(Слайд 1)
Цель:
- Совершенствовать полученные знания учащихся по сложным предложениям;
- Прививать детям любовь к поэзии А.С. Пушкина;
- Развивать поэтическое и пунктуационное чутье учащихся;
- Развивать устные и письменные речевые навыки;
- Воспитание уважения к прошлому страны и бережного отношения к памятникам культуры. (Слайд 2)
Оборудование:
- иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина;
- портрет поэта;
- памятники А.М. Опекушина и М.К. Аникушина;
- приложения-слайды;
- классическая музыка.
Ход урока
I. Организационный момент
- приветствие;
- проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного материала
а) Работа у доски:
Карточка №1
Расставить знаки препинания. Из каких стихотворений А.С. Пушкина взяты отрывки?
Буря мглою небо кроет (,)
Вихри снежные крутя (;)
То(,) как зверь(,) она завоет (,)
То заплачет (,) как дитя.
Карточка № 2
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты (,)
И я забыл твой голос нежный (,)
Твои небесные черты.
Повторить расстановку знаков препинания при союзе И в сложносочиненных предложениях (ССП) и в простых предложениях с однородными членами.
б) Работа на местах:
Из двух простых предложений составить ССП, СПП, БСП.
- Высшее общество относилось к Пушкину враждебно. Оно не могло мириться со свободолюбивой душой поэта.
- Травля и преследования стали невыносимыми. Пушкин вынужден был вызвать Дантеса на дуэль.
- Дантес принял вызов. Дуэль состоялась.
в) Фронтальный опрос: расстановка знаков препинаний при союзе И в бессоюзных сложных предложениях (БСП).
Знаки препинания при БСП.
- , запятая
- ; точка с запятой
- : двоеточие
- - тире
Придумать предложения.
III. Работа по высказываниям о А.С. Пушкине
a) Высказывание А.Т. Твардовского о Пушкине (Слайд 3).
«Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда еще не умел читать. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане…», описание Полтавского боя, сон Татьяны из «Е. Онегина». Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, ее запах, помню, как был захвачен ею и засиделся у окна дотемна. Когда дошел до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением магической силой пушкинских страниц. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину».
- Словарная работа: Магическая сила – чудодейственная, волшебная сила.
- Орфографический разбор (правописание наречий): дотемна
- Работа по иллюстрации к произведению «Руслан и Людмила».
- Рассказывание учащимися наизусть отрывка из поэмы «У лукоморья дуб зеленый».
- Перечислить сказки А.С.Пушкина.
Неизгладимое впечатление – сильное, незабываемое впечатление.
б) Оценка М. Горького (Слайд 4).
«В моих руках - поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое место.
Пушкин удивил меня простотой и музыкой стиха. Пролог к «Руслану» напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну. Одни строки изумили меня своей чеканной правдой, другие - какой – то необыкновенной легкостью, изяществом. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично все, о чем говорили они».
- Словарная работа:
- Фонетический разбор. Сжав - [ Зжаф ].
-
а) удивить – изумить
б) удивительные сказки
в) удивительно красивый
г) диво
д) удивленный
IV. Закрепление знаний учащихся
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» наизусть.
1. Работа над предложением у доски.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык.
Это ССП состоит из двух простых предложений, соединенных сочинительным соединительным союзом И.
Характеристика первого простого предложения:
- простое;
- повествовательное, невосклицательное;
- двусоставное;
- распространенное;
- полное;
- прямой порядок слов;
- ничем не осложнено.
2. Памятники А.С.Пушкину (Слайд 5):
а) Александр Михайлович Опекушин. 1875 г. – г. Москва.
б) Михаил Константинович Аникушин. 1957 г. – г. Санкт –Петербург.
- Почему скульптор А.М.Опекушин дни работы над памятником Пушкину считает «счастливыми днями своей молодости»?
Сравните памятники и докажите, где поэт задумчивый, где воодушевленный.
3. Составление устного описания памятников.
4. Тестирование.
Укажите номер предложения, в котором имеются пунктуационные ошибки.
В случае отсутствия такого предложения, напиши цифру 6. (Слайд 6)
- Где некогда все было голо, пусто, теперь младая роща разрослась. («Вновь я посетил»).
- Мы вольные птицы, пора брат, пора туда, где за тучей белеет гора. («Узник»).
- Ложится в поле мрак ночной, от волн поднялся ветер хладный.
- Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(«Зимнее утро») - Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Но мне она мила, читатель дорогой.
(«Осень»)
Взаимопроверка правильности выполнения задания.
5. Работа с текстом романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Поэтическая минутка. Чтение наизусть «Письмо Татьяны» под классическую музыку.
Групповая работа. Поиск СПП по роману в стихах «Евгений Онегин»
1 ряд – СПП об Онегине (Слайд 6).
2 ряд – СПП о Татьяне (Слайд 7).
- Составить графическую и линейную схемы найденных предложений.
Сверка работ групп с приложениями 1, 2
6. Самостоятельная работа. Упражнение 298. (Дидактический материал к учебнику русского языка, 9 класс). С.140.
Вставить пропущенные буквы, знаки препинания.
VI. Подведение итога урока
1. Обобщение:
- Чем прекрасна поэзия А.С.Пушкина и его мир?
- Чем вызван интерес художников к личности поэта?
- Если бы вы были художником, какой образ А.С.Пушкина создали бы?
V. Домашнее задание (Слайд 9):
- §25. Упражнение 179.
- Нарисовать иллюстрации к любимым произведениям А.С.Пушкина.