Повторение и обобщение по теме "Синтаксис и пунктуация" с использованием модульной технологии в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Цель: повторить и обобщить основные синтаксические понятия.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся об особенностях простого и сложного предложения,
  • предложений с прямой речью, диалога.
  • Закрепить навыки синтаксического разбора предложений.
  • Отработать пунктуационные навыки по теме, развить пунктуационную зоркость.
  • Продолжить работу по развитию речи учащихся.

УЭ-1. Лингвистическая разминка (4-5 мин. Общеклассная работа)

Цель: повторить основные теоретические сведения по теме «Синтаксис и пунктуация»

Задание: ответьте на вопросы.

  1. Что изучается в синтаксисе?
  2. Какими бывают предложения по наличию грамматических основ?
  3. Какие предложения мы называем простыми?
  4. Какие предложения мы называем сложными?
  5. На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений?
  6. При помощи чего связаны простые предложения в БСП?
  7. На какие группы делится сложное союзное предложение?
  8. Для чего нужна пунктуация?
  9. На какие три группы по роли в предложении делятся знаки препинания?
  10. Какие пунктуационные правила вы знаете?

УЭ-2. Закрепление навыка синтаксического разбора предложения (6-9 мин.)

Цель: уметь производить синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Задание: Запишите предложения в тетради, произведите синтаксический разбор.

1. На сухую, твёрдую и мёрзлую землю упал первый снег.
2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

Дополнительное задание.

Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?

Руководство учителя – индивидуальная работа, при затруднении обращайтесь к алгоритму выполнения заданий. За консультацией можете обратиться к учителю.
Если вы работали самостоятельно, проверьте свою работу по ключу № 2, оцените себя, пользуясь критерием оценивания. Оценку занесите в оценочный лист.

Алгоритм работы:

1. Прочитайте предложения с правильной интонацией .
2. Определите вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
3. Определите вид предложения по интонации (восклицательное, невоскл.).
4. Подчеркните грамматическую основу (или основы, если их несколько) и выясните, является предложение простым или сложным.

Если предложение простое, то

5. Определить односоставное или двусоставное предложение.
6. Охарактеризуйте предложение по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспр.).
7. Укажите полное или неполное предложение.
8. Укажите, является ли предложение осложнённым или неосл.(однородные члены, обращения, вводные предл.).

Если предложение сложное, то

5. Укажите союзное или бессоюзное
6. Если предложение союзное, то указать вид предложения сложносочиненное или сложноподчиненное
7. Определить из скольких частей (простых предлож.) состоит.
8. Указать каким союзом соединены части.

9. Проверьте, верно ли расставлены знаки препинания.
10. Составьте схему предложения.

УЭ-3. Закрепление умения различать подлежащее, дополнение, обращение (10-13 мин.)

Цель: закрепить умение различать подлежащее, дополнение, обращение.

Задание: в данных предложениях подчеркните подлежащее, дополнение, обозначьте обращение (если оно есть). Расставьте недостающие знаки препинания. Задание выполните на данном листке.

1. Сердечный друг ты не здорова
2. Принесите мне книгу о животных
3. Друзья давайте жить честно
4. Мальчик увидел трамвай
5. Мы поплыли дальше и увидели маленькую лодку.

Руководство учителя – индивидуальная работа, при затруднении обращайтесь к алгоритму выполнения заданий. Работу проверьте по ключу №3, оцените, используя нормы оценивания. Оценку занесите в оценочный лист.

Алгоритм работы:

  1. Прочитайте предложение с правильной интонацией.
  2. Найдите подлежащее. В случае затруднения сначала найдите сказуемое и от него поставьте вопрос к подлежащему.
  3. Подчеркните дополнения. Для этого найдите словосочетание глаг.+сущ. в косв.пад.
  4. Найдите (если есть) обращение, т.е. слово, называющее того, к кому обращаются с речью.

Дополнительное задание.

Составьте и запишите три предложения, употребив слово родина так, чтобы оно являлось:

  • подлежащим;
  • дополнением;
  • обращением.

Руководство учителя – сдайте работу на проверку учителю.

УЭ-4 . Закрепление навыка расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью и в диалоге (13-15 мин.)

Цель: уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и в диалоге.

Задание: рассмотрите схемы и расскажите своему товарищу о правилах расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью (1,2) и в диалоге (3).

1. «П», – а.
2. А: «П».
3. – «П», – а.
– «П?» – а.
– «П!» – а.

Руководство учителя – Индивидуальная работа (дифференцированное задание по выбору):

Уровень 1. Составьте свои предложения по 1 и 2 схемам. Запишите их.
Уровень 2. Запишите диалог, соблюдая правила

УЭ-К. Срез знаний. Тест (15-17 мин.)

Цель: определить уровень знаний по теме.

1. Словосочетание – это:

А) грамматическая основа предложения;
Б) сочетание двух слов;
В) слова, связанные по смыслу;
Г) сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

2. Из данных сочетаний слов являются словосочетаниями:

А) начался снегопад;
Б) земля бела;
В) с добрым утром;
Г) играть в снежки;
Д) на улице;
Е) зима – прекрасная пора.

3. Правильно выделены главные слова в словосочетаниях:

                          x
А) звонко побежали;
          x
Б) читать книгу;
                        x
В) писать аккуратно;
            x
Г) поздняя осень.

4. Укажите среди предложений повествовательные.

А) Памяти павших будьте достойны!
Б) Кто там стучится у ворот?
В) Закружилась листва золотая.
Г) Как хорошо бродить в лесу!

5. Найдите нераспространенные предложения:

А) Прохлада освежает и бодрит.
Б) Светает.
В) Снова замерло все до рассвета.
Г) Плыли по небу тучки.

6. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Амур самая длинная река России.
Б) Небо высоко и прозрачно.
В) Цыплят по осени считают.
Г) Июль макушка лета.

7. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

А) Я помню лес, палатку, песни у костра.
Б) Тучи ползли по небу медленно, скучно и однообразно.
В) Снег падал медленно, и бесшумно.
Г) Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи.

8. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

А) Муравьи санитары леса
Б) Прощай любимый город
В) Добро пожаловать скворцы
Г) Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей

9. Второстепенные члены предложения – это:

А) подлежащее, сказуемое, дополнение;
Б) дополнение, определение, обстоятельство;
В) дополнение, определение, обращение;
Г) дополнение, определение, обстоятельство, обращение;

10. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А) Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький.
Б) Он говорил о своей любви к книгам.
В) Она придумала и рассказала нам историю.
Г) Она просила расскажи мне эту историю.

Руководство учителя – проверьте свою работу по ключу № 4, оцените себя, пользуясь критерием оценивания. Оценку занесите в оценочный лист.

УЭ-Р. Работа по развитию речи (12-15 мин.)

Цель: умение совершенствовать написанное.

Руководство учителя – дифференцированная индивидуальная работа .Выполните задание в тетради и сдайте учителю на проверку.

Уровень 1. Распространите предложения второстепенными членами.

Наступила весна. Солнце согрело землю. В лесу побежал ручей. На пути он заметил под корнями берёзы норку. Здесь с осени спал ежик. Ручей забрался в норку и разбудил зверька. Ежик выбрался из своего убежища, лег на спинку и подставил солнцу брюшко.

Уровень 2. Составьте небольшой текст на тему «Весна пришла», «Весенний ручеек»

УЭ-R.Рефлексия. Изобрази настроение. (2-3 мин.)

Цель: научиться делать выводы.

1. Прочтите цели урока. 2. Достигли ли вы цели урока? 3. Оцените свою работу на уроке при помощи смайлика.
Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент. Спасибо.

УЭ-Д. Задание на дом (1 мин)

Цель: научиться правильно выбирать и выполнять всё домашнее задание.

Рекомендации учителя: Если вы получили за урок «5», то д/з нет;
если – «4»,то предлагается повторить теоретический материал на с.47-105 и подготовить вопросы по интересующему вас материалу учителю
если – «3», то выполните упр.251 или 252.

Спасибо за работу!

Оценочный лист

Ученик (ца) __________________________________________________ класс
Тема урока (модуль) ________________________________________________

Учебный элемент Дополнительно

УЭ-1____________________________
УЭ-2____________________________
УЭ-3____________________________
УЭ-4____________________________
УЭ-К____________________________
УЭ-Р____________________________

Итого(средний балл):______________

Ключи к уроку «Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация»

Ключ №2. УЭ-2

    предл. прил.     прил. союз   прил.       сущ.     глаг.     числ.    сущ.
1. На сухую, твёрдую и мёрзлую землю упал первый снег
(Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, ослож.однор.опред.) [= –] .

       сущ.          глаг.      сущ.  союз  сущ. предл. сущ.      глаг.
2. Ночью ударил мороз, и цветы к      утру замерзли.
(Повеств., невоскл.,сложное, союзное, ССП, сост. из двух простых предл., соедин. соч. союзом и ) [ = –], и [– =] .

Критерии оценивания:

все верно – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
более 5 ошибок – «2»

Ключ №3. УЭ-3

             обращ.
1. Сердечный друг, ты (подлеж.) не здорова?
2. Принесите мне (дополн.) книгу (дополн.) о животных.
     обращ.
3. Друзья, давайте жить честно!
4. Мальчик (подлеж.) увидел трамвай(дополн.).
5. Мы (подлеж.) поплыли дальше и увидели маленькую лодку (дополн.).

Критерии оценивания:

все верно – «5»
ошибки в 1-2 заданиях – «4»
ошибки в 3 заданиях – «3»
ошибки в 4 заданиях – «2»

Ключ №4. УЭ-К

1. Г
2. В, Г
3. А, Б
4. В, Г
5. А, Б
6. А, Г
7. В
8. Б, В, Г
9. Б
10. А, Г

Критерии оценивания:

все верно – «5»
ошибки в 1-2 заданиях – «4»
ошибки в 3-4 заданиях – «3»
ошибки в 5 заданиях – «2»