Цель урока:
- Систематизировать теоретические знания и практические умения учащихся через анализ языкового материала (слова СНЕГ, СНЕЖИНКА), продемонстрировав целостность восприятия природного явления, предмета, запечатлённого в разных видах искусства (музыка, живопись, литература) и исследуемого в разных научных аспектах.
- Подготовиться к написанию миниатюры, используя личные наблюдения, образцы произведений признанных мастеров слова, иллюстрации и репродукции картин, фотографии.
- Развивать интерес к русскому языку как учебному предмету (ИНТЕРЕС - ЛЮБОВЬ - УВАЖЕНИЕ).
- Пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над своей речью.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Эмоциональная разминка
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.
Поговорим?
- Поговорим. Нам будет интересно.
ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(по ходу урока учитель демонстрирует презентацию Приложение 1)
Определение темы урока
? Отгадав мои загадки, вы сможете определить, о чём таком интересном мы с вами сегодня на уроке будем говорить.
Вился, вился белый рой
Сел на землю - стал горой.
Зимой в поле он лежал,
Весной в речку убежал.
(Снег/снежок)
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много, много звёздочек
Тонких, как стекло,
Звёздочки холодные,
А земле тепло.
(Снежинки)
? Как вы определили, что речь идёт о снеге и снежинках?
? На каком средстве художественной выразительности построены загадки? (метафора/ сравнение, эпитет, олицетворение)
Целеполагание (учитель читает рассказ Приложение 2)
? Понравился ли вам рассказ? Почему?
? Что хотела рассказать снежинка людям?
- Действительно, каждый день приносит нам свои чудеса, которые мы подчас не замечаем.
Снег и сказка... У них есть одна удивительная общая черта. И сказка, и снег говорят нам о чудесных превращениях. Золушка становится красавицей, великан - маленькой мышью, лягушка - Василисой Прекрасной. Выпал снег - и унылое черное поле превращается, как по волшебству, в великолепный белый ковер, сверкающий на солнце, преображаются лесные чащи, в белые одежды наряжаются ели. Да и сам снег! Что может быть более непостоянным, более изменчивым? Вот он есть - и вдруг, подобно сказочной Снегурочке, он исчезает, тает. Сейчас он белый и пышный, а завтра серый и мокрый. Или иначе - вчера он был пушистым и мягким, а теперь стал твердым и плотным. Полежит еще некоторое время - и превратится в лед. Он родился над землей в виде почти невесомых снежинок, но вот теперь прошло какое-то время - и он поплыл по реке льдинами, пополз с высоких гор ледниками, закачался на волнах океанов айсбергами.
Прошли три месяца снежной зимы. А кто из вас может сказать, что знает о снеге всё? И сегодня, пока снег на улице ещё не совсем растаял, остались его маленькие островки, я вам предлагаю отвлечься от дел и просто чуть-чуть посмотреть на это крохотное чудо - снег, снежинка - и открыть некоторые тайны, проникнуть в "душу" этого слова.
Сегодня на уроке мы ответим на вопросы:
- что такое снег, снежинка?
- какого цвета бывает снег?
- из каких звуков состоят слова снег, снежинка?
- в какие цвета окрашены звуки в словах?
- как устроены слова? и т.д.
смастерим снежинку;
подготовимся к сочинению-описанию.
Итак, приступим к открытиям.
? Кстати, а какого цвета снег зимой? Да, да, не удивляйтесь! Каким цветом бывает снег? (Белым)
Яркий снег слепит глаза людей,
Белый снег, он серебра белей,
Он своей поспорит белизной
С мягкой ватой, с рисовой мукой.
Китайский поэт Лю Дабай
И действительно, кто ж поспорит с тем, что снег белый?! Конечно, белый: обычно. Но в арктических и горных регионах ему случается быть розовым или даже красным из-за подкрашивания организмами, живущими между кристаллами (водорослями, например).
Неоднократно случалось выпадение цветного снега: голубого, зелёного, серого: В 1955г. в Калифорнии случился зелёный снегопад. Жители, рискнувшие попробовать на язык его хлопья, вскоре скончались, а у людей, бравших снег в руки, появились сыпь и сильный зуд.
- В 1969г. в Швейцарии на Рождество посыпались с неба чёрные снежинки.
- А в 2001г. в Колорадо выпал розовый снег: со вкусом арбуза! Он был окрашен водорослями.
? Какие ещё интересные факты о снеге вам удалось найти в энциклопедиях и справочниках?
Если вам самим захочется увидеть разноцветный снег в природе, можно не дожидаться от неё необычных явлений, а провести такой опыт. Сделайте в чистом снежном сугробе узкое отверстие глубиной в 1 метр. В нём вы обнаружите 4 цветных "столбика": сверху - желтоватый, потом - желтовато-зеленоватый, глубже - голубовато-зеленоватый, а внизу - синий. Для успеха эксперимента лучше выбрать пасмурную погоду или рассматривать отверстие через картонную трубку.
ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
А я всё гладил снег рукой,
А он всё звёздами отсвечивал,
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Он весь как музыка. Он - весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег: Не зря в нём есть
Всегда какая-нибудь тайна.
С. Г. Островой
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
Как его звучанье зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В званье, в имя или кличку просто:
Прелесть слова - в летописи роста.
Юлиан Тувим
- А теперь давайте начнём путешествие к "душе" слова, раскрывая тайну за тайной, поможет нам в этом схема "Путь к слову" (Приложение 3)
Правильно записываю слово
- Итак, запишите правильно слова и объясните орфограммы (учащиеся выполняют работу по вариантам):
Взаимопроверка. Учащиеся выставляют оценки за орфографический разбор в схему "Путь к слову"
? Почему в этих словах возникли орфограммы?
Определяю количество звуков, даю их характеристику
Учащиеся выполняют также по вариантам фонетический разбор слов
Самопроверка. Выставление оценок в карту "Путь к слову"
Физкультминутка
А сейчас минутка отдыха.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь. (Кружатся)
Мы снежные пушинки
Мы танцуем день и ночь. (Танцуют)
Проникаю в тайну (смысл) слова
? А теперь давайте посмотрим, что же слова снег, снежинка обозначают?
Вспоминаю фразеологизмы
? Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят слова СНЕГ, СНЕЖИНКА? Скажите, в каких случаях они употребляются?
Определяю происхождение слова
? Как вы думаете, а давно ли возникло это слово? Сколько ему лет?
В русский язык слово СНЕГ пришло из древнерусского, старославянского, где оно писалось, как и обозначало то же самое, что и сейчас.
Кроме того, я думая, вам интересно будет узнать, что русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, т.е. восходит к одному языку - основе с такими языками, как английский, немецкий. Поэтому слово СНЕГ в русском, английском, немецком языках звучит почти одинаково:
- русский - СНЕГ
- английский - SNOW
- немецкий - SCHNEE
Выделяю части слова, нахожу родственников
? Теперь давайте посмотрим, как же устроены слова СНЕГ, СНЕЖИНКА и найдём их "родственников".
Итак, найдите "родственников" слов СНЕГ, СНЕЖИНКА.
Учащиеся устно называют родственные слова
? А теперь давайте восстановим словообразовательные цепочки слов, указав, каким способом образовались новые слова.
Учащимся предлагается набор слов. Работа ведётся по группам: 1 группа составляет словообразовательные цепочки, состоящие из двух слов, 2 группа - из 3 слов, 3 группа - из 4 слов, 4 группа - из 6 слов.
Слова для разбора:
СНЕГ - СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИТЬ, СНЕГОВОЙ, СНЕЖНОСТЬ, СНЕЖИНКА, СНЕЖКОВЫЙ, СНЕЖИСТЫЙ, СНЕЖНЫЙ, ПОДСНЕЖНИК, СНЕЖИЩЕ, СНЕГУРКА, СНЕЖОК, СНЕГУРОЧНЫЙ, БЕССНЕЖНЫЙ, СНЕЖОЧЕК, БЕССНЕЖНОСТЬ, ЗАСНЕЖИТЬ, СНЕЖНО
Теперь вновь обратимся к интересным фактам и посмотрим, как на самом деле "устроена" снежинка?
Снежинки и по сей день - большая загадка для учёных. Они не могут с уверенностью предсказать, как будут выглядеть снежные кристаллы, которые прилетят с неба во время следующего снегопада.
Удивительно, но эти прозрачные "бриллианты" строгой формы вырастают на частичках пыли, вулканического пепла, цветочной пыльце, которые витают в верхних холодных слоях атмосферы.
Среди снежинок встречаются "пластинки", "пирамиды", "столбики", "иглы", "стрелы", "пули", простые или сложные "звёздочки". Каждая снежинка единственная в своём роде - уникальна! Но у "звёздочек" всегда вырастают три, шесть или двенадцать лучей. Самая редкая двенадцатиконечная "звёздочка" рождается в грозовых облаках.
В мастерской снежинки
Я вам сегодня предлагаю стать волшебниками и попытать создать свою необыкновенную, непохожую, неповторимую снежинку. А сделаем мы это с помощью обычных подручных материалов: цветной бумаги, клея, ножниц, степлера.
Учащиеся под руководством учителя изготавливают снежинки.
Хрустальная снежинка парила в небесах,
Летят подруги рядом, не страшно в облаках,
Одна она - снежинка3, а миллионы - снег3,
И с высоты небесной стремительный разбег,
Полёт приятен в небе, но скоро на земле
В сугробы превратятся на радость детворе!
Определяю грамматический разряд слова
? Итак, следующее задание : морфологический разбор - определение морфологических признаков, признаков части речи.
Учащиеся выполняют задание по вариантам: I вариант - снег, II вариант - снежинка
Мы постепенно приближаемся к выполнению самого интересного задания. Чтобы его выполнить, нам надо приоткрыть ещё две небольшие тайны слов.
Рифмы
Я предлагаю вам провести конкурс рифмачей или стихоплётов. Ваша задача - подобрать как можно больше слов-рифм к словам СНЕГ, СНЕЖИНКА.
СНЕГ - разбег, побег, набег
СНЕЖИНКА - простынка, пелеринка, пушинка, тропинка
Во время проверки рифм по сигналу учителя появляются две девочки, красиво одетые в белое. В руках у них листы с изображением снежинок, на них написаны задания.
ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Что это? Какое чудо! К нам прилетели снежинки!
Первая: Тсс: Когда идёт снег, хочется помолчать, подумать:
Вторая: Подставить ладошку и посмотреть на чудо - зимнее - снежинку.
Учитель: Милые снежинки, расскажите о себе.
Первая: Я очень боюсь тепла, поэтому я быстро таю, если ко мне кто-нибудь прикасается, люблю медленно падать, кружиться:
Вторая: Я - модница! Люблю сверкать, искриться, люблю менять свои платья, они у меня такие красивые! Узорчатые, кружевные!
Первая: Мы такие все разные и по форме, и по цвету, и на ощупь, и звучим по разному.
Вторая: Сейчас мы вам вручим небольшие подарки - снежинки, на них задания, подберите красивые слова, высказывания, сравнения, эпитеты. Одним словом, подберите снежные слова.
Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вновь обратимся к интересным фактам.
Немецким метеорологам удалось подсчитать, что ежегодно на Германию падает несколько септильонов (число с 24 нулями) снежинок, из которых не найти и двух одинаковых.
Самая красивая снежинка - шестилучевая звезда - впервые была зарисована в 1555 году.
Долгое время ученым трудно было сфотографировать снежинку под микроскопом. Первая удачная попытка состоялась в 1885 г. Она принадлежит американскому фермеру Уилсону Бентли, настолько увлеченному изучением этой темы, что даже прозванному "Снежинкой". За 46 лет неустанной практики У. Бентли создал коллекцию из 5 тыс. уникальных снимков, причем среди них нет двух одинаковых! Он называл их "снежными драгоценностями", и действительно можно подумать, что снимки изображают бриллиантовые украшения, сделанные искуснейшим ювелиром. К нему и на самом деле постоянно обращались ювелиры и художники из области прикладного искусства, пользуясь его альбомами как образцами для своих работ.
Японский ученый Накая Укитиро называл снег "письмом с небес, написанным тайными иероглифами". Он первым создал классификацию снежинок. Именем Накая назван единственный в мире музей снежинок, расположенный на острове Хоккайдо.
Слово-магнит
А теперь приступим к выполнению задания снежинок. Представим, что слова СНЕГ, СНЕЖИНКА - это слова-магниты, притягивающие слова. Нам с вами необходимо выписать из предложенных вам стихотворений, прозаических отрывков слова, словосочетания, характеризующие цвет, действие, звук снега, снежинок.
Учащиеся работают с художественными текстами
Видите, как много снежных слов мы записали и вместе с вами сделали открытие. Какое? Оказывается, одно и тоже явление природы каждый из авторов видит по-разному и по-разному описывает в своём произведении. Но снег можно изобразить не только словами. Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество оттенков снега в разное время дня и года. Обратите внимание на репродукции картин великих русских художников:
"Февральская лазурь", "Снежные сугробы", "Белая зима" М. Грабарь, "Конец зимы. Полдень" К. Юон, "Март" Левитан, "Февраль. Подмосковье" Г. Нисский, "Пятна лунного света в лесу. Зима", "Солнечные пятна на инее", "Зима. Пятна света на крышах хат", "Закат в лесу" А. Куинджи, "Взятие снежного городка" В. Сурикова
Художник не просто рисует на картине снег - он передаёт с помощью красок своё отношение к снегу, и вместе с художником мы любуемся и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость и грусть.
? Какими красками рисуют художники?
ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ О ЕГО ВЫПОЛНЕНИИ
Текст
Итак, мы постепенно подошли с вами к выполнению самого трудного и самого интересного заданию - написанию собственного текста о снеге или снежинке.
? Каким типом речи вы воспользуетесь для того, чтобы описать всю красоту снега, неповторимость очертаний снежинки? (описанием)
? Как строится описание?
(Композиция описания:
Общая характеристика предмета описания или впечатления от него.
Признаки предмета описания.
Общая оценка предмета описания)
? Давайте попробуем составить примерный план вашего сочинения. Итак, в названии первой части вам необходимо передать свои чувства от увиденной снежинки - радость, грусть, удивление:
Учащиеся предлагают свои варианты названия
? О каких отличительных признаках снежинки вы можете рассказать во второй части вашего сочинения?
Учащиеся предлагают свои варианты названия
? Предложите названия для третьей части вашего сочинения - общей оценки снежинки.
В результате работы может получиться следующий примерный план:
I. Вот так снежинка!
II. Снежинка:
- Цвет.
- Форма.
- Размер.
- Узор.
- Лучики:
III. Я буду помнить: (Лети, снежинка! До свидания, снежинка:)
? Языковыми средствами какого стиля вы воспользуетесь? (художественного стиля: сравнение, метафоры, эпитет, слова в переносном значении, олицетворение:)
? Какие части речи будут преобладать в вашем тексте? (существительные, прилагательные)
Выводы
Площадь-поляна встретила мальчика нестерпимой белизной. На поляне не было ни одного человека, и только большие снежинки все падали и падали... - Какие вы волшебницы! - восхищенно сказал им мальчик. - За одно утро вы так изменили город, что его теперь не узнать! Как хорошо, что его теперь не узнать... Но снежинки не отвечали, они радостно смеялись искрами солнца и все звали: - Давай играть! Давай играть! И маленький мальчик стал играть на белой полянке с веселыми снежинками... А вскоре появились и другие маленькие мальчики и девочки. Они стали играть все вместе, дети и снежинки. - Как с вами хорошо!.. - вдруг с грустью сказали снежинки. - А почему вы загрустили? - удивились дети и посмотрели в небо. - Мы уже уходим! - заискрились снежинки. - Мы сделали для этого города все, что смогли, и теперь пойдем дальше. Маленький мальчик тоже посмотрел в небо и увидел, что все меньше и меньше падает снежинок. - Не уходите! - испуганно закричал он. - Если вы уйдете, здесь скоро снова появится страшный город. - Что бы этого не произошло, ты должен сохранить красоту... - сказала пролетавшая рядом большая снежинка. - Да! Красоту надо беречь, о красоте надо заботиться, тогда не будет уродства! - сказал маленький мальчик:
? Что нового вы узнали на уроке? Какой эмоциональный заряд получили?
? Что вам предстоит сделать дома?
В заключение мне хочется поблагодарить вас за работу и пожелать вам творческих успехов.