными числительными, также числительные собирательные. Собирательные числительные используются в ограниченном числе случаев, а именно:
- с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей);
- с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое ножниц);
- с личными местоимениями (нас двое);
- с существительными дети, ребята, люди, лицо (двое детей);
- с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц (вошли двое).
Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола. Не сочетаются с существительными мужского рода, обозначающими название животных.
Тема №9. Склонение количественных числительных. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительными в падеже
- Склонение числительных 50, 60, 70, 80, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
- Склонение числительных 40, 90, 100.
Тема №10. Склонение составных количественных числительных. В составных количественных числительных склоняется каждое слово.
- При смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 5 и 3.5м. (пять и три пятых метра).
- Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей и для всех остальных.
Трудные случаи именного и глагольного управления.
Тема №11. Управление при однородных членах предложения. Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу.
Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что, руководил чем).
Тема №12. Нанизывание падежей. К числу стилистических недостатков так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей, в силу большой распространенности родительного приименного.
Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами. Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи.
Тема №13. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-то, но тревожиться за кого-то.
Тема №14. Выбор правильного падежа и предлога. Для построения предложения имеет значение правильный выбор падежа и предлога.
Тема №15. Трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней. Начальное –н- местоимений 3-го лица.(У) НЕЕ, ЕЕ – РОД. П. (С) НЕЮ, ЕЮ- ТВ. П., (В) НЕЙ- ПР.П. Определительные местоимения всякий- каждый- любой. Сам-самый. Нормы употребления.
Употребление деепричастных оборотов.
Тема № 16. Деепричастный оборот – принадлежность книжной речи. При использовании деепричастных оборотов следует помнить, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:
- Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным лицам.
- Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива.
- Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием.
Соотношение различных форм учебной деятельности.
№ п.п. | Тема | Форма работы | Кол. часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Род имен существительных. |
|
|
|
2. | Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. |
|
|
|
3. | Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы. |
|
|
|
4. | Род русских несклоняемых существительных |
|
|
|
5. | Обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию |
|
|
|
6. | Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных. |
|
|
|
7. |
Собирательные и количественные числительные как синонимы. |
|
|
|
8. | Склонение количественных числительных. |
|
|
|
9. |
Склонение составных количественных числительных. |
|
|
|
10. | Нанизывание падежей. |
|
|
|
11. |
Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. |
|
|
|
12. |
Выбор правильного падежа и предлога. |
|
|
|
13. |
Трудные случаи употребления местоимений. |
|
|
|
14. |
Деепричастный оборот – принадлежность книжной речи. |
|
|
|
15 | Итоговое занятие. |
|
|
|
Учащиеся должны знать: Основные понятия содержательной части программы курса.
Учащиеся должны уметь:
- Согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном числе или только во множественном числе.
- Соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях.
- Употреблять в речи несклоняемые существительные иноязычного происхождения.
- Использовать в речи числительные согласно нормам литературного языка.
- Правильно оформлять числительные в деловой письменной речи.
- Правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения.
- Выбирать падежи в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами.
- Правильно выбирать падежи и предлоги.
- Использовать в своей речи местоимения согласно нормам литературного языка.
- Использовать в устной и письменной речи аббревиатуры.
- Употреблять деепричастный оборот в своей речи
- Собирать материал из различных источников и систематизировать его.
- Соблюдать стилевое единство текста.
- Кратко записывать основное содержание текста.
- Пользоваться толковым, словообразовательным, грамматико-орфографическим словарями.
- Корректировать текст согласно грамматическим нормам русского языка.
- Моделирование собственного текста.
Отслеживание результатов работы учащихся, их знаний, умений и навыков будет осуществляться следующим образом:
- участие в практикумах;
- участие в обсуждении вопросов на занятии;
- выполнение творческих работ;
- выполнение памяток, опорных конспектов;
- тесты.
Литература для учителя и учеников:
- Голуб И.Б, Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи – М., 2000.
- Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике – М., “Знание”, 1982.
- Г.А. Крылов “Словарь ошибок русского языка” - С.П.; 2004.
- Пособие Н.Г. Ольховик “Посредством слова творю я мир…” - С.П.: ДНК, 2002.
- Розенталь Д.Э. “Говорие и пишите по-русски правильно” -М., “Астрель”, 2003.
- Розенталь Д.Э. “Справочник по правописанию и литературной правке” -М., “Айрис”, 1997.
- Справочник – практикум Г.Я. Солганик: “ Культура устной и письменной речи делового человека” - М.: Флинта, 2001.
- Сборник упражнений: “Культура речи: нормы современного русского литературного языка”, СГПУ, 2006 год Лингвистические словари.