План урока:
- Орфоэпические нормы (проверка домашнего задания) Выполнение задания А1
- Лексическая минутка. Значение слова.
- Интегрированное задание по лексике и орфоэпии
- Паронимия. Выполнение задания А2
- Разминка. Цитаты.
- Морфологические нормы. Выполнение задания А3
- Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом. Выполнение задания А4
- Развитие речи. Миниатюра “Я”.
Ход урока
Есть такая притча. Однажды слепому объясняли, что такое белый цвет. Слыша о нём, слепой спрашивал: какой это белый цвет, на что он похож? Слепому отвечали: белый цвет, как белый заяц. Слепой спрашивал: что ж, он такой же пушистый? Нет! Отвечали: белый цвет, как белая мука! А слепой говорит: что ж, он такой же мягкий и рассыпчатый? Нет! Говорят слепому: белый цвет, как снег белый. Что ж, он такой же холодный? Нет! Возражали слепому: белый цвет, как чистый белый творог. Что ж, он такой же сырой?
Без значения нет и слова. Вспомните, звучание слова "белый" не помогло слепому понять, что же такое белый цвет. Ведь он не знал значения этого слова, потому что никогда не видел ничего белого. Незнакомые слова для нас – это “пустой звук”, сосуды с неизвестным содержимым, пустые оболочки слов.
1. Орфоэпическая минутка. Проверка домашнего задания
Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты
(На листках каждому, один расставляет ударение в презентации. См. Приложение.))
Ответ
(поставили + или – )
2. Лексическая минутка
Написать толкование слов. Проверить по доске.
С двумя словами придумать и записать предложения.
СамолюбИвый – обладающий чрезмерным самолюбием (чувством собственного достоинства, соединённым с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих)
- ЧестолюбИвый – склонный к честолюбию (чрезмерной жажде почестей, стремлению к почётному положению)
- ТщеслАвный – любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства
- ТщАтельный – старательный, аккуратный
- ТщедУшный – хилый, слабосильный
- ТщЕтный – бесполезный, безрезультатный
- ТолерАнтный – терпимый, снисходительный к чему-либо, кому-либо
3. Интегрированное задание по лексике и орфоэпии (на листках)
А) пронумеруйте правую колонку в соответствии с левой таким образом, чтобы каждое слово соответствовало своему лексическому значению
Новое!!! Паронимы – слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами и не совпадающие по значению.
Выписать паронимы
- По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.
- Это был почти царский подарок.
- У мемориала горит вечный огонь.
- В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.
- Она прошла мимо своей царственной походкой.
- Певец обладал замечательными голосовыми данными.
- Вековые дубы росли совсем рядом.
- Экзаменатор попался очень человечный.
- Голосистая – голосовая, царский – царственный,
вечный – вековой, человеческий – человечный
4. Выполнение заданий из ЕГЭ (А1, А2)
A1
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- килОметр
- кладОвая
- отобралА
- без инструктажА
A2
В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
- Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
- Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
- Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
- ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
Ответ: А1 – 2, А2 – 4
Разминка
1-й ученик
БЕРЕЗОВСКИЙ Борис Абрамович
“...Мы с ним обсуждали О ТОМ, что... (неправильное
управление)
НТВ,
программа “Итоги”, беседа с Е. Киселевым
ВЕНЕДИКТОВ Алексей, журналист
“Недавно я вел экскурсию второклассников вокруг
Кремля. Второклассники — маленькие дети, НЕ ВЫШЕ
САПОГА...” (немотивированная литота)
р/с “Эхо Москвы”, передача “Без посредников”
ГАЙДАР Егор Тимурович
“...скомпромеНтировать...” (орфоэпическая ошибка;
надо: без Н)
ВГТРК (2канал ТВ), программа “Зеркало”
ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич,
лидер КПРФ
“Без КПСС не было бы победы в войне. Когда на
Прохоровском поле 1200 ТАНКОВ СХВАТИЛИСЬ
ВРУКОПАШНУЮ...” (ошибочный выбор слова)
На встрече с учащимися школы № 1078 г. Москвы, цит.
по публикации в газете “Моск. Комсомолец”
МАКСИМОВ Андрей, журналист
“Итак, ОДЕВАЙТЕ наушники...” (распространенная
ошибка — неправильный выбор однокор. слов; надо:
надевайте)
р/с “Эхо Москвы”, передача “Диалоги о любви”,
разговор с Э. Памфиловой
2-й ученик
КОВАЛЕВСКИЙ Виталий Федорович, депутат Моск.
городской Думы
“Вот я смотрю на этот строй, понимаете, и мне
жалко этих людей в форме... Это, как правило, люди,
Я И ЖИВЬЕМ К НИМ ПРИСМАТРИВАЛСЯ...”
(слабоорганизованная речь, ошибочный выбор
слова)
Из стенограммы выступления депутата в Моск. думе
при обсуждении закона о запрещении нацистской
символики. Цит. по газ. “Моск. комсомолец”
ЗАЙЦЕВ Вячеслав, модельер
“Приехал в Париж — шел ОГРОМНЫЙ дождь”
(ошибочный выбор слова; надо: сильный)
Александр АНДРЕЕВ, сотрудник службы информации
р/с “Эхо Москвы”
“Что касается Примакова, то за него
проголосовало триста семьдесят депутатов при
ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ против” (нарушение литературной
нормы склонения числительных)
р/с “Эхо Москвы”, “Новости”, 19 мая
несклонение числительных характерно для
нестрогой разговорной речи; только: при
шестидесяти трех
Николай НИКОЛАЕВ, корреспондент
“Во всех ЧЕТЫРЕХСОТ семидесяти томах этого
дела...” (нарушение литературной нормы склонения
числительных)
НТВ, “Сегодня”, (утренний блок новостей), 24 мая
надо: четырехста; успешное владение склонением
составных числительных — обязательное условие
для профессионального тележурналиста
Ольга РОМАНОВА, заместитель шеф-редактора
газеты “Версия”
“Все-таки удивительно: как это мы все
ухитрияемся привыкнуть жить в возу сена, с
интересом наблюдая процесс горения серных
спичек в непосредственной близости от
собственной ЗАДНИЦЫ!” (нарушение стилевых норм,
использование грубопросторечного слова)
газета “Версия”, заметка “Сербы не сдаются”, .
№19 (43) 25-31 мая, 10 полоса
использование грубопросторечной лексики в СМИ
не рекомендуется
3-й ученик
Екатерина ПРИДОРОГИНА, корреспондент
“Между тем международные организации пытаются
хоть как-то облЕгчить участь беженцев” (грубая
орфоэпическая ошибка)
НТВ, “Сегодня”
только: облегчИть; грубые орфоэпические ошибки
особенно досадны в речи тележурналистов,
работающих на каналах, влияющих на речь
многомиллионной аудитории
Ольга СИТНОВА, журналист
“Он же [Иванов] ОЗВУЧИЛ ИНФОРМАЦИЮ о том, что...”
(неправильный выбор слова, немотивированное
расширительное употребление слова “озвучить”,
характерное для канцелярски-бюрократической
речи)
глагол “озвучить” в русской литературной речи
имеет значение “записать звуковое
сопровождение (фильма) отдельно от съемки”;
остальные его варианты — за пределами
литературной нормы; вариант: огласил; сообщил,
что
Б. КОРОЛЕВ, радиожурналист
“ПЯТЬЮ минутами СПУСТЯ прозвучала...” (не учтена
сочетаемость слов)
надо: пять минут спустя (спустя пять минут)
Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы
“Сейчас на этой площади ЗАЖГЕТСЯ звезда Олега
Газманова” (грубая орфоэпическая ошибка,
распространенная в просторечии)
Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы
“Правительство может кондитерАм дать оборотные
средствА” (две орфоэпические ошибки,
недопустимые в литературной речи; данное
ударение свойственно профессиональной речи)
5. Морфологические нормы
(Выполнение задания А3)
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Обоих учеников
- Более красивый пейзаж
- Более восемьдесят пяти килограмм
- Новые договоры
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Обеих берегов
- Пара джинсов
- Петь звонче
- Ягода слаще
6. Синтаксические нормы
(Выполнение задания А4)
Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,
- вам помогают толковые и другие словари.
- написание сочинения – одно из самых сложных заданий.
- изучите все разделы курса и правила орфографии и пунктуации.
- Задания части В требуют глубокого знания теоретического материала
7. A3
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- более пятиста человек
- инженеры
- наисложнейший
- в день именин
A4
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли,
- они были строжайше запрещены Петром I.
- по указу Петра I запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления.
- вышел указ Петра I о запрещении поединков.
- Пётр I запретил поединки специальным указом.
8. Развитие речи
Написать миниатюру на тему “Я”, используя слова:
Самолюбивый, тщательный, тщетный, избалованный, злостный, современный, манёвры, дипломат, завидно, тщедушный, надевать, красивее, дипломант, опека
невежественный
9. Домашнее задание “Словник”
Выписать значения незнакомых слов.