Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. Этому и служат педагогические технологии, которые учителя русского языка и литературы применяют на своих уроках.
Предлагаемый урок по теме "Падеж имен существительных", построен на групповой работе и работе в парах. Класс разделен был на 6 групп (по 4 человека в каждой) в соответствии с шестью падежами имен существительных, и каждая группа выполняла свое задание.
Парты в кабинете были расставлены нетрадиционно, так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников. На столах, кроме тетрадей и учебников, лежали заранее приготовленные листы бумаги формата А-3, фломастеры, маркеры, карандаши.
Групповая организация учебной деятельности учащихся на уроке позволила всему классу активно участвовать в работе, проявить свои творческие возможности и показать высокие результаты по предмету. В итоге каждый ученик получил по две оценки (одну - в тетрадь за словарную работу, другую - в журнал за работу в группе).
Проведенный урок русского языка показал, что работа учащихся по группам и в парах способствует повышению грамотности, интеллектуального уровня учащихся, формированию положительных нравственных качеств личности.
Цели:
учебно-познавательные:
- закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных;
- повторить безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением;
интеллектуально-развивающие:
- развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
- развивать умение наблюдать лингвистический материал;
- развивать творческий подход к выполнению предлагаемой работы;
социальные:
- развивать умение работать в паре, группе;
- учить адекватно оценивать себя и других;
эстетические:
- учить эстетично воспринимать слово. речь, овладевать средствами выразительности
- собственной речи;
здоровьесберегающие:
- контроль за осанкой учащихся;
- физкультминутка;
Оборудование урока: репродукция картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь".
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Работа по теме.
1. Орфографическая пятиминутка.
Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.
- Взаимопроверка. (Работа в парах. Выставление оценок друг другу.)
- Работа над ошибками.
2. Повторение теории.
- Слова какой части речи вы записали в орфографической работе?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)
- Сколько падежей в русском языке?
3. Сообщение учителя. "Это интересно".
Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.
Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.
"Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.
В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).
4. Работа в группах. (6 падежей - 6 групп)
Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты".
Задание для групп:
1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово "дело" стоит в :::. падеже. Определить, каким членом предложения является слово "дело".
2.Сформулировать правило, как определить падеж имени существительного.
3. Из предложенного стихотворения выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.
4. Представить выступление и оформить на доске таблицу.
Падежи | Вопросы | Предлоги |
И.п. | ||
Р.п. | ||
Д.п. | ||
В.п. | ||
Т.п. | ||
П.п. |
- Велик телом, да мал делом. (Т.п)
- Дело шуток не любит. (И.п.)
- От слова до дела целая верста. (Р.п)
- И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
- Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
- Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
- Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
- Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
- По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
- Дела как сажа бела. (И.п.)
- Делу время, потехе час. (Д.п.)
- Дело знай, а правду помни. (В.п.)
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО?
Поворот судьбы такой удивительный:
Изучаемый падеж Именительный.
На суку висит (что?) - ватрушка!
На заборе спит (кто?) - старушка!
С неба нам летит (что?) - игрушка!
Соловьем свистит (кто?) - подружка!
На сосне сопит (кто?) - хрюшка!
Рассказала (кто?) - врушка!Сочинила мир такой изумительный!
Что ж запомним мы падеж
Именительный!
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО?ЧЕГО? (ОТКУДА? ГДЕ?)
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но Родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА? ГДЕ?)
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу!А еще Кому? Чему?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.
ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? (КУДА?)
"Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!"
Чтоб Винительный запомнить,
Научилась я:летать!Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО -
Назову до одного!Вижу реку, вижу сад -
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!Строят клуб невдалеке,
Красят лодки на песке:
Хватит! В школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже Творительном.Что там долго говорить,
Вот решился я:творить!Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.Я - художник! Я - творец!
Ух, какой я молодец!Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.Я творю карандашом,
На листе своем большом,
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну!Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончим дело!
Я альбом закрою свой.
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЕМ? (ГДЕ?)
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе:
Ой, мечтаю я уже:
О Предложном падеже!
НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||
(Лист оценок за работу в группах) | ||||
№ группы | Устный ответ | Оформление | Грамотность | Итог |
№ 1 | ||||
№ 2 | ||||
№ 3 | ||||
№ 4 | ||||
№ 5 | ||||
№ 6 |
Итог работы учащихся по группам:
Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных? (учебник стр. 198)
5. Полминутки для шутки.
Чтение учеником стихотворения Граубина "Ленительный падеж".
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин
- За что Лежебокин не любит падежи?
- А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях) ?
6. Определение синтаксической роли имени существительного в предложении.
Шумят потоки вешние и жгут снега последние (4).
Физкультминутка!
7. Лингвистическая задача.
"Неожиданные подарки"
Митя и Коля - близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок Мити", на втором - "Подарок Коли".
Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля - пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя - масляные краски, о чем мечтал Коля.
Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:
- Понравились вам мои подарки?
- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.
- Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.
Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось.
А почему оно произошло, как вы думаете?
Объясните смысл словосочетаний:
- подарок Коле
- подарок Коли
8. Творческая работа. Контроль за темой.
Составьте несколько предложений по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", используя слова из орфографической работы, определите падеж имен существительных.
Итог урока.
Д/з параграф 97, упр. 523.