Цели:
- систематизировать и обобщить материал по теме; проверить знания учащихся по изученной теме;
- формирование умения на практике применять ранее полученные знания по изученной теме;
- воспитание культуры речи, нравственное воспитание учащихся.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Название "числительное" произошло от слова "число". Имена числительные мы очень часто употребляем в речи. Современный ученик должен уметь пользоваться ими: ставить в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного и существительного. Сегодня на уроке проверим, как вы, ребята, научились использовать в речи имена числительные и на практике применять ранее полученные знания.
1. Повторение морфологических признаков имени числительного. Устный опрос.
1) Дать определение имени числительного.
2) На какие две группы делятся имена числительные?
3) Чем отличаются простые числительные от составных?
2. Работа у доски.
Трое учащихся выполняют задание по карточкам.
Карточка № 1
Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?
Карточка № 2
По обеим3 сторонам дороги росли белоствольные березки.
Карточка № 3
Заблудиться в трех соснах.
III. Практическая работа.
1. Словарный диктант (самоконтроль учащихся)
Миллион, миллиард, одиннадцать, тысяча, девяносто, две тысячи девятый год, сто, двести, триста, четыреста, полтора, полтораста, сорок, двенадцать, шестнадцать, пятеро друзей, седьмой этаж.
2. Работа по перфокартам. Мягкий знак на конце или в середине числительных.
Семьсот, один, восемьдесят, семь, двадцать, три, шестьсот, пятьдесят, девятнадцать, тринадцать, тридцать.
3. Работа с текстом "Цена минуты". Чтение текста и ответы на вопросы:
- Какова цена одной минуты?
- Почему нам нужно беречь свое и чужое время?
Далее ребята выполняют задание по вариантам: 1 вариант - выписать простые имена числительные; 2вариант - выписать составные имена числительные.
Цена минуты
Одна минута. Что могут дать человеку 60 коротких секунд? Если каждый рабочий в нашей стране будет терять только одну минуту своего рабочего времени, то за год по стране убыток составит 50 миллионов рублей. На эту сумму можно построить свыше 10 тысяч квартир. Потеря лишь одной минуты рабочего времени в масштабах страны равнозначна потере результатов труда 200 тысяч рабочих. За одну минуту в нашей стране добывают более 260 тонн нефти, более 190 тонн железной руды, почти 1,5 тысяч тонн угля, 650 тысяч кубических метров газа, вырабатывается более 2 миллионов киловатт-часов электроэнергии, выплавляется около 300 тонн стали.
4. Отредактировать предложения и записать (работа выполняется по вариантам: 1 вар. - 1, 2, 3 предложения; 2 вар. - 4, 5, 6 - предложения)
1. В книге около девяносто страниц.
2. В городе более девятьсот школ.
3. По обоим сторонам дороги расстилались поля.
4. В декабре тысяча восемьсот двадцать пятом году было восстание декабристов.
5. Трое школьниц направлены на олимпиаду.
6. Свыше восемьдесят пять тонн металла собрали школьники района.
5. Составить словосочетание "собирательное числительное + имя существительное"
- 2 (мужчина)
- 5 (котята)
- 4 (щипцы)
- 6 (ребята)
- 2 (очки)
- 7 (школьники)
- 3 (брюки)
- 4 (волчата)
- 8 (девушки)
- 15 (козлята)
- 9 (гусята)
6. Творческая работа
В 2010 году наша страна будет праздновать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Предлагаю вам, ребята, составить и записать небольшой текст, используя следующие словосочетания: четверо десантников, обеими ногами, сжимать автомат, развернуться в воздухе, три четверти километра, полтораста шагов, отбиваться от врагов, замереть на месте, отомстить за погибших товарищей.
IV. Задание на дом. Составьте сочинение-миниатюру на тему: "Олимпийские игры 2008 года", используя числительные.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.