Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Цели:

  • Образовательные:
    • расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными;
    • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
    • повторить правописание  парных согласных на конце слова; систематизировать изученный материал;
    • научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.
  • Развивающие:
    • развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод;
    • развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;
    • обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
    • развивать положительное отношение к учебе;
    • заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.
  • Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент  (Приложение. Слайд 1)

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы продолжим путешествие по океану орфографических знаний, займемся исследованием и сделаем новое открытие по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, писать красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях.
– Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г1, Б4, А2, В3, А4. (Приложение. Слайд 2)

– Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами.  (Приложение. Слайд 3)

– Перед отплытием надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно. (Открыли тетради, записали число, классная работа).
– В путь!

III. Минутка чистописания

 – Но вот первое препятствие: коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание. (Приложение. Слайд 4)

– Посмотрите внимательно на изображение:

– Какие буквы вы здесь увидели?
– Перед вами цель увидеть и правильно назвать буквы.
– Молодцы, вы очень внимательные и хорошо знаете название букв.
– А теперь покажите, как красиво вы можете писать парные согласные.
– Давайте вспомним эти пары.
– Сколько пар таких звуков имеется в русском языке? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш) (Дети хором читают пары). (Приложение. Слайд 5)
– Запишите строчные парные согласные.
– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных, которым руководит Господин Гласный.

IV. Словарная работа.

 – Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? (Приложение. Слайд 6.)
– Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита.
Слова: м…двед…, г…род, м…роз, к…р…ндаш.
Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. (Приложение. Слайд 7.)
– Какие сходства и  различия вы видите в данных словах? (Слово «медведь» отвечает на вопрос Кто? все остальные на вопрос Что?; в слове «карандаш» 3 слога, у всех остальных – 2 слога)
– Запишите эти слова в алфавитном порядке. (г…род к…р…ндаш м…дведь, м…роз) Проверьте. (Приложение. Слайд 8.)
– Молодцы!
– Посмотрите внимательно на эти слова, где можно еще допустить ошибку.

V. Проверка знания орфографии

– А вот перед нами мыс Безграмотландия. (Приложение. Слайд 9.) Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии.
Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова. (Приложение. Слайд 10.)

Игра-соревнование «Не подведи свой ряд»

белый  пару… Полосатый  кра…
Песчаный  пля… Пятнистый  осьмино…
Колючий  ер… Песчаный  пля…
Пятнистый  осьмино… Белый  пару…
Много  меду… Дружный  экипа…
Дружный экипа… Много  меду…
Полосатый кра… Колючий  ер…

Физкультминутка

Вдох и выдох! Раз – присели!
Два – привстали, чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Быстро встали, тихо сели.
Головою повертели.
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок
Продолжается урок!

Гимнастика для глаз

– Смотрим вдаль – близко (имитация движений). Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров? (В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Дети по описанию находят их местоположение).

VI. Открытие нового знания

– Мы приближаемся к озеру Грамотеев. (Приложение. Слайд 11.) Перед жителями острова возникла проблема, они просят у вас помощи. За помощь обещают вам сундук с золотом.
На доске слово: рыб/пка – рыбёшка – рыбный.
– Исследуем это слово и поможем жителям острова решить орфографическую задачу.
– Давайте вспомним, что такое орфограмма? (Буква, которая обозначает звук в слабой позиции, называется орфограммой)
– Что помогает нам решить орфографическую задачу? (Приложение. Слайд 12.)
– Так как же быть, чтобы правильно обозначить на письме парный согласный в середине слова? (Слово нужно изменить)
– Сформулируйте правило.
– Итак, наше исследование завершилось.
– Вы только что сделали новое открытие. Какое? (Парные звонкие и глухие согласные в середине слова надо проверять).
– Молодцы, вы сами вывели правило. Давайте прочитаем его стр. 110.

VII. Первичное закрепление

– Сейчас вам предстоит поработать со своим другом – учебником и закрепить это знание.
С. 110 упр. 3
– И вот последняя остановка. Надо правильно сделать запись в бортовом журнале.

VIII. Выполнение теста по теме урока

Фамилия, имя______________________________

Тест «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

1. Как проверить парный согласный звук в корне слова?

а) Нужно подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного идет звонкий согласный.
б) Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного шел гласный или звонкий согласный Н, Л,  Р,  М, Й.

2. В каких случаях проверка выполнена неверно?

а) ду…ки – дубок
б) ло…ка – лодочка
в) площа…ка – площадки
г) моро… – морозный

3. Какие буквы ты вставишь?

Тра…ка,  бере…ка, гря…ка, кру…ка  

IX. Итог урока

– Наш урок подошел к концу. Поделимся впечатлениями о нашем уроке.
– С каким открытием в области орфографии мы познакомились?
– Я скажу стихами, а вы расскажите правило.

Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.

Глухие звуки – это непоседы
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.

X. Домашняя работа

Упражнение № 6 страница 111.

XI. Рефлексия

– Зачем нам был нужен этот урок?
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Какие задания показались вам наиболее интересными?
– У меня на слайде изображены три человечка с разной мимикой: оцените свою работу на уроке. (Приложение. Слайд 13.)

  • Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справились уверенно, нарисуйте на полях веселого человечка.
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя не уверенно, нарисуйте второго человечка.
  • Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, нарисуйте грустного человечка.

– Вот мы и добрались до острова парных согласных. (Приложение. Слайд 14.) Господин Гласный благодарит вас за проделанную работу. Вы показали, что многое знаете и умеете. Вы – единая команда, и в вашем единстве – сила. Вот вам сундук с золотом, шоколадные монеты.  (Приложение. Слайд 15.)