Цели:
- Обучающая: познакомить учащихся с историей развития эпистолярного жанра;
- Воспитательная: прививать культуру составления писем;
- Развивающая: развивать мыслительные процессы учащихся и навыки самостоятельной работы.
- Интрига
Учитель:
Я к Вам пишу –
Чего же боле?
Так начала свое письмо к Евгению Онегину влюбленная в него Татьяна Ларина. Красиво, лирично звучит оно… Сейчас странно было бы получить или написать что – то в этом роде. Другие времена, другие нравы. Все реже мы пишем письма. И многое теряем… Может быть, и правда, лучше написать длинное и доброе письмо из своего города, чем в суете и при плохой слышимости твердить громко то, что должно быть передано трепетно и нежно, ласково и несуетно только одному?
- “Опережающее” задание (доклады учащихся)
Из истории вопроса (ребята сами подбирают материал, учитель направляет их работу).
Докладчик №1: Уже во времена античной литературы существовал этикет составления писем. Письма античного периода начинались с имени отправителя, затем следовали имя адресата и приветствие, далее – приятные пожелания, и только за ними шел текст.
Докладчик №2: Жители африканской деревни хотели сообщить своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать послание надо было быстро, пока мясо не испортилось над жарким африканским солнцем. Как быть? Придумали! Застучали, загремели барабаны – там – таты, далеко разнесся их грохот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и “ответ” передали.
Докладчик №3: Другие дымом “переписываются”: поднимаются над холмом столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. “Язык” этот понятен многим племенам индейцев Северной Америки: война, собирайтесь к ущелью, прячьте женщин и детей.
Учитель: И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали особо составленные букеты. Люди писали на глиняных дощечках, на камне, на бересте и коже. Однако, у всех этих способов переписки было много недостатков, и самый главный – неточность.
- Задание на развитие.
Представьте, пожалуйста: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зеленый чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие предметы: мышь, лягушку, птицу и 5 стрел. Попробуйте-ка разобраться, что все это значит! А разобраться надо, ведь дело тут серьезное! Попробуйте “перевести на русский язык” это послание. Что получилось? Вот что, оказывается, сообщил гонец:
“Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные градом наших стрел”.
Прямо ребус какой-то!
- “Опережающее задание” (доклады учащихся)
Учитель (Из истории вопроса): Нет, это просто замечательно, что люди изобрели письменность! И теперь каждый грамотный человек может написать письмо.
Докладчик №4: Современные формы переписки сложились около 200 лет тому назад в Англии. Оттуда берут начало основные правила – этикет составления корреспонденции. Письмо в современном понимании этого слова появилось в 20-х годах 19-го века. В это же время стали использовать и заклеенный конверт. В середине 19-го века вошли в употребление и почтовые марки.
- Словарная работа.
Учитель: Сегодня нам уже встретилось много незнакомых, возможно, непонятных слов. Попробуем разобраться в них.
- Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д.
- Подберите однокоренные слова (Адрес, адресовать, адресный). Объясните их значение. Составьте с ними словосочетания. (Точный адрес, адресовать письмо, адресная книга, милый адресат).
- Корреспонденция – 1.обмен письмами, переписка; 2.письма и другие почтовые отправления; 3.сообщения о текущих событиях, присланное откуда-нибудь в газету, журнал. (1.вести корреспонденцию, 2.доставка корреспонденции, 3.корреспонденция из Донбасса)
- Составьте словосочетания с любым из трех значений данного слова. (Возможно, предоставить образцы, т.к. слово малоупотребляемое). К сожалению, мы все реже употребляем эти слова.
- Движение темы.
Учитель: Однако письма, хоть мы и разучились их писать, живут. Сегодняшний урок поможет ответить на важные вопросы: зачем, о чем и как писать письма.
Беседа (важные положения записываются в тетрадь).
- Зачем? (Зачем, скажете вы, это понятно. Чтобы передать какое-нибудь сообщение или, как сейчас принято говорить информацию).
- А о чем? (Материала для писем много: повседневная жизнь, школьные дела, увлечения и занятия, события семейного значения. В письмах можно поделиться мыслями о книгах, фильмах и спектаклях, рассказать о трудных и нерешенных вопросах, выразить чувства и настроение.) Но нужно твердо знать при этом, что именно интересует адресата.
Нужно быть искренним и правдивым. И если письмо не строго деловое и серьезное, можно приправить свой рассказ крупицей юмора.
Кто-то сказал, что письмо – фотография души. Наверно, это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях.
- Как? (Правил немного, и все они просты. Их обязан придерживаться каждый культурный человек).
- Представим, что вы “нацарапали” письмо на грязной, измятой, изорванной бумажке. Оно не богато знаками препинания и пестрит орфографическими ошибками. Как вы думаете, с каким чувством друг будет читать это письмо? Конечно, письмо не контрольный диктант по русскому языку. Но если в 15 строках угнездилось 20 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, шесть зачеркиваний и исправлений, трудно поверить, что вы уважаете того, кому пишете.
- Ответить на полученное письмо вы должны как можно скорее. Не позднее чем через 5-7 дней после получения.
- Письмо начинайте с обращений и вежливых слов: “Здравствуйте”, “Добрый день”, “Дорогой…”, “Милый…” и т.д.
- Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких вы привыкли с ним говорить. Человеку малознакомому пишите сдержанно.
- Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: “Счастливо!”, “Всего доброго!” и т.д.
- Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, подставив 2 латинские буквы P.S., что означает post scriptum - “после написанного”.
- Никогда не употребляйте шаблонных, безвкусных выражений: “Лети с приветом – вернись с ответом”; “Жду ответа, как соловей лета”, “Найдете ошибку – принимайте за улыбку”. Если хотите пошутить – шутите сами; если хотите что-то сказать – скажите свое, простое, нежели чужое, пустое и вычурное.
Эти правила необходимо записать. Появляются они в ходе обсуждения. К этим советам присоединим еще несколько, с вашей помощью, конечно! Ведь оформить письмо тоже нужно правильно!
Докладчик №5 (методика незаконченного предложения; каждый пишет в своей тетради, затем - самопроверка.)
- В правом верхнем углу письма должна быть поставлена… (дата).
- Обращение обычно пишут… (в начале письма, обычно в середине первой строки).
- В конце письма следует… (подписываться).
- Поля оставлять… (обязательно).
- Почерк должен быть… (таким, чтобы письмо не превращалось в ребус).
- Карандашом писать… (можно только в крайнем случае).
- Лист должен быть… (чистым, аккуратным, обрезанным, а не оторванным со всех сторон).
- Осталось обсудить еще один важный вопрос: кому писать письмо? (На вопрос отвечаем по цепочке).
Вывод: письма пишут не только близким, но и артистам, изобретателям, художникам, т.е. выдающимся людям, тем, о ком напечатано в газетах или журналах. Хорошо это или плохо? Хорошо, если вам есть о чем сказать. Уважение к адресату, к его времени подскажет, стоит ли “браться за перо”.
- Остается одна очень важная этическая проблема: чужие письма. Что скажете? (Чужие письма – тайна за семью печатями. Попытка заглянуть в них, независимо от того, кому они адресованы: любимой подруге, маме, брату, незнакомому человеку – все равно, что влезть в чужой карман или подсмотреть в замочную скважину. Прочесть чужое письмо можно, только если вам это позволил получатель!)
- Итоги урока.
Перед вами на стол лег чистый лист бумаги. Посмотрите, как он прекрасен! Сейчас вы нарушите его белизну. Для чего? Для того чтобы кто-то читал и перечитывал то, что вы написали, бережно хранил дорогое письмо? Или для того чтобы, запутавшись в пустой болтовне и грязных каракулях, раздраженно скомкал и бросил в мусорное ведро? Подумайте…
Пишите! Ваших писем ждут!
- Д/з: - написать письмо другу.
Литература:
- Ожегов С.И., : Словарь русского языка; 16-е изд., испр. – м. : Русский язык, 1984г.
- Рукавчук Л.Н. : Энциклопедия этикета; Санкт – Петербург : “МиМ – Экспресс” ; 1996г.