Русский язык
-
Обобщающий урок по разделу "Лексика" 2009
Представленный автором урок обобщает и закрепляет знания и умения учащихся в области лексикологии. Развивает орфографическую зоркость. Воспитывает активность, дружелюбие, умение работать в коллективе, самостоятельно преодолевать трудности.
-
Урок-повторение в 6-м классе по теме "Имя существительное" 2009
Урок предполагает обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках, синтаксической роли существительного; закрепление правописания изученных орфограмм; развитие орфографической зоркости. Продолжается работа по развитию устной монологической речи учащихся, по совершенствованию навыков написания связного текста.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Определительные местоимения" 2009
Данный урок дает возможность повторения пройденного материала по синтаксису, пунктуации, морфологии, орфографии. Задания по повторению пройденного материала дают возможность учителю проверить умения учащихся правильно определять разряды местоимений.
-
Как повысить интерес учащихся к изучению русского языка 2009
Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед тайнами, которые его там ждут? Как увлечь его, заинтересовать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?
-
Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени" 2009
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употреблять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными 2009
Урок знакомит со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях, определяются типы придаточных обстоятельственных в СПП. Развивается умение работать с компьютером и компьютерной программой PowerPoint.
-
Методика выявления проблемы текста с помощью денотатного графа 2009
Как известно, качество всего сочинения зависит от правильности выбранного направления рассуждений. В статье рассказывается, как анализировать текст при помощи одного из приемов визуализации – денотатного графа. Информация, извлекаемая из прочитанного (исходного) текста, располагается в левой, срединной и правой частях графа и служит основой для построения нового (вторичного) текста.
-
Использование лингвистического инструментария для интерпретации публицистического текста 2009
"Инструментальный" подход к анализу текста включает и материальные измерения (например, подсчет повторов в тексте), и графические обозначения (к примеру, подчеркивание предложений, содержащих ключевую информацию). Осмысленная интерпретация текста и аргументация собственного мнения возможны лишь при правильной "вычитке" (всестороннем изучении, анализе и оценке материала) исходного текста.
-
Система уроков по теме: "Правописание [н] и [нн] в суффиксах прилагательных и причастий". 6-й класс 2009
Уроки по данной теме выстроены с опорой на алгоритм. Поэтому на первом уроке учитель показывает взаимосвязь всех частей блока. На последующих учащиеся выявляют на конкретных примерах причинно-следственные связи, используя модель рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Основное время на уроках отводится работе с алгоритмом. У каждого ученика на парте лежит папка с данным блоком. Отвечающий доказывает выбор -н- и -нн-, следуя логике алгоритма.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" 2009
Цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся 9-го класса по теме «Бессоюзное сложное предложение». Данный урок может быть проведен не только по итогам изучения темы, но и при подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (тестирование, вопрос В13). В ходе урока используется мультимедийная презентация.
-
Урок развития речи в 5-м классе 2009
Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Сочинять нужно учиться, уметь это делать, потому что со знанием обязательно должно быть связано умение. Основой ученических сочинений могут быть специальные наблюдения, может быть воображение. Источником для сочинения может быть и память.
-
Сочинение по картине А.П. Рябушкина "Московская девушка XVII века" 2009
Данный материал преследует цели: познакомить учащихся с замечательным русским художником А.П. Рябушкиным и его творениями, посвященными России XVII века, развить интерес к национальной культуре и быту русского человека того времени, привить любовь к истории Отечества; закрепление и развитие умения использовать односоставные и неполные предложения в речи. Урок сопровождается презентацией.
-
Опорный конспект "Средства художественной выразительности" 2009
Цель методического пособия: структурирование и систематизация методических материалов, содержащих информацию о средствах художественной выразительности; качественная подготовка учащихся к выполнению заданий на определение средств художественной выразительности. Предлагаемый опорный конспект включает в себя характеристику средств выразительности с примерами.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя числительное" 2009
Повторительно-обобщающий урок по теме "Имя числительное" в нестандартной форме – игры "В стране выученных уроков" – воспитывает интерес к изучению русского языка.
-
"Добрым людям на загляденье…" (урок русского языка в 7-м классе) 2009
Представленный урок развития речи позволяет провести подготовку к сочинению-описанию действий (трудовых процессов). Урок направлен на знакомство с хохломским искусством, формирование творческих способностей учащихся, совершенствование навыков написания сочинения-описания.
-
Повторительно-обощающий урок по теме "Наречие" "Следствие ведут знатоки". 7-класс 2009
Урок-исследование проводится в 7-м классе в форме игры в несколько этапов. На каждом этапе учащиеся демонстрируют знания определённых правил по теме: “Наречие”. Задания построены так, чтобы не только проверить уровень знаний учащихся, но и раскрыть их творческие способности, проверить быстроту мышления, показать смекалку и сообразительность.
-
Модульный урок на тему "Сложное предложение и его пунктуация. Коммуникативные функции сложного предложения". 9-й класс 2009
В материале речь идет о приоритетной технологии модульного обучения русскому языку. Модульный урок дает хорошие результаты, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, формирует информационную культуру самообучения, самообразования, самовоспитания учащихся. Каждый этап модульного урока имеет свою цель, определён временем, контролируется.
-
Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 2009
Отправиться в увлекательное путешествие гораздо интереснее, чем пересказывать нудный параграф учебника или в волнении пытаться у доски воспроизвести зазубренные правила. Этот метод позволяет разнообразить урок, сделать его увлекательным и веселым.
-
Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе 2009
В статье дается рекомендация к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления и примеры экзаменационных работ. Сочинение-рассуждение и сжатое изложение, предлагаемые в рамках новой формы итоговой аттестации в 9-м классе, имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать прочитанный текст.
-
О воспитании интереса к урокам русского языка (из опыта работы) 2009
Русский язык дети часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. На примере изучения некоторых тем расскажу о том, как я пробуждаю интерес к урокам русского языка в своих учениках.
-
Урок русского языка по теме "Согласный звук [ч]. Буква ч 2009
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка. Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем "Слово", "Предложение", "Текст".
-
Открытый урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" 2009
Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Материалы о городе Якутске надеемся, помогли восьмиклассникам больше узнать о своем крае, вызвали интерес к предмету, закрепили изученный учебный материал.
-
Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы 2009
Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Задача школы – научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации.
-
Открытый урок с использованием ИКТ по русскому языку "Природа-сфинкс" (5-й класс) 2009
На уроке учащиеся должны обобщить и систематизировать свои знания о грамматических категориях словоизменения имени существительного, закрепить умение правописания чередующихся корней (-раст- (-ращ-) -рос-), а также проверяемой гласной в корне слова, продемонстрировать навыки фонетического и синтаксического анализа, создать творческую работу по теме высказывания.
-
Урок-КВН по русскому языку в 5-х классах по теме "Правописание корней с чередованием гласных О – А" 2009
Цель урока - обобщить и систематизировать знания учащихся. Также на уроке дети повторяют изученных словарные слова. Идет продолжение работы по развитию монологической речи.
-
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Глагол. Закрепление пройденного" 2009
Автор в статье ставит цель: развивать умение правильно употреблять глаголы в речи; развивать орфографическую зоркость; воспитывать умение трудиться, интерес к русскому языку, любовь к природе.
-
Урок проверки знаний и умений. Русский язык по теме "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" 2009
Работа содержит конспект урока проверки и коррекции знаний и умений по русскому языку. Данный материал урока демонстрирует, какие формы, методы и приёмы, используемые на уроке, способствуют формированию ключевых компетенций у учащихся.
-
Урок русского языка в системе Способа диалектического обучения с применением ИКТ на тему "Сложные предложения: союзные и бессоюзные", 4-й класс, "Школа-2100" 2009
На уроке реализуется диалектика форм и функций труда: самостоятельная работа, работа в группах и защита продукта труда каждой группой и доказательность истинного решения с помощью вопросов-суждений и умозаключений. В течение урока используется презентация, выполненная в PowerPoint.
-
Этимологический словарик словарных слов для 9-го класса 2009
В статье представлен примерный этимологический словарь.
-
Игра-викторина по русскому языку между 3-м и 4-м классами 2009
Цель мероприятия: углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами; в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами, метаграммами и т.д; дать учащимся простейшие знания о многозначности слов, синонимах, омонимах, и других языковых явлениях.