Адаптированная образовательная программа детского объединения "Учение с увлечением" для учащихся 5–6-го классов

Разделы: Русский язык


1. Пояснительная записка

С русским языком можно творить чудеса.

К. Паустовский

Как сделать учение с увлечением? На протяжении своей педагогической деятельности этот вопрос не оставлял меня.

Я пришла к выводу, что наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир,  считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в моей практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.

Цель программы «Учение с увлечением» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5, 6 классов, расширяет и углубляет его.

Программа «Учение с увлечением» предназначена для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, желающих овладеть речевой культурой, попробовать свои силы в творческих конкурсах, в том числе и в олимпиадах по русскому языку. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.

Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

Изучив материалы печати по русскому языку, я пришла к выводу, что строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его многие «тайны». В развитии потенциальных возможностей учащегося на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и осознанному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся.

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. 

Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика «мозгового штурма» позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.

При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка  в 5 – 6 классах.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.

Программа «Учение с увлечением» предназначена для учащихся 5 – 6  классов и рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся с постоянным составом учащихся в количестве 15 человек 2 раза в неделю по 2 часа на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углублённым изучением отдельных предметов».

Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.

Основные задачи  программы:

  • Образовательные:
    • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
    • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
  • Развивающие:
    • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
    • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
  • Воспитательные:
    • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
    • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
    • формирование социально активной, конкурентоспособной личности.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Формы занятий:

  • групповые (работа в больших и малых группах);
  • индивидуальные;

Виды деятельности:

  • теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, дискуссия, рассказ);
  • практические (игра, турнир,  считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
  • индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).

Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки, татарский язык.

Внутрипредметные связи:

  • фонетика, орфоэпия, орфография;
  • лексика, орфография, этимология;
  • морфология, орфография, этимология;
  • морфология, культура речи.

Ожидаемые результаты:

  • Обучающиеся должны знать:
    • языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
    • признаки и особенности правильной речи;
    • виды речевых ошибок и недочетов;
    • художественно-выразительные средства языка.
  • Обучающиеся должны уметь:
    • соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);
    • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
    • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
    • анализировать и рецензировать текст.

Оборудование и материалы:

  • учебники, лингвистические словари, справочники;
  • научно-популярные книги о русском языке;
  • тестовые задания по русскому языку;
  • памятки «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;
  • компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  • Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1
  • Типовые правила для работников УДО
  • Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта: сб. нормативных документов. – М.: Дрофа, 2006.

2. Тематический план для дополнительного образования

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1. Предмет и задачи курса. История языка. 2 2 4
2. Развитие письменности на Руси. 7 9 16
3. Славянский алфавит и его особенности. 4 9 13
4. Русский язык в группе славянских языков. 7 9 16
5. Основные ступени развития звуковой системы русского языка. 10 12 22
6. Лексикография.  Словари. 5 7 12
7. Происхождение имён и прозвищ. 7 11 18
8. Понятие «современный русский литературный язык». 5 6 11
9. Имя существительное. 3 5 8
10. Имя прилагательное. 2 5 7
11. Из истории русской пунктуации. 7 10 17
Итого 59 85 144

3. Содержание

Тема 1. Предмет и задачи курса. История языка.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…». (К.Г.Паустовский).

  1. Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.

Тема 2. Развитие письменности на Руси.

  1. Типы начертания букв. Второе южнославянское влияние.
  2. Практикум. Работа над словом.
  3. Формирование принципов орфографии. История реформ в области орфографии.
  4. Практикум. Составление лингвистических сказок.
  5. Особенности отдельных написаний.
  6. Практикум. Считалки.
  7. Роль этимологического анализа в работе по орфографии.
  8. Практикум. Турнир.

Тема 3. Славянский алфавит и его особенности.

  1. Сравнение кириллицы с современным алфавитом.
  2. Глаголица и кириллица. Изменения в кириллице.
  3. Практикум по работе с кириллицей.
  4. Практикум. Лингвистическое конструирование.
  5. Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами.
  6. Практикум. Викторина.
  7. Судьба отдельных букв.
  8. Практикум. Путешествие.
  9. Краткие сведения из истории русской графики и её реформ.
  10. Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Тема 4. Русский язык в группе славянских языков.

  1. Общеславянский праязык.
  2. Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
  3. Школа Кирилла и Мефодия.
  4. Первые книги на Руси.
  5. Практикум. Работа над словом.

Тема 5. Основные ступени развития звуковой системы русского языка.

  1. Особенности звукового строя праславянского языка.
  2. Трансформации в звуковой системе, возникновение чередований.
  3. Практикум. Викторина.
  4. Появление беглых гласных.
  5. Практикум. Ролевая игра.
  6. Процесс перехода е в о.
  7. Практикум. Составление лингвистических сказок.
  8. Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги.
  9. Согласные звонкие и глухие.  Твердые и мягкие. Парные и непарные согласные.
  10. Практикум. Фонетический анализ слова.
  11. Омофоны. Лексические омонимы и омоформы. Омографы.
  12. Практикум. Написание сочинений-миниатюр.
  13. Паронимы.
  14. Практикум. Составление грамматических сказок.
  15. Орфоэпические нормы (произношение гласных и согласных звуков, ударение).
  16. Практикум. Выполнение тестов.
  17. «Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале XXI века.
  18. Практикум. Путешествие.

Тема 6. Лексикография.  Словари.

  1. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.
  2. Практикум. Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
  3. Многоязычные и одноязычные словари.
  4. Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
  5. Тезаурусы.
  6. Практикум. Работа над словом.

Тема 7. Происхождение имён и прозвищ.

  1. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.
  2. Древние русские имена.
  3. Практикум. Проект «Откуда пошла моя фамилия».
  4. Имена-характеристики, имена-метафоры, имена-талисманы.
  5. Знатные имена.
  6. Женские имена.
  7. Практикум. Игра.
  8. Происхождение отчеств.
  9. Прозвища.
  10. Практикум. Викторина.

Тема 8. Понятие «современный русский литературный язык».

  1. Понятие нормы. Её динамический характер.
  2. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм.
  3. Практикум. Путешествие.
  4. Изменение норм.
  5. Литературный язык.
  6. Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.

Тема 9.  Имя существительное.

  1. История имён существительных. Разносклоняемые существительные.
  2. Переход собственных имён в нарицательные, нарицательных в собственные.
  3. Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
  4. Изменения в распределении существительных по типам склонения.
  5. Вариативность окончаний существительных в одном и том же падеже.
  6. История звательной формы.
  7. Практикум. Написание грамматических сказок.
  8. Имена существительных общего рода.
  9. Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.

Тема 10. Имя прилагательное.

  1. История имён прилагательных. Краткие прилагательные.
  2. Практикум. Анализ произведений устного народного творчества (нахождение кратких прилагательных).

Тема 11. Из истории русской пунктуации.

  1. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.
  2. Практикум. Путешествие.
  3. Точка – самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции точки с запятой.
  4. Практикум. Викторина.
  5. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.
  6. Практикум. Составление грамматических сказок.
  7. Другие наименования знаков препинания.
  8. Практикум. Турнир.

4. Информационно-методическое обеспечение программы

Литература для учащихся:

  1. Занимательная грамматика русского языка.
  2. Лингвистические словари.
  3. Учебники русского языка.

Литература для педагога:

  1. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2007.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.
  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 2003.
  4. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработка уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
  6. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. –  Москва: Айрис-пресс, 2007.
  7. Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. – М.: Дрофа, 2002.
  8. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. –  Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. – М.: Рольф, 2004.
  10. Русский язык. Родной язык в «реке времени»/сост. Н. М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  11. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: Библионика, 2004.
  12. Лингвистические словари.
  13. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 2006.
  14. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики – М., 2004.
  15. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  16. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2006.
  17. Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  18. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 2003.