Определения однородные и неоднородные

Разделы: Русский язык


Тема: Определения однородные и неоднородные.

Цели урока:

1) Образовательные: введение понятия об однородности и неоднородности определений; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их; закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами; проверка понимания и степени усвоения материала по теме.

2) Развивающие: развитие мыслительной деятельности учащихся; развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.

3) Воспитательные: воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний; воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

Обеспечение: Мультимедийный проектор, экран; презентация (Приложение); раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Цель: Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.

1. Приветствие.
2. Обеспечение благоприятной атмосферы на уроке.
3. Формулировка целей урока.
4. Объявление плана урока.

II. Активизация пройденного материала

Цель: Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала.

А) Проверка домашнего задания

Упражнение №170. Учебник под редакцией М. Разумовской.

Сложные предложения: 1, 3, 6, 7.

1. Дождик шел холодный, и ветер с севера налетал порывами.
3. Кухлянка промокла насквозь, и я прямо подпрыгивал от холода.
6. Высокий галечный берег уходил изгибом, и струя воды била прямо в него.
7. Река делилась на широкие плесы, и вся эта масса воды неудержимо и грозно катилась вниз.

Простые предложения: 2, 4, 5, 8.

Б) Комбинирование устного и письменного опроса

Устный опрос.

Индивидуальный опрос с использованием средств наглядности. (Слайды 1-4)

Фронтальный опрос.

- Как связаны между собой однородные члены предложения?
- Какова функция сочинительных союзов?
- На какие группы делятся сочинительные союзы?
- Какие смысловые отношения передаются с помощью союзов?
- Какова роль союза И в предложении?

Письменный опрос (работа в малых группах).

Карточки на столе.

Нужна ли запятая перед союзом И?

«Да – Нет»

1. Смех и песни сливались в нестройную музыку.

Нет

2. Туча росла и захватывала восток и запад.

Нет

3. Ветер затих, и тучи рассеялись.

Да

4. Лето промелькнет, и снова метели метут.

Да

5. Всходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда.

Нет

6. С последними лучами солнца по высотам загорелись огни и нитями опоясали вершины холмов.

Нет

7. Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера.

Да

8. Артист поднял смычок, и все смолкло.

Да

9. К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен стало переливаться холодными огнями  небо.

Да

III. Усвоение новых знаний

Разделить класс на две группы: «Исследователи» и «Теоретики».

Исследователи

Теоретики

Исследователь, исследовать - подвергнуть научному изучению

Теоретик - человек, занимающийся вопросами теории

Идут от практики к теории

Идут от теории к практике

Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором - нет:

Работа с учебником. Прочитать статью, найти различия между однородными и неоднородными определениями. (Работа в учебнике карандашом.)

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Ласковое весеннее солнце улыбалось в ясном небе.

 

Слайды на проекторе

Чтение изучающее

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров. (Слайды 7-10)

Окончательный вывод по теме делает учитель.

IV. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале

А) Объяснительный диктант

Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет.

Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь.

Тонкий, прозрачный луч рассекает засыпанный звёздами купол.

(Работа у доски.)

Б) Анализ синтаксических конструкций

Материал через проектор выведен на экран. Запишите предложения, определите однородность определений, если нужно, не забудьте поставить запятые. (Слайды 11, 12)

В) (доп.) упражнение №172

V. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала

- Что нового узнали на уроке?

Работа с карточками

1. Наш путь преградила небольшая горная реч…нка.
2. Это единстве(н,нн)ое решение трудной математической задачи.
3. После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода.
4. Это была смелая, виртуозная работа щедрого мастера.
5. И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.

№1

№2

№3

№4

№5

Нет

Нет

Нет

Да

Да

VI. Задание на дом

Стр. 109-110 учить; упражнение № 173 (учебник М. Разумовской).