Урок русского языка по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Цели:

  • научиться определять спряжение глаголов с безударными гласными в окончании;
  • выработать алгоритм работы над правильным написанием окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
  • развивать память, мышление, орфографическую зоркость, воспитывать бережное отношение к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач, хорошего  настроения, дружной работы и взаимопомощи.

2.  Актуализация знаний

– Над какой частью речи мы с вами работаем на протяжении многих уроков?
– По каким признакам мы различаем глаголы среди других частей речи?

А) Чистописание: (на доске)

ть                                ет                                ит
ти                               ешь                             ишь
чи                               ют                               ят

– Сегодня на минутке чистописания мы будем упражняться в правильном соединении букв в буквосочетаниях.
– Пишем сочетания букв и обводим в кружок и так все буквосочетания.
– А теперь аккуратно и каллиграфически правильно запишите в тетради росписи «глагольных» облачков.
– Что записано в 1 столбике?  (Суффиксы глаголов неопределённой формы)
– Что записано в 2  столбике? (Окончания глаголов 1 спряжения)
– Что записано в 3  столбике? (Окончания глаголов 2 спряжения)

Б) Проблемная ситуация

– Я диктую словосочетания, а  вы выпишите глаголы в столбик, выделите окончания определите спряжение. Где  испытываете затруднения, можете писать простым карандашом. (2  чел. за доской)
Часто говорим о наших делах, с папой поём песни, старший брат меня научит многому, мы пишем сочинение о маме.
– Давайте проверим. У кого не так?
– По какой части слова вы определяете спряжение? Почему? (Падает ударение, сильная позиция)
– В каких глаголах вы сомневались писать гласную в окончании и определять спряжение. Почему? (Не падает ударение, слабая позиция)
– А можно ли с уверенностью сказать, что 2  последних, глагола  1 и 2 спряжения? А почему нельзя? (Безударные окончание глаголов плохо слышатся)

3. Постановка темы и целей урока

Почему у нас возникли затруднения? (Потому, что этого не знаем)
– Какая тема урока? (Правописание  безударных  личных окончаний глаголов)
– Какие цели мы поставим перед собой? (Научиться определять спряжение глаголов с безударными гласными в окончаниях; выработать алгоритм работы над правильным написанием безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения)

4. «Открытие нового знания»

– Какие гласные в окончаниях глаголов вызывают затруднения?  (е или и)
– Какой  грамматический признак  отличает глаголы с гласной  е, от глаголов с гласной и?(Спряжение)
– Спряжение это постоянный грамматический признак? (Да)
– А по какой форме слова в  изученных частях речи определяем постоянные  признаки? (По начальной форме)
– Какая форма у глаголов является начальной? (Неопределённая)
– Что такое неопределённая форма?
– Какие суффиксы стоят перед ть в н. ф.?
– Давайте попробуем использовать начальную форму,  и может быть она поможет нам в определении спряжения?
– Я даю вам материал для работы.  Вы должны провести наблюдения по плану, который у вас на листочках.  сделать вывод: какие глагольные суффиксы перед ть относятся к 1 спряжению,  а какие ко 2 спряжению. Даю 3 мин.

Работа в группах по 4 чел.

1 лист 

Читаешь –
Стреляем –
Умеешь –
Находим –
Колем –
Мёрзнем –

1 спр
^

План работы:
  • Поставить ударение
  • Выделить окончание
  • Определите  спряжение
  • Написать н. ф.
  • Выделить суффикс перед ть
  • Разделить все суффиксы на 2 группы.

2 спр.
^

  2 лист  Выписать суффиксы перед ть.

– Сделайте вывод: какой суффикс перед ть показывает, что глагол 1 спр., а какой суффикс перед ть показывает, что это глагол 2 спр.? (Учащиеся делают вывод)
– С какой целью мы выполняли эту работу? (Для того, чтобы по спряжению правильно написать гласную в безударном окончании)
– А теперь наш вывод сравним с выводом, который написан в учебнике с. 137. Прочитайте вывод. Такой ли вывод сделали мы?

4. Физкультминутка

5.  Первичное закрепление

А) Составление алгоритма (алгоритм вывешивается на доске)
– Чему мы учимся на уроке сегодня? (Мы хотим научиться писать безударные окончания у глаголов)
– Давайте попробуем составить алгоритм: как нужно  действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударных личных окончании глаголов.
– С чего мы начнём? (Поставим ударение, окончание безударное)
(Схема вывешивается на доске)

– Что будем делать потом? (Ставим глагол с безударным окончанием в начальную форму)

Что делать?
Что сделать?

– Следующий этап? (Определяем по н. ф. спряжение, по гласной, которая находится перед  суффиксом ть)

– Как по гласной перед суффиксом ть  можно определить спряжение?

– Для чего мы определяем спряжение глагола? (Чтобы правильно написать гласную и или е)

– Обращаю ваше внимание на то, что этот алгоритм подходит только к безударным окончаниям.
– Возвращаемся к нашим глаголам с безударными окончаниями, с которыми работали вначале урока.
Итак, проверим, правильно ли  мы определили спряжение и написали безударную гласную в окончании глаголов. Что надо сделать?  (Учащиеся проверяют, проговаривая алгоритм вместе с доской)

Б) Работа с учебником

– Открыли учебники с. 138 упр. 234.
– Первые 2 словосочетания разбираем вместе с доской в громкой речи.
– 2 следующих словосочетания разбираете по образцу, который есть на доске в парах.
– У кого возникли трудности при работе в паре?

6. Самостоятельная работа

– Дальше 4 словосочетания самостоятельно по образцу.

(Проверка с помощью веера гласных.)

7. Рефлексия деятельности. Итог урока

– Какую проблему решали на уроке?   Удалось решить поставленную задачу?
– Как же правильно написать гласную в безударном окончании глаголов?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?  Кому из класса можем сказать спасибо?
– Над чем ещё надо поработать?
Вначале урока мы настроились на дружную работу. Если вы считаете, что у нас это получилось, то, а если нет, то поднимите  . Покажите мне, а теперь гостям.