Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Цели:
- научиться определять спряжение глаголов с безударными гласными в окончании;
- выработать алгоритм работы над правильным написанием окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
- развивать память, мышление, орфографическую зоркость, воспитывать бережное отношение к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач, хорошего настроения, дружной работы и взаимопомощи.
2. Актуализация знаний
– Над какой частью речи мы с вами
работаем на протяжении многих уроков?
– По каким признакам мы различаем глаголы среди
других частей речи?
А) Чистописание: (на доске)
ть
ет
ит
ти
ешь
ишь
чи
ют
ят
– Сегодня на минутке чистописания мы
будем упражняться в правильном соединении букв в
буквосочетаниях.
– Пишем сочетания букв и обводим в кружок и так
все буквосочетания.
– А теперь аккуратно и каллиграфически
правильно запишите в тетради росписи
«глагольных» облачков.
– Что записано в 1 столбике? (Суффиксы
глаголов неопределённой формы)
– Что записано в 2 столбике? (Окончания
глаголов 1 спряжения)
– Что записано в 3 столбике? (Окончания
глаголов 2 спряжения)
Б) Проблемная ситуация
– Я диктую словосочетания, а вы
выпишите глаголы в столбик, выделите окончания
определите спряжение. Где испытываете
затруднения, можете писать простым карандашом.
(2 чел. за доской)
Часто говорим о наших делах, с папой поём песни,
старший брат меня научит многому, мы пишем
сочинение о маме.
– Давайте проверим. У кого не так?
– По какой части слова вы определяете спряжение?
Почему? (Падает ударение, сильная позиция)
– В каких глаголах вы сомневались писать гласную
в окончании и определять спряжение. Почему? (Не
падает ударение, слабая позиция)
– А можно ли с уверенностью сказать, что 2
последних, глагола 1 и 2 спряжения? А почему
нельзя? (Безударные окончание глаголов плохо
слышатся)
3. Постановка темы и целей урока
– Почему у нас возникли
затруднения? (Потому, что этого не знаем)
– Какая тема урока? (Правописание
безударных личных окончаний глаголов)
– Какие цели мы поставим перед собой? (Научиться
определять спряжение глаголов с безударными
гласными в окончаниях; выработать алгоритм
работы над правильным написанием безударных
окончаний глаголов 1 и 2 спряжения)
4. «Открытие нового знания»
– Какие гласные в окончаниях глаголов
вызывают затруднения? (е или и)
– Какой грамматический признак отличает
глаголы с гласной е, от глаголов
с гласной и?(Спряжение)
– Спряжение это постоянный грамматический
признак? (Да)
– А по какой форме слова в изученных частях
речи определяем постоянные признаки? (По
начальной форме)
– Какая форма у глаголов является начальной? (Неопределённая)
– Что такое неопределённая форма?
– Какие суффиксы стоят перед ть в н. ф.?
– Давайте попробуем использовать начальную
форму, и может быть она поможет нам в
определении спряжения?
– Я даю вам материал для работы. Вы должны
провести наблюдения по плану, который у вас на
листочках. сделать вывод: какие глагольные
суффиксы перед ть относятся к 1 спряжению, а
какие ко 2 спряжению. Даю 3 мин.
Работа в группах по 4 чел.
1 лист Читаешь – 1 спр |
План работы:
2 спр. |
2 лист Выписать суффиксы перед ть. |
– Сделайте вывод: какой суффикс перед ть
показывает, что глагол 1 спр., а какой суффикс
перед ть показывает, что это глагол 2 спр.? (Учащиеся
делают вывод)
– С какой целью мы выполняли эту работу? (Для
того, чтобы по спряжению правильно написать
гласную в безударном окончании)
– А теперь наш вывод сравним с выводом, который
написан в учебнике с. 137. Прочитайте вывод. Такой
ли вывод сделали мы?
4. Физкультминутка
5. Первичное закрепление
А) Составление алгоритма (алгоритм
вывешивается на доске)
– Чему мы учимся на уроке сегодня? (Мы хотим
научиться писать безударные окончания у
глаголов)
– Давайте попробуем составить алгоритм: как
нужно действовать, чтобы определить, какую
гласную писать в безударных личных окончании
глаголов.
– С чего мы начнём? (Поставим ударение,
окончание безударное)
(Схема вывешивается на доске)
– Что будем делать потом? (Ставим глагол с безударным окончанием в начальную форму)
Что делать? Что сделать? |
– Следующий этап? (Определяем по н. ф. спряжение, по гласной, которая находится перед суффиксом ть)
– Как по гласной перед суффиксом ть можно определить спряжение?
– Для чего мы определяем спряжение глагола? (Чтобы правильно написать гласную и или е)
– Обращаю ваше внимание на то, что этот
алгоритм подходит только к безударным
окончаниям.
– Возвращаемся к нашим глаголам с безударными
окончаниями, с которыми работали вначале урока.
– Итак, проверим, правильно ли мы
определили спряжение и написали безударную
гласную в окончании глаголов. Что надо
сделать? (Учащиеся проверяют, проговаривая
алгоритм вместе с доской)
Б) Работа с учебником
– Открыли учебники с. 138 упр. 234.
– Первые 2 словосочетания разбираем вместе с
доской в громкой речи.
– 2 следующих словосочетания разбираете по
образцу, который есть на доске в парах.
– У кого возникли трудности при работе в паре?
6. Самостоятельная работа
– Дальше 4 словосочетания самостоятельно по образцу.
(Проверка с помощью веера гласных.)
7. Рефлексия деятельности. Итог урока
– Какую проблему решали на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
– Как же правильно написать гласную в безударном
окончании глаголов?
– Что на уроке у вас хорошо получалось? Кому
из класса можем сказать спасибо?
– Над чем ещё надо поработать?
– Вначале урока мы настроились на дружную
работу. Если вы считаете, что у нас это
получилось, то, а
если нет, то поднимите . Покажите мне, а теперь гостям.