1. Пояснительная записка
С русским языком можно творить чудеса.
К. Паустовский
Как сделать учение с увлечением? На протяжении своей педагогической деятельности этот вопрос не оставлял меня.
Я пришла к выводу, что наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в моей практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.
Цель программы «Учение с увлечением» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5, 6 классов, расширяет и углубляет его.
Программа «Учение с увлечением» предназначена для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, желающих овладеть речевой культурой, попробовать свои силы в творческих конкурсах, в том числе и в олимпиадах по русскому языку. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Изучив материалы печати по русскому языку, я пришла к выводу, что строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его многие «тайны». В развитии потенциальных возможностей учащегося на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и осознанному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения.
Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика «мозгового штурма» позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5 – 6 классах.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Программа «Учение с увлечением» предназначена для учащихся 5 – 6 классов и рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся с постоянным составом учащихся в количестве 15 человек 2 раза в неделю по 2 часа на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углублённым изучением отдельных предметов».
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы:
- Образовательные:
- развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
- Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
- Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
- групповые (работа в больших и малых группах);
- индивидуальные;
Виды деятельности:
- теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, дискуссия, рассказ);
- практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки, татарский язык.
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология, культура речи.
Ожидаемые результаты:
- Обучающиеся должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- признаки и особенности правильной речи;
- виды речевых ошибок и недочетов;
- художественно-выразительные средства языка.
- Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
- анализировать и рецензировать текст.
Оборудование и материалы:
- учебники, лингвистические словари, справочники;
- научно-популярные книги о русском языке;
- тестовые задания по русскому языку;
- памятки «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;
- компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
- Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1
- Типовые правила для работников УДО
- Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта: сб. нормативных документов. – М.: Дрофа, 2006.
2. Тематический план для дополнительного образования
№ |
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. | Предмет и задачи курса. История языка. | 2 | 2 | 4 |
2. | Развитие письменности на Руси. | 7 | 9 | 16 |
3. | Славянский алфавит и его особенности. | 4 | 9 | 13 |
4. | Русский язык в группе славянских языков. | 7 | 9 | 16 |
5. | Основные ступени развития звуковой системы русского языка. | 10 | 12 | 22 |
6. | Лексикография. Словари. | 5 | 7 | 12 |
7. | Происхождение имён и прозвищ. | 7 | 11 | 18 |
8. | Понятие «современный русский литературный язык». | 5 | 6 | 11 |
9. | Имя существительное. | 3 | 5 | 8 |
10. | Имя прилагательное. | 2 | 5 | 7 |
11. | Из истории русской пунктуации. | 7 | 10 | 17 |
Итого | 59 | 85 | 144 |
3. Содержание
Тема 1. Предмет и задачи курса. История языка.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…». (К.Г.Паустовский).
- Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.
Тема 2. Развитие письменности на Руси.
- Типы начертания букв. Второе южнославянское влияние.
- Практикум. Работа над словом.
- Формирование принципов орфографии. История реформ в области орфографии.
- Практикум. Составление лингвистических сказок.
- Особенности отдельных написаний.
- Практикум. Считалки.
- Роль этимологического анализа в работе по орфографии.
- Практикум. Турнир.
Тема 3. Славянский алфавит и его особенности.
- Сравнение кириллицы с современным алфавитом.
- Глаголица и кириллица. Изменения в кириллице.
- Практикум по работе с кириллицей.
- Практикум. Лингвистическое конструирование.
- Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами.
- Практикум. Викторина.
- Судьба отдельных букв.
- Практикум. Путешествие.
- Краткие сведения из истории русской графики и её реформ.
- Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Тема 4. Русский язык в группе славянских языков.
- Общеславянский праязык.
- Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
- Школа Кирилла и Мефодия.
- Первые книги на Руси.
- Практикум. Работа над словом.
Тема 5. Основные ступени развития звуковой системы русского языка.
- Особенности звукового строя праславянского языка.
- Трансформации в звуковой системе, возникновение чередований.
- Практикум. Викторина.
- Появление беглых гласных.
- Практикум. Ролевая игра.
- Процесс перехода е в о.
- Практикум. Составление лингвистических сказок.
- Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги.
- Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие. Парные и непарные согласные.
- Практикум. Фонетический анализ слова.
- Омофоны. Лексические омонимы и омоформы. Омографы.
- Практикум. Написание сочинений-миниатюр.
- Паронимы.
- Практикум. Составление грамматических сказок.
- Орфоэпические нормы (произношение гласных и согласных звуков, ударение).
- Практикум. Выполнение тестов.
- «Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале XXI века.
- Практикум. Путешествие.
Тема 6. Лексикография. Словари.
- Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.
- Практикум. Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
- Многоязычные и одноязычные словари.
- Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
- Тезаурусы.
- Практикум. Работа над словом.
Тема 7. Происхождение имён и прозвищ.
- Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.
- Древние русские имена.
- Практикум. Проект «Откуда пошла моя фамилия».
- Имена-характеристики, имена-метафоры, имена-талисманы.
- Знатные имена.
- Женские имена.
- Практикум. Игра.
- Происхождение отчеств.
- Прозвища.
- Практикум. Викторина.
Тема 8. Понятие «современный русский литературный язык».
- Понятие нормы. Её динамический характер.
- Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм.
- Практикум. Путешествие.
- Изменение норм.
- Литературный язык.
- Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
Тема 9. Имя существительное.
- История имён существительных. Разносклоняемые существительные.
- Переход собственных имён в нарицательные, нарицательных в собственные.
- Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
- Изменения в распределении существительных по типам склонения.
- Вариативность окончаний существительных в одном и том же падеже.
- История звательной формы.
- Практикум. Написание грамматических сказок.
- Имена существительных общего рода.
- Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
Тема 10. Имя прилагательное.
- История имён прилагательных. Краткие прилагательные.
- Практикум. Анализ произведений устного народного творчества (нахождение кратких прилагательных).
Тема 11. Из истории русской пунктуации.
- Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.
- Практикум. Путешествие.
- Точка – самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции точки с запятой.
- Практикум. Викторина.
- Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.
- Практикум. Составление грамматических сказок.
- Другие наименования знаков препинания.
- Практикум. Турнир.
4. Информационно-методическое обеспечение программы
Литература для учащихся:
- Занимательная грамматика русского языка.
- Лингвистические словари.
- Учебники русского языка.
Литература для педагога:
- Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2007.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 2003.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработка уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – Москва: Айрис-пресс, 2007.
- Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. – М.: Дрофа, 2002.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Миловидова И. Проверяем свою грамотность. – М.: Рольф, 2004.
- Русский язык. Родной язык в «реке времени»/сост. Н. М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: Библионика, 2004.
- Лингвистические словари.
- Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 2006.
- Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики – М., 2004.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. – М.: Айрис-пресс, 2002.
- Шанский Н.М. В мире слов. – М., 2003.