Цели урока:
- Обобщить и систематизировать полученные знания по теме "Деепричастие"
- Развить навык употребления деепричастий и деепричастных оборотов в устной речи при составлении предложений.
- Совместить повторение правил по теме с проверкой уровня воспитанности учащихся.
Оборудование: юмористические рисунки "Хорошие манеры в рисунках и примерах", индивидуальные листы контроля у каждого учащегося.
Ход урока
Здравствуйте, начинаем урок. Наша задача - обобщить изученные правила, связанные с деепричастиями. Но урок будет не совсем обычным: деепричастия помогут нам поговорить о хороших манерах. Сопровождать нашу работу будут рисунки, которые, надеюсь, поддержат ваше хорошее настроение. Итак, начинаем. Когда мы знакомимся с человеком, обращаем внимание на его внешность, рост, манеры. При знакомстве с деепричастием что мы о нем узнали? (Ответы учащихся) От любого ли глагола можно образовать деепричастие? Устно попробуйте образовать деепричастия от следующих глаголов: ехать, мочь, писать, петь, стричь, лгать, пахать, бежать. Почему не образуются деепричастия?
У каждого есть индивидуальные особенности, стоит только посмотреть друг на друга. (Посмотрите на Рисунки 1 и 2). Какие же особенности есть у деепричастия? (Вид и время). Пожалуйста, в своем листе контроля под цифрой 1 запишите шесть деепричастий - три совершенного и три несовершенного вида, укажите вид.
Если не соблюдать совпадения видов и времени глаголов в одном предложении, можно построить фразу неправильно. В таблице 2 исправьте деепричастия, записав сверху правильный вариант. Сопровождают работу рисунки 3, 4, 5.
Повторим правило написания НЕ с деепричастиями. В таблице 3 запишите 4-5 деепричастий с НЕ на тему "Мы в гостях", поможет рисунок 6.
В гостях нас угощают. Умеете ли вы правильно вести себя за столом? (Ответы). В таблице 4 нужно вставить в предложения деепричастные обороты, поэтому повторим, что такое причастный оборот и как он обособляется на письме (Ответы). Рисунок 7 - для вас.
Возвращаемся домой. Дом- это место, где тоже нужно соблюдать нормы поведения, правила хорошего тона (см. рисунок 8). Под номером 5 вам даны деепричастные обороты, образуйте с ними предложения на тему " В моей семье"
Мы с вами говорили о случаях, когда деепричастие не обособляется. Что это за ситуации? В таблице 6 запишите три предложения, в которых предложенные деепричастия не будут обособляться. Подсказка - на рисунке 9.
Все мы любим подарки. С правилами вручения подарков связаны рисунки10, 11 и задание 7 (трудные случаи обособления деепричастий). Расставьте запятые.
Несоблюдение правил организации предложений с деепричастными оборотами приводит к нелепости, ошибочности высказывания. В 8 задании устно исправьте недочеты, устраните ошибки.
На обороте вашего листа контроля запишите небольшой рассказ на тему "Как жить в ладу с окружаюшими", используя деепричастия и деепричастные обороты и рисунки12,13.
Листы сдайте на проверку, каждый получит оценку. Урок окончен.
Рисунки находятся в приложении.