Цели:
- - уточнение знаний учащихся об однородных членах предложения;
- - развитие умения составлять и разбирать предложения с однородными членами;
- - закрепить знания о правилах расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- - развивать словарный запас учеников, умение строить развернутое высказывание,
- -тренировка произвольного внимания и умения самостоятельной работы.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, заготовка стенной газеты с фоновым изображением осеннего леса.
Раздаточный материал:
- конверты с фигурками животных (птицы, дятел, белка, медведь, еж, заяц)
- планшеты;
- чистые листы А-4 по количеству учащихся;
Ход урока.
1.Организационный момент.
1. Музыкальный фон: П. И. Чайковский « Времена года» . «Осень»
Учитель читает:
Желтой лапой задевая
То березу, то траву
И багрянцем обливая
Клены прямо на ходу,
Шел Октябрь походкой важной,
Щедро золото даря.
Красок пир! Но грустью лета
Полнится душа моя…
(Гущинская М.В.)
2.Постановка темы урока.
Учитель: Я повторю некоторые слова из стихотворения , а вы попробуйте назвать тему урока?
…то березу, то траву;
задевая, обливая, даря
Дети.- Однородные члены предложения(далее по тексту идет сокращение- ОЧП).
3.Актуализация знаний.
1.У. – Сегодня обобщающий урок. Давайте назовем все, что знаете об однородных членах предложения.
Д.- ОЧП отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
-ОЧП могут быть главными и второстепенными.
- с помощью ОЧП можно точнее, полнее передать свои мысли
2.На доске 3 предложения:
1) Березы, осины, клены надели величественно- яркие осенние наряды.
2) В солнечный день опавшая листва слегка поблескивала и лежала у подножия деревьев золотистой грудой. ( Г. Скребицкий).
3) Серый дождь монотонно и тоскливо, и надоедливо моросит целый день.
У. Под соответствующей предложению цифрой (1, 2, 3) изобразите графически однородные члены в этих предложениях со знаками препинания.
Ученики выполняют задание на планшетах.
3. Далее – общая проверка
1) запятая между однородными подлежащими,
2) однородные сказуемые. Соединяются одиночным союзом «И» запятая не ставится,
3) однородные обстоятельства, соединяются повторяющимся союзом «И», запятая перед вторым союзом.
4. Учитель делает обобщение после ответов учащихся:
- Итак. ОЧП могут соединяться интонацией перечисления, союзами и, а, но или другими союзами.
5. Употребление союзов в речи. Знаки препинания в предложениях с союзами.
У.- Запишите число, классная работа ( дети записывают).
Мы сегодня встречались с союзами и, а, но. Другие союзы тоже могут участвовать в соединении ОЧП. Посмотрите на доску.
На доске: союзы и предложения.
НИ … , НИ
ТАК И
ТО …. , ТО
ХОТЯ И
- Мухомор красивый… …. ядовитый.
- День холодный … ясный.
- … ветра не боится…холода.
- … снег пойдет … дождь.
У.- Внимание! Задание!
Перепишите в тетрадь вставляя подходящие союзы, если нужно знаки препинания, выделите однородные члены (Дети выполняют работу. Работа у доски - 2 человека).
Зарядка
6. Проверка: читать со знаками препинания, назвать О.Ч.П.
7.Упражнение в расстановке знаков препинания.
У.- Вернемся к последнему предложению: То снег пойдет, то дождь.
Что это значит?
Д.- Погода переменчивая.
У. - Сейчас я об этом прочитаю русские пословицы, а вы на планшетах изобразите только ОЧП и знаки препинания.
Планшеты. Слушайте.
- Зима и осень - на дню погод восемь.
- В осеннее ненастье - семь погод на дворе: сеет, веет, мутит, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет.
У. - Кто не успел сосчитать, в пословице есть подсказка.
Учитель читает пословицу еще раз.
- На одном часу и снег и дождь.
Проверка: по одной пословице, у кого 3 плюсика, тем – «5».
У. Нам нужны силы для следующего задания. Зарядка «Силачи».
8. У. – Мы с вами читали рассказы Сладкова о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Сейчас я предлагаю сделать газету- игрушку в подарок первоклассникам. Каждый будет принимать участие. В конвертах изображения птиц и зверей.
Внимание! Задание: Составить и записать на листочках предложения про птицу или зверя, который спрятался в вашем конверте.
Предложения могут быть с однородными членами или сложными.
А я приклею его на эту газету. ( На доске выставляется заготовка стенной газеты с фоновым изображением осеннего леса.)
Открывайте. На задание пять минут.
Как звери к зиме готовились?
А). Текст учителя.
Отшумел осенний листопад. Укрылась земля теплым прелым покрывалом.
Только одинокие золотые листочки на ветках еще играют с холодным влажным ветром. Лес замер в ожидании зимнего сна.
Беспокоятся, хлопочут птицы и звери, к зиме готовятся.
Взяли планшеты. Начертите схему однородных членов предложения:
Беспокоятся, хлопочут птицы и звери, к зиме готовятся.
Проверка: показали планшеты.
(Далее: с выделенными предложениями в тексте учителя выполняется аналогичное задание).
Б). Дальше, читаем «по цепочке». 1-й ученик.
Составленное предложение.
Перелетные птицы собираются в стаи, скоро улетят в теплые края.
Г). Предложение учителя.
Тихо станет в лесу, только труженик- дятел долбит звонкие стволы деревьев от зари до зари, круглый год. Тук-тук-тук.
Д). 2-й ученик
Составленное предложение.
Мелькает Красный беретик то на березе, то на сосне.
Е). 3-й ученик.
ОП – и жучков, и личинок; домик белке
Карточка №3.
Составленное предложение.
И жучков, и личинок себе достанет, белочке домик приготовит.
Ж). Предложение учителя.
Как хороша белочка в новой теплой серой шубке.
З). 4-й ученик.
Составленное предложение.
Хлопотливая хозяюшка орехов в дупло натаскала, грибочков на ветках засушила.
И). Предложение учителя.
Ей и зима не страшна.
К). 5-й ученик
Составленное предложение..
Медведь за лето под шкурой сало нагулял, берлогу обустроил.
М). 6-й ученик.
Составленное предложение.
Ежик проспит зиму в теплой, уютной норе под разлапистой корягой.
Л). Предложение учителя.
Спать до весны завалиться.
Н). 7-й ученик.
Составленное предложение.
Барсук старался, нору вырыл просторную да удобную, побежал, корешков сладких нарыл.
О). Текст учителя.
А лиса-плутовка тут как тут.
Нагадила в его норе, бессовестная, спряталась за дерево и смотрит, что барсук делать будет.
А он - известный чистюля.
Сердился, фыркал, но терпеть такое не смог.
Побежал другую рыть. А лисе того и надо.
Ну, ничего, плутовка, и тебе зимой несладко придется. Голодной останешься.
П). 8-й ученик.
Составленное предложение.
Заяц белую шубку наденет, на снегу следы напутает.
Р). Текст учителя.
Так зиму и проведут, кто проспит, кто улетит, кто пробегает.
Кто рябинку поклюет, кто шишки пошелушит, кто кору погрызет.
Пожелаем жителям лесным быстрой и легкой зимы.
Да и мы поможем: кормушки повесим, сено разложим, лосей солью подкормим.
Вот такой рассказ у нас получился
Подведение итогов урока.
- Какую тему сегодня закрепляли?
- Какие члены предложения называют однородными?
- Для чего нужны в речи ОЧП?
- Когда ставятся запятые перед ОЧП.?
Домашнего задания сегодня нет - мы все успели! На перемене ученики приклеивают картинки и текст рассказа и дарят стенгазете первоклассникам.
Кто получил оценки за урок, подходят с дневниками.
Урок окончен. Всем спасибо.