Тема: Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Цели:
- Образовательные – объяснить строение и особенности сложноподчиненных предложений.
- Развивающие – продолжить формирование умения конструировать и решать проблемные задачи, делать выводы.
- Воспитательные – воспитывать у учащихся гуманистические качества.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения: УМК под редакцией В.В. Бабайцевой:
- Учебник «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика»
- Книга для учителя «Русский язык» 9 класс, автор-составитель Т.И. Емолинко. Волгоград, 2004
- ИКТ. Программа «Фраза», мультимедиа.
Тип урока: изучение и первичное усвоение нового материала.
Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:
«5» – 32-30 б.
«4» – 29-26 б.
«3» – 25-22 б.
«2» – меньше 21 б.
Дополнительные баллы:
Оформление в тетради – 16 б.
Монологическая речь – 16 б.
Алгоритм действий в решении педагогических задач.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Рейтинг в (баллах) |
1 | Оргмомент | Предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок | Проверяют оформление рабочего места Определяют готовность к уроку, концентрацию внимания, записывают баллы |
1 1 |
2 | Целеполагание, мотивация | Использование мультимедиа. На экране
несколько сложных предложений. Предлагает списать два предложения и определить вид связи простых предложений в составе сложного. |
Записывают в тетрадь, определяют связь: подчинительная. | |
Как вы думаете, какова тема предстоящего урока? | Формулируют тему урока | |||
Корректирует, называет тему | Записывают тему урока в тетрадь | 1 | ||
Предлагает ученикам определить для
себя цели урока:
Мотивирует работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки |
Определяют и записывают цели:
Определяют уровень мотивации к активной деятельности в баллах |
1 | ||
3 | Актуализация ранее изученного материала | Работа на компьютерах. Программа «Фраза» Задание: Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. |
Находят предложения, объясняют правильную расстановку знаков препинания. | 2 |
Найдите сложносочиненные предложения.
Дайте определение, объясните расстановку знаков
препинания Найдите предложения с общим второстепенным членом, объясните расстановку знаков препинания. Предлагает повторить изученный материал, работая в парах, затем – индивидуально. Задает учащимся вопросы по изученному параграфу. Предлагает сделать вывод по изученной теме: сложносочиненные предложения |
Находят предложения, доказывают, что
сложносочиненные, объясняют расстановку знаков
препинания. Находят, объясняют
Работают в парах, делают выводы. |
|||
4 | Первичное усвоение материала | Предлагает учащимся прочитать
параграфы 205, 206 по учебнику «Теория»,
осмыслить теоретический материал и написать в
тетради ЛОС (логический опорный сигнал) по
критериям:
|
Читают параграфы 205, 206 и укладываются во
времени. Оформляют в тетради ЛОС, соблюдая
критерии:
|
1 5 2 |
5 | Осознание и осмысление | Предлагает по содержанию параграфа 205, 206 сформулировать проблемный вопрос, записать его в тетрадь и дать краткий ответ. | Формулируют проблемный вопрос по параграфам 205, 206, записывают его в тетрадь, дают краткий ответ. (Может ли придаточное предложение стоять перед главным?) | 4 |
6 | Первичное закрепление | Предлагает: 1) Записать свои проблемные вопросы на листочек и передать соседу, а затем учащимся своей группы для ответа на задачи;
2) Тренировочные упражнения –письменная работа в тетрадях; 3) Предлагает оценить устные ответы учащихся по 5-балльной системе. |
1) Записывают свои проблемные вопросы на
листочек: – может ли главное предложение
поясняться двумя придаточными? 2) Выполняют тренировочные упражнения – письменную работу в тетрадях; 3) Оценивают ответы учащихся в группе по 5-балльной системе. |
4 |
7 | Информация о домашнем задании | Информирует о домашнем задании. Устное: повторить параграф 26, проработать параграфы 205, 206 Письменное – на выбор: упр.69, 79 или составить тест по теме урока | Выбирают и записывают домашнее задание
в дневники: Устное Письменное Тест |
1 4 3 |
8 | Подведение итогов урока | Предлагает прочитать цели урока в своей
тетради, определить уровень своих достижений по 5-балльной шкале и записать на контрольном листочке, отмечает Ф.И. учеников, ответы которых в ходе изучения темы, на его взгляд, были самыми удачными. |
Читают собственные цели урока, определяют уровень своих достижений по 5-балльной шкале, записывают на контрольный листочек. Записывают Ф.И. учеников, ответы которых были лучшими, на их взгляд, по ходу изучения темы. | 2 |