Цели и задачи урока:
- дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов;
- продолжить прививать навыки успешной сдачи ЕГЭ.
Методы: объяснение учителя, частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей.
Оборудование: таблица, индивидуальные карточки, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Лингвистическая разминка (групповая работа).
– В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением гласная в корне?
1 группа | 2 группа |
а) т...лежка, к…мпьютерный б) с…деющий, к…дировать в) пол…жение, прод…вать г) к…мпания (людей), докр...сна |
а) ст…нционный, пол…скать б) т…мнота, к...юта в) к.роткий, проб.рать г) ф…гурный, св...зать |
– В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением гласная в корне?
3 группа | 4 группа |
а) р…скошный, в…риант б) к…мпьютер, пр...цедура в) д...агностика, амн...стировать г) проф…ль, в...льсировать |
а) р...вноправие, ин...циатива б) д...фицит, л…гион в) бл…стеть, натв...рить г) пл...вчиха, предпол...гать |
(Из каждой группы к доске по очереди выходят ученики, находят нужный ряд и объясняют правописание каждого слова.)
3. Презентация нового материала.
1) Опрос-повторение.
– Что такое причастие?
– Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?
2) Постановка целей урока.
– Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.
3) Практикум.
Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске.
а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.
б) Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.
– Назовите причастия (покрывающих, приправленных).
– Кто совершает действия в каждом причастии?
- Сам предмет.
- Действует другой предмет.
– Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия.
4) Чтение правила в учебнике на странице 38.
– Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола– инфинитива при помощи определенных морфем.
– При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)
– Страдательное причастие приправленных? (суффикс -нн-)
– Рассмотрим таблицу “Действительные и страдательные причастия”:
Таблица
Причастие | Настоящее время | Прошедшее время |
Действительное | -УЩ-; -ЮЩ- -АЩ-; -ЯЩ- |
-ВШ- -Ш- |
Страдательное | -ОМ-; -ЕМ-; -ИМ- | -НН-; -Т- -ЕНН-; -ЕНН- |
Продолжение таблицы
Примеры |
||
Несущий, дышащий | Засеявший, несший | |
Ведомый, гонимый | Читанный, увиденный, сжатый |
– Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат.
– Перепишите таблицу в общую тетрадь для ЕГЭ.
4. Практика под руководством учителя.
1) Записать в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от данных глаголов, обозначить суффикс.
Исполнять, сооружать, творить, облаивать, изменять, освежать.
2) Выполнение упражнения 83.
3) Работа по индивидуальным карточкам (групповая форма работы).
1-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) на пестреющем лугу;
б) о движущемся предмете;
в) опавшие с тополя;
г) отнятая игрушка;
д) разлившаяся по небу.
2-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) написанная учеником;
б) распиленная плотником;
в) ведущая в парк;
г) посаженные весной;
д) опрокинутый котенком.
3-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) плескавшиеся волны;
б) построенный дом;
в) проверенная учителем;
г) летящим самолетом;
д) переданная людям.
4-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) засыпанные аллеи;
б) покрашенный забор;
в) сидящая девочка;
г) борющийся за свободу;
д) рассказывающий о путешествии.
5. Самоконтроль, самооценка, взаимооценка учащихся.
6. Подведение итогов урока.
– Какие причастия называются действительными?
– Какие причастия называются страдательными?
– От каких морфем образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
7. Домашнее задание. § 14, упражнение 84.