Урок: русский язык.
Тип: изучение нового материала.
Цель: знакомство учащихся с жанром сочинения – очерк-портрет.
Задачи:
- Отрабатывать навыки написания сочинения на основе услышанного.
- Формировать навыки культуры речи, правописания.
- Прививать чувство патриотизма, гордости, любви, чуткости, доброты к родному городу и людям, живущим в нем.
Межпредметные связи: литература, история, краеведение.
Оборудование:
- портреты очеркистов: К. Паустовского, М.Пришвина, Г.Успенского, М.Короленко, В.Вишневского, И.Эренбурга, В.Иванова, В.Пескова (на выбор учителя) (Приложение 1)
- выставка книг
- схема: виды очерков (Приложение 2)
- особенности очерка (Приложение 3)
- структура очерка (план – подсказка для каждого учащегося) (Приложение 4)
- очерк «Полковник Кустов» В.Иванова (домашняя работа (д/р))
- толковый словарь С.И.Ожегова, словарь литературоведческих терминов, энциклопедический словарь
Предварительная подготовка учащихся к уроку:
1. Домашнее прочтение очерка «Полковник Кустов»
В.Иванова
2. Приглашен почетный гость, житель города (герой
будущего очерка)
3. Подготовлены вопросы для гостя
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент | – Тема урока: «Сочинение –
очерк-портрет». Вам предстоит написать очерк-портрет. |
Запись числа, темы урока, эпиграфа. Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди. М.Горький |
II. Знакомство с теоретическими понятиями | – Прежде всего вы должны познакомиться
с толкованием слова «очерк». Найдите его
лексическое значение (ЛЗ) в словарях и зачитайте. – Что общего вы обнаружили во всех значениях очерка? – Возвращаемся к эпиграфу. – Очерк всегда находится на переднем крае
литературы, позволяет быстро откликаться на
новые темы и проблемы. И в XXI веке этот жанр
продолжает быть актуальным. Традиции
классической литературы сохраняются в
современной, особенно военной прозе Всеволода
Вишневского, Ильи Эренбурга, Константина
Симонова, Всеволода Иванова, Владимира
Ставского, Василия Пескова (очеркист-натуралист)
и мн.др. |
Зачитывают ЛЗ вслух, используя разные
источники. В ходе опроса выяснили общие элементы: малый жанр, близкий к рассказу; действительность жизненных ситуаций, реальный герой, собственные наблюдения автора. М.Пришвин, И.Тургенев, А.Герцен, М.Горький, А.Чехов, М.Салтыков-Щедрин, М.Короленко, Ф.Достоевский… Рисуют схему: виды очерков. |
III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий | Прежде чем написать очерк-портрет, вы
должны знать особенности очерка. Вот они. (Схема на доске, на каждой парте – Приложение 3) 1. Реальный человек, подлинные
события и факты. Зная особенности очерка как жанра, мы можем выстроить структуру очерка (как построен очерк, из чего состоит? – Приложение 4 1. Может быть, введен портрет героя. |
Знакомятся с особенностями очерка
(устно). Знакомятся со структурой очерка (устно) |
IV. Проверка домашнего задания c учетом освоения нового материала | – Давайте обратимся к домашнему
заданию. Вы прочитали очерк В.Иванова «Полковник
Кустов». Опираясь на структуру очерка, выделите
элементы, из которых он состоит. Докажите, что это очерк? Вывод: автор выбрал не случайно героем
очерка полковника Кустова. Это человек
незаурядных человеческих качеств, настоящий
человек, каких в стране много. Очерк учит,
воспитывает, объясняет. Нам ясно, как относится
автор к Кустову. Автор присутствует во время всех
событий, о которых говорится в очерке
(повествование ведется от 1 лица). |
В ходе беседы выясняют: –
биографическая справка |
V. Знакомство с приглашенным гостем (региональный компонент) | – Ребята, мы переходим к следующему
этапу урока. С этого момента вы будете работать
над своим очерком. Вам предоставляется
возможность познакомиться с человеком и
написать о нем очерк. Будьте внимательны к каждому слову, кое-что придется записать. Я приглашаю нашего горожанина, ветерана Великой Отечественной войны, Шаяхметова Николая Владимировича. Курсант пулеметного училища, закончил войну командиром отделения. Награжден орденом Славы III степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», медалью Жукова за участие в боях. Николай Владимирович! Большое Вам спасибо за рассказ о себе. Я надеюсь, ребята, вы многое запомнили и, думаю, у вас возникли вопросы. – Николай Владимирович! Огромное спасибо Вам, что откликнулись на нашу просьбу и пришли в гости. Мы желаем Вам здоровья, живите долго-долго и приходите к нам еще. Ребята напишут о Вас очерки. Лучшие работы будут помещены в школьную газету «Юность» и подарены Вам. Всего Вам доброго, до свидания! |
Слушают рассказ Шаяхметова Николая
Владимировича (о себе, семье, годах Великой
Отечественной, фронтовых друзьях, работе в
мирное время…) и делают записи в тетрадях. Вопросы: 1. Скажите, пожалуйста, когда началась война, где
Вы были, как узнали, что предприняли сразу? Провожают гостя. |
VI. Обобщение и систематизация | – Ребята, давайте восстановим в памяти
все, что вы услышали и записали. – С чего бы Вы начали писать? – У меня для вас есть подсказка – план: 1. Элементы биографии 2. Портрет 3. Особенности характера 4. Интересные эпизоды из его жизни 5. Обстановка, в которой живет и работает сейчас 6. Авторское мнение |
Высказываются. Варианты ответов. |
VII. Подведение итогов урока, оценивание | – Ребята, какова же будет основная идея очерка? | Шаяхметов В.Н. – герой, каждый шаг –
подвиг. Он является примером мужества и отваги.
Он любит Родину. Самооценка урока. |
VIII. Самостоятельное выполнение задания | – Напишите сочинение – очерк-портрет о Н.В.Шаяхметове |