Урок русскогоязыка по теме "Причастие. Повторение"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Учебная - повторить сведения о причастии как о самостоятельной части речи; повторить правописание причастий.
  • Развивающая - развивать умение правильно писать причастия, расставлять знаки препинания при причастном обороте, развивать мышление, речь.
  • Воспитательная - воспитывать честность и умение преодолевать трудности.
  • Коррекционная - корректировать внимание.

Оборудование: персональные компьютеры, проектор, экран.

Ход урока

1. Урок начинается с точечного массажа для активизации работы головного мозга. Звучит тема урока, определяется цель совместно с детьми. Для этого задается вопрос: "Чем мы будем заниматься на уроке?"

Игровой прием. Вносят радиограмму.

Учитель. Ребята, с планеты Причастий пришла тревожная весть. Жители просят нас помочь им. Для этого нам необходимо совершить опасное, но интересное путешествие к звездам, мы станем космонавтами. Сейчас мы находимся в кают-компании, у каждого есть индивидуальный пульт управления (ПК). Слайд 2.

2. Проверка домашнего задания. Морфологический разбор причастия в летящей (ракете).

Один ученик становится штурманом и производит расчеты для полета (работа у доски).

Остальные космонавты готовятся к пуску ракеты, решая тест.

1. Продолжите фразу.

I. Причастие обозначает:

А. Предмет

Б. Признак предмета по действию

К. Признак предмета

2. Причастия отвечают на вопросы:

У. Какой? Какая? Какое?

В. Где? Куда? Откуда?

М. Что делал? Что сделал?

3. Причастия бывают:

Т. Настоящего, прошедшего и будущего времени

С. Настоящего и прошедшего времени

Л. Прошедшего и будущего времени

4. Причастия изменяются:

В. По числам и родам

Д. Не изменяются

К. По числам, родам, падежам

При проверке теста осуществляется взаимопроверка, ученики меняются работами и честно оценивают друг друга, затем сравнивают варианты с ответами на экране. Слайд 3. Работа ученика, выполняющего морфологический разбор, проверяется совместно.

3. Повторение изученного о причастии.

Учитель. Штурман произвел расчеты верно. Мы знаем, куда лететь. Теперь космонавты должны соединить буквы правильных ответов в слово. Получилось слово ПУСК. Значит, мы отправляемся в путь. Слайд 4. Полет проходит успешно, но необходимо придать ракете ускорение, чтобы преодолеть притяжение Земли, для этого выполним определенные задания. Космонавты, займите места за пультом управления (дети садятся за компьютеры). Каждый член экипажа выбирает для себя задание, первые три космонавта, выполнившие задание, оцениваются учителем. Подсказка. Слайд 5.

Задание I.

Выделите другим цветом только причастия:

Холодно, холодает, холодный, холодающий, сгорел, сгорели, сгоревший, унесенный, унесли, любимый, любить мчавшийся, рассыпанный, заливать залитый.

Определи признаки причастий (число, род, падеж, время, вид):

Дышащего (человека) -

Подслушанным (разговором) -

Образуйте от глаголов причастия с -нн- в суффиксе, расставьте знаки препинания:

Звезды (рассеять) по небу ярко сверкали. Мы услышали (поймать) с другой планеты сигнал.

4. Раскрой скобки. Слитно или раздельно?

(Не)годующий взгляд, (не)навидящий зло, (не)написанный, а напечатанный отчет, (не)погасшая звезда, (не)погасшая сегодня звезда, (не)рассеянная космическая пыль, (не)законченный полет, полет (не)закончен, (не)нашедший дороги.

Задание II.

Выделите другим цветом только суффиксы причастия:

-ющ, -ущ, -еньк, -ова, -т, -нн, -тель, -енн, -вш, -чик, -ащ, -ящ, -щик, -им, -ом, -оват, -ем

"Лови ошибку"

Не годующий взгляд, не навидящий человек, ненаписанный, а напечатанный отчет, не погасшая звезда, непогасшая сегодня звезда, не рассеянная космическая пыль, не законченный полет, полет незакончен, ненашедший дороги.

Выдели другим цветом правильный ответ:

А. Планета, уставшая после космической бури, отдыхала.

Б. Планета, уставшая после космической бури отдыхала.

В. Планета уставшая после космической бури отдыхала.

Закончите предложение:

Если причастие в полной форме одиночное, то с НЕ оно пишется.

Если у причастия есть зависимое слово, то с НЕ оно пишется:

Если причастие стоит в краткой форме, то оно с НЕ пишется..

Учитель. После выполнения задания космонавты возвращаются в кают-компанию. Мы летим с огромной скоростью. Но что это? Нас подстерегает опасность: метеоритный дождь. Слайд 6. Нам страшно. Проводится упражнение "Ужас" ( закрыть глаза, зажмурить на 3 секунды, открыть глаза и посмотреть вдаль).

Игровой прием. Но смелые космонавты не привыкли отступать, мы справимся с опасностью. Игра с мячом. Задание: определить группу причастий (действительное или страдательное). Учитель кидает мяч ученику, называя причастия, ученик определяет группу причастия. Примеры: неслыханный шум, невыполненное задание, горевший закат, погасшая звезда, унесенный ветром, летящая ракета, вернувшийся звездолет, приземлившийся корабль, рассчитанный на непогоду, уснувшие космонавты,

Учитель. Это испытание закончилось. Но метеоритный дождь повредил обшивку корабля, необходим выход в открытый Космос, чтобы произвести ремонт. Слайд 7. К доске вызываются два ученика, класс работает по вариантам.

Распределительный диктант

-НН
Рассыпанный по небу, запущенный на Луну, израненный боец, исследованное пространство, изученная дорога Кошеный луг, полет закончен, крашеное покрытие, раненый боец, дорога изучена

Делается вывод о написании нн и н в суффиксах страдательных причастий. Работа учеников оценивается учителем.

Учитель. Ремонт обшивки корабля закончен, можно отправляться в путь. Мы приближаемся к планете Причастий. Жители планеты встречают нас и просят о помощи. Оказывается, они не знают нашего языка и не могут отправить нам послание. Поможем нашим друзьям, исправим ошибки. Слайд 8.

Работа с деформированным текстом. Слайд 9

Послание живущим людям на планете Земля.

Мы хотим расказать о своей планете. Наша усеяная планета цветами очень красива. Она находится недалеко от звезды незамерзающей никогда. Мы вы рады видеть всегда. Любящие жители планеты Причастий вас.

Исправленный текст. Слайд 10

Послание людям, живущим на планете Земля.

Мы хотим рассказать о своей планете. Наша планета, усеянная цветами, очень красива. Она находится недалеко от звезды, не замерзающей никогда. Мы вас рады видеть всегда. Любящие вас жители планеты Причастий.

Учитель. Сравните исправленный вами текст с образцом, оцените себя. Кто не допустил ошибок? Кто допустил одну-две ошибки? Кто допустил более трех ошибок?

4. Рефлексия. Слайд 11

Учитель. Мы помогли жителям планеты Причастий, и нам пора возвращаться домой. В нашу реальность поможет нам вернуться следующее задание:

Продолжите фразу. Сегодня на уроке мы повторили:

Сегодня на уроке мы поняли:

Теперь мы можем:

Учитель. Вот мы и вернулись домой, пройдя много испытаний, повторив тему "Причастие". Теперь предлагаю оценить свои знания и умения. На парте у вас лежат звезды разных цветов. Зеленая означает, что ученик все понял и у него нет проблем. Желтая означает, что возникали трудности при выполнении отдельных заданий. Красная - все задания были трудные, ничего не получается. Положите перед собой звезду определенного цвета. Слайд 12

5. Домашнее задание. Составьте предложения о том, чем мы занимались на уроке, используя причастия и причастные обороты. Подсказка: рассказанное учителем правило, текст, составленный детьми, исправленная учеником работа, вышедшие к доске ученики, ученики, повторившие тему, решившие тест ученики. Слайд 13

Приложение.