Цели:
- развитие речи, мышления, воображения обучающихся, интуиции и «чувства языка»,развитие навыков работы с дополнительной научной литературой;
- освоение первоначальных знаний о лексике.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, пробуждение познавательного интереса к родному слову.
Форма: урок-исследование.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Материалы: Рабочая тетрадь по лексике, Толковые словари, учебник В. Бабайцевой 5 класс, Презентация (Приложение)
У: Ребята, я предлагаю провести сегодня урок – исследование. Урок необычный по своей форме. Но вы не волнуйтесь, и поверьте мне, у нас всё получится. Итак, урок – исследование. Первое слово, я думаю, никаких вопросов не вызывает, а вот слово исследование? Как вы понимаете, что значит исследовать? Ваши предположения?
(Учащиеся называют, учитель фиксирует любое предположение на доске, помечая, чьё оно)
Исследовать?
В: Изучать.
К: Узнавать.
П: Искать.
О: Ссравнивать…и т.д.
У: Ваня предположил, что исследовать – значит изучать, Коля – узнавать, Петя – искать, Оля предположила, что это сравнивать. А как узнать, кто из ребят прав или наиболее близок к истине?
(Учащиеся предлагают посмотреть в словаре)
У: Смотрим в Толковом словаре, что значит исследовать.
Доска: Исследовать – подвергать научному изучению какую-либо проблему.
У: Обратите внимание, что ребята были близки к точному значению этого слова. Исследовать – значит изучать, узнавать, сравнивать, но с научной точки зрения. Обратите внимание на ударение в этом слове, и на его правописание. Объясните написание двух С (учитель графически выделяет орфограмму). О написании суффикса вы будете вести разговор на уроках русского языка будущем. Запишите это слово на орфографическую страничку в рабочей тетради и подчеркните орфограммы.
У: Итак, Урок – исследование «Тайна лексического царства». Внимательно ещё раз прочитайте тему, какова наша с вами цель на уроке?
– Узнать, что такое лексическое царство?
– Постичь его тайну. (Приложение.
Слайд 1)
– Цель поставлена, начинаем работу для её
постижения.
У: Какое из слов в теме урока у вас вызывает затруднение?
У: К сожалению, Толковый словарь Лапатухина Моисея Семёновича вместил лишь малую часть слов, поэтому значения слова «лексическое» мы в нём найти и не можем. Но существуют другие Толковые словари, среди которых есть Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, вот он у меня в руках. Я отсканировала вам нужную страничку, она у вас в рабочей тетради. Изучайте значение слова лексическое.
Доска: Лексика – словарный состав языка.
У: Соответственно Лексическое царство – царство слов! Опять обращаем внимание на ударение и правописание. Записываем новое слово на орфографическую страничку рабочей тетради.
У: Готовясь к нашей встрече, я долго искала эпиграф к уроку, хотелось найти какие-то очень важные мысли о словах, но определиться до конца так и не могла, поэтому прошу вашей помощи. Давайте вместе подберём такое выражение. У вас на партах есть в рабочей тетради страничка Мудрых мыслей. Прочитайте внимательно записи и выберите одну, на ваш взгляд, самую глубокую по своему смыслу, отражающую и нашу тему, и наши цели урока. Какую запись вы выбрали? Почему?
У: Мудрыми мыслями сведения о слове и лексике не заканчиваются, эта тема глубоко изучается в науке. Найдите в тетради научную страничку, прочитайте отрывок из научной статьи, карандашом подчеркните то, что, на ваш взгляд, является основной мыслью текста, важными научными сведениями о лексике.
(Учащиеся работают с отрывком из научной статьи)
Физкультминутка
У: В статье говорится о Толковом словаре Даля. В учебнике на стр.175 в упр. 617 приведены пословицы из этого словаря, с ними я предлагаю поработать дальше. Откройте учебники, прочитайте задание. Что нужно сделать? Поработайте над смыслом пословиц.
(Учащиеся выполняют устно задание)
У: Обратите внимание на экран. Какую, на ваш взгляд, пословицу, её смысл можно отразить данной картиной? Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Приложение. Слайд 2)
У: Какую, на ваш взгляд, пословицу, её смысл можно отразить следующей иллюстрацией? Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Приложение. Слайд 3)
У: Ребята, есть в народной копилке такие пословицы, которые сложно проиллюстрировать, потому что они очень глубоки по своему смыслу. Прочитайте 3 пословицу, как вы её понимаете?
У: Мы ещё раз убеждаемся в мудрости народной, для всего в ней есть место даже для Лексики. Но о Лексике вели речь и известные люди, с высказыванием которых мы знакомились на страничке Мудрые мысли. А давайте сопоставим эти высказывания. Имеют ли они что-то общее? Какая пословица, на ваш взгляд, какому высказыванию соответствует?
У: А теперь представьте себя в Лексическом царстве, да ещё царём, у вас на голове красивая золотая корона. Вы хотите издать Указ для жителей своего царства о бережном отношении к слову, об общении жителей в царстве. Что бы вы приказали в первую очередь? Откройте в тетради страничку для царского указа, поставьте цифру 1 и сделайте первую запись, на ваш взгляд самую важную.
У: У меня в руках царская корона. Сейчас вы попробуете себя в роли царя. Выйдите к доске, наденьте корону, назовите своё имя (Я, царь или царица такая-то приказываю…) и зачитайте свой указ. (Идёт мини-инсценировка)
У: Молодцы. А теперь вспомните всё, о
чём мы вели сегодня разговор. И запишите, к каким
выводам вы пришили, что узнали о лексическом
царстве.
Свою запись можно начать словами: Сегодня я
узнал(а)…
Два предложения будет достаточно, кто желает больше, пожалуйста. А писать вы будете на ларце, который помещён на орфографической страничке, там для этого приготовлены строчки.
У: Вспомните, какие цели мы ставили
перед уроком? А теперь зачитайте ваши выводы.
Цели реализованы? Обратите внимание на ларец.
Скажите, что всегда хранится в таких ларцах?
Так вот то, о чём вы написали, и есть
драгоценность и богатство русского языка. На
следующем уроке вы продолжите разговор о
Лексике. А дома выполните задание, которое у вас
есть на последней Домашней страничке
тетради. Одно задание будет для всех, а
остальные на выбор.
У: Молодцы, вы хорошо сегодня поработали. Вас вполне можно назвать молодыми исследователями.
У: В умелых руках язык, действительно, способен творить чудеса. Многое зависит от нас, от нашего отношения к языку.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты!
– Спасибо за урок!