Урок русского языка в 9-м классе на тему "Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП"

Разделы: Русский язык


Тема: Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Цели:

  • Образовательные – объяснить строение и особенности сложноподчиненных предложений.
  • Развивающие – продолжить формирование умения конструировать  и решать проблемные задачи, делать выводы.
  • Воспитательные – воспитывать у учащихся гуманистические качества.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения: УМК под редакцией В.В. Бабайцевой:

  1. Учебник «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика»
  2. Книга для учителя «Русский язык» 9 класс, автор-составитель Т.И. Емолинко. Волгоград, 2004
  3. ИКТ. Программа «Фраза», мультимедиа.

Тип урока: изучение и первичное усвоение нового материала.

Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:

«5» – 32-30 б.  
«4» – 29-26 б.
«3» – 25-22 б.  
«2» – меньше 21 б.

Дополнительные баллы:

Оформление в тетради – 16 б.
Монологическая речь – 16 б.

Алгоритм действий в решении педагогических задач.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Рейтинг в (баллах)

1 Оргмомент Предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок Проверяют оформление рабочего места
Определяют готовность к уроку, концентрацию внимания, записывают баллы
1

1

2 Целеполагание, мотивация Использование мультимедиа. На экране несколько сложных предложений.
Предлагает списать два предложения и определить вид связи простых предложений в составе сложного.
Записывают в тетрадь, определяют связь: подчинительная.  
Как вы думаете, какова тема предстоящего урока? Формулируют тему урока  
Корректирует, называет тему Записывают тему урока в тетрадь 1
Предлагает ученикам определить для себя цели урока:
  1. Знать…
  2. Уметь…
  3. Научиться…

Мотивирует работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки

Определяют и записывают цели:
  1. Знать…
  2. Уметь…
  3. Научиться…

Определяют уровень мотивации  к активной деятельности в баллах

1
3 Актуализация ранее изученного материала Работа на компьютерах.
Программа «Фраза»
Задание:
Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
Находят предложения, объясняют правильную расстановку знаков препинания. 2
Найдите сложносочиненные предложения. Дайте определение, объясните расстановку знаков препинания

Найдите предложения с общим второстепенным членом, объясните расстановку знаков препинания.

Предлагает повторить изученный материал, работая в парах, затем – индивидуально. Задает учащимся вопросы по изученному параграфу.

Предлагает сделать вывод по изученной теме: сложносочиненные предложения

Находят предложения, доказывают, что сложносочиненные, объясняют расстановку знаков препинания.

Находят, объясняют


Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, формулируют вывод.

 

Работают в парах, делают выводы.

 
4 Первичное усвоение материала Предлагает учащимся прочитать параграфы  205, 206 по учебнику «Теория», осмыслить теоретический материал и написать в тетради ЛОС (логический опорный сигнал) по критериям:
  1. объем 1 стр.;
  2. логика;
  3. сигналы;
  4. оформление;
  5. вывод.
Читают параграфы 205, 206 и укладываются во времени. Оформляют в тетради ЛОС, соблюдая критерии:
  1. объем не > 1 стр.;
  2. логичность;
  3. используют различные сигналы (рис., схемы…);
  4. оформление;
  5. сформированность вывода.
 

1

5

2

5 Осознание и осмысление Предлагает по содержанию параграфа 205, 206  сформулировать проблемный вопрос, записать его в тетрадь и дать краткий ответ. Формулируют проблемный вопрос по параграфам 205, 206, записывают его в тетрадь, дают краткий ответ. (Может ли придаточное предложение стоять перед главным?) 4
6 Первичное закрепление Предлагает:

1) Записать свои проблемные вопросы на листочек и передать соседу, а затем учащимся своей группы для ответа на задачи;

 

 

2) Тренировочные упражнения –письменная работа в тетрадях;

3) Предлагает оценить устные ответы учащихся по 5-балльной системе.

1) Записывают свои проблемные вопросы на листочек:

– может ли главное предложение поясняться двумя придаточными?
– можно ли сказать, что союзные слова являются смысловым центром предложения?
Передают учащимся в группе, которые по очереди отвечают письменно на вопросы;

2) Выполняют  тренировочные упражнения –  письменную работу в тетрадях;

3) Оценивают ответы  учащихся  в группе по 5-балльной системе.

4
7 Информация о домашнем задании Информирует о домашнем задании. Устное:  повторить параграф 26, проработать параграфы 205, 206 Письменное – на выбор: упр.69, 79 или составить тест по теме урока Выбирают и записывают домашнее задание в дневники:
Устное
Письменное
Тест

1
4
3
8 Подведение итогов урока Предлагает прочитать цели урока в своей тетради, определить уровень своих достижений по
5-балльной шкале и записать на контрольном листочке, отмечает Ф.И. учеников, ответы которых в ходе изучения темы, на его взгляд, были самыми удачными.
Читают собственные цели урока, определяют уровень своих достижений по 5-балльной шкале, записывают на контрольный листочек. Записывают Ф.И. учеников, ответы которых были лучшими, на их взгляд, по ходу изучения темы. 2