Практическая работа

Разделы: Русский язык


Практическая работа № 1

1. Ответьте на вопросы:

  • Можно ли написать в приказе: “Слесаря цеха № 5”?
  • Можно ли написать в письме к другу: “А слесаря в нашем цеху теперь не те, что были мы с тобой когда–то”?

2. Учительница диктовала текст из сборника дидактического материала. В тексте встретилось предложение: “Колхозники выставляют улья”. Ученица, не расслышав, написала:

“Колхозники выставляют ульи”. Учительница исправила в последнем слове –иш–я, поставила на полях “палочку” и снизила оценку на один балл. Что учительница сделала неправильно?

3. Выберите правильный вариант формы глагола. Ответ мотивируйте.

Вы, несомненно, скоро (выздоровеете / выздоровите) и продолжите начатую работу.

Ему наверняка (опостылит / опостылеет) такая никчемная, бесцельная жизнь.

Кому неволя (опротивит / опротивеет), кто захочет из нее вырваться, тот себе дорогу найдет.

Им (двигает / движет) чувство сострадания.

От них (соседских ребят) проходу нет по улицам: понаделают трубок, через забор на прохожих водой (брызгают / брызжут).

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Я понял, что осп.. .ривать мнение господина Мизинчикова невозможно.

Пестрые платья, лица, свечи удв.. .ивались в зеркалах.

Все мои силы сосредот.. .чивались на устремлении к литературе.

Леса обусл.. .вливают климат.

5. Прочитайте и укажите разнобой видовременных форм. Исправьте и запишите правильный вариант.

Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало эту сплетню.

В небольшом по объему произведении автор затрагивает жгучие вопросы современности, коснулся важных проблем образования и воспитания.

В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов.

Ноздрев – большой любитель купить и менять свои вещи.

Практическая работа № 2

1. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

а) Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
б) Дефилировать – измерять ширину пучка световых лучей с помощью диафрагмы.
в) Простофиля – простодушный человек, сердечный в обращении.
г) Завет – наказ, наставление, завещание, данное последователям или потомкам.
д) Репутация – создавшееся .

2. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

а) Структура – взаиморасположение и связь составных частей чего–либо; строение. Устройство, организация.
б) Петиция – официальная, коллективная просьба в письменной форме, обращенная к высшим органам власти, к главе правительства, коллективное ходатайство.
в) Рейсфедер – военный корабль, отдельно ведущий вдали от баз самостоятельные боевые операции.
г) Денонсация – изменение нарицательной стоимости (наминала) денежных знаков в целях упорядочения денежного обращения и упрощения расчетов.

3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

а) Амбиция – обостренное самолюбие, чрезмерно преувеличенное чувство собственного достоинства.
б) Деликатный – человек, лишенный тщеславия, высокомерия, не выставляющий на показ своих достоинств.
в) Плюрализм – согласие.
г) Изваяние – скульптурное изображение; статуя.
д) Рекламация – распространение сведений о ком–либо, о чем–либо с целью создания известности, популярности.

Практическая работа № 3

1. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

а) Гуманист – человек относящийся к людям с любовью, заботой об их благе, уважением к человеческому достоинству.
б) Валюта – денежная единица, положенная в основу денежной системы какой–либо страны.
в) Регресс – направление развития от низшего к высшему, движение вперед.
г) Презентабельный – видный, представительный.

2. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

а) Елейный – приторно ласковый, чрезмерно угодливый, деланно благочестивый.
б) Дубликат – замена речевой части звукового фильма новой записью, представляющей собой перевод на другой язык с языка оригинала.
в) Диссонанс – сочетание двух гласных звуков, произносимых в один слог; двугласный.
г) Резервация – вместилище для жидкостей и газов.
д) Провинциал – житель провинции, местности, отдаленной от столицы, центра.

3. Одна и та же лексическая ошибка допущена в предложениях:

а) После долгого перерыва наконец дали горячую воду, и я с удовольствием искупался в ванне.
б) Некоторое время назад администрация “Клуба ДС” сделала сенсационное открытие, установив, что свое знаменитое “Эврика!” Архимед воскликнул, не выходя из ванной, как полагали раньше, а входя в нее.
в) Вода в ванной была вся черная, а собачонка оказалась белой, не красавица, но вполне нормальная.

Практическая работа № 4

1. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Писатель в небольшом по объему произведении ставит главные вопросы человеческой жизни.
б) Катерина умоляла мужа взять ее с собой, но, однако, Тихон тем не менее не выполнил ее просьбу.
в) Попробуем вдуматься в содержание пьесы с позиций сегодняшнего дня.
г) Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи.

2. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Только лошадь с товаром по причине ночного время зашла в конюшню и дровни перевернула.
б) Всю ночь я спал плохо и до света был уже на ногах.
в) Звенела и бормотала в каменном ложе коричневая вода.
г) Ясное небо покрылось синей голубизной.
д) С развитием науки становится все меньше чудес и тайн.

3. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Прасковья Ивановна бала неутомимый ходок.
б) Я чувствовал, что сердце мое разрывалось от горя.
в) Этот человек произвел на меня большое воздействие.
г) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

4. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Наступила минута прощальной разлуки.
б) Не любя жизнь, не сможешь понять ее.
в) Молодой юноша быстрым шагом вошел в комнату.
г) Кротким характером девушка выдалась в отца.

5. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Мертвое молчание царило на палубе.
б) Шумела в лесу дождевая вода.
в) Трое человек возились возле трактора.
г) Двое женщин прошли мимо нас: одна пожилая, другая молодая.

6. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Вокруг елей в лесу стоят маленькие спокойные озера.
б) Береза одевает золотой наряд, осины красный наряд, а тополь и клен не смогли подобрать подходящий наряд.
в) Лесная, покрытая сухими листьями тропинка привела их на лесную поляну.
г) Тонкие стволы берез тихо белели во тьме.

Практическая работа № 5

1. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю:

а) художественному;
б) разговорному;
в) научному;
г) газетно-публицистическому;
д) официально-деловому.

Но однажды китайцы раскрасили щенка синими иероглифами и потащили на кухню, где были приготовлены большой таз и ножи. К счастью, это заметили Ярослава и ее подружки, пока дети звонили и стучали в дверь гостиницы, бабушка Ярославы вызвала милицию. Подъехал “газик”, китайцев увезли на паспортную проверку, а Ярослава забрала щенка домой. “А вы можете сделать так, чтоб собачек не ели?” – спросила меня девочка. Я не нашлась, что ответить.

2. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю:

а) художественному;
б) разговорному;
в) научному;
г) газетно-публицистическому;
д) официально-деловому.

Петровна, ты куда сегодня днем ходила?

На рынок, за продуктами, а что?

Почтальонша приходила, пенсии за декабрь разносила.

Ладно, завтра сбегаю на почту, получу, никуда деньги от меня не денутся.

3. Фразеологический оборот принадлежит к следующему стилю:

а) книжному;
б) разговорно-бытовому;
в) нейтральному (общеупотребительному).

Нам не надо ждать манны небесной, а самим строить свою судьбу.

Ахиллесовой пятой американской демократии стали президентские выборы 2000 года.

Яблоком раздора между Россией и Турцией долгие столетия был Крым.

“Энергетика, – сказал строитель, – это основа основ, альфа и омега народной жизни”.

Практическая работа № 6

1. Фразеологический оборот принадлежит к следующему стилю:

а) книжному;
б) разговорному;
в) нейтральному (общеупотребительному).

Идем мы, куда Макар телят не гонял, идем под Стукалов монастырь пить да гулять.

“Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят!” – сказал утенок.

Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: “не садись не в свои сани!”

2. Фразеологический оборот имеет эмоциональную окраску:

а) Ехали они полями, и поля эти не имели ни конца, ни края.
б) Глядит дед и глазам не верит.
в) Интересно ребятам, уставят глаза на матроса, сидят, слушают.
г) Я стоял, разинув рот, и мне начинало казаться, что дядя мой немного спятил.
д) А другой жандарм, маленького роста, но тоже усатый и свирепый, ходит по комнате и во все нос сует.

3. Фразеологический оборот принадлежит к следующему стилю:

а) книжному;
б) разговорно-бытовому;
в) нейтральному (общеупотребительному)

И жил он целый месяц один, как вольная птица.

Щенка оставили в лесу одного на произвол судьбы.

Одним росчерком пера была решена моя судьба.

Войско его с часу на час умножалось неимоверно.