Урок по русскому языку "Проблемный и стилистический анализ текста"

Разделы: Русский язык


Проблемный и стилистический анализ текста позволяет в первую очередь научить детей размышлять, высказывать своё мнение. Такую работу нужно начинать не с 9-10 года обучения, а гораздо раньше. Для воспитания сильной языковой личности в МОУ–гимназии №1 города Армавира введен в учебный план ряд новых дисциплин: «Риторика», «Культура письменного высказывания», «Лингвопоэтика», «Компьютерная публикация», «Если речь – профессия». Речевое развитие гимназистов осуществляется за счёт введения риторизации обучения, регионального компонента, систематизации работы над культурой письменного речевого высказывания. Посредством развития лингвориторической компетенции учащиеся получают знания из различных областей: экономика, правоведение, граждановедение и др. Основной дидактический материал, используемый для развития лингвориторической компетенции гимназистов: профессионально ориентированные тексты; тексты-образцы; учебно-речевые ситуации, включая диктофонные записи; работа для правки и редактирования; риторические задачи, включая видеозадачи; импровизационные задачи; риторический тренинг. Работа по формированию сильной языковой личности позволяет нам уже в 7 классе на уроке русского языка проводить проблемный и стилистический анализ текста. На таких уроках вполне логично использовать тексты для подготовки к ЕГЭ.

Цель урока: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту с оценкой языкового оформления и выражением своего отношения к проблеме, поставленной автором.

Задачи урока:

  • Обучающие: актуализация прежних знаний о тексте, композиционных особенностях типов речи; формирование умения выполнять стилистический анализ текста, писать рецензию.
  • Развивающие: развитие исследовательских и креативных навыков, способности к самоанализу.
  • Воспитательные: развитие у учащихся чувства милосердия, душевных и духовных качеств, необходимых человеку в обществе; создание условий для повышения интереса учащихся к русскому языку, для развития навыков общения и совместной деятельности; воспитание любви к окружающему миру, природе.
Знать:            Уметь:
композиционные особенности типов речи, стилевые особенности текста, языковые средства, тропы и фигуры речи.   выполнять стилистический анализ текста, делать отбор языковых средств.

Словарная работа:

Рецензия – разбор и оценка произведения (один из жанров сочинения-рассуждения).

Задачи:

  1. Выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении;
  2. Рассказать о своих впечатлениях, но на основе элементарных познаний в теории языка и литературы.

Милосердие – готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа с текстом.

(1) Выросла рябинка при дороге.
(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костёр на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягодка дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.
(8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала.
(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!
(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(19) – Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20) Что ж, он был по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке. (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример…
(26) Шёл в сумерках влюблённый.
(27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) бездушные люди, не умеют беречь красоту!
(29) На рябинке горелее одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.
(31) – Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.
(33) На другой день приехал хозяйственник.
(34) – Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.
(38) И он по-своему был прав.
(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

– Обратимся к советам, как готовиться к выполнению задания С (т.е. к сочинению) в рамках ЕГЭ.

    1. Ещё раз прочитайте текст.
    2. Вдумайтесь в его тему (о чём идёт речь?) и проблему (что об этом говорит автор?) В этом нам помогут задания А25, 26, 28.

III. Выполнение заданий к тексту.

Задание 1. Какова центральная проблема, поставленная автором в данном тексте?

  1. Человек и природа.
  2. Ответственность каждого за свои поступки.
  3. Умение ценить красоту.
  4. Состояние окружающей среды.

Задание 2. Определите стиль и тип речи данного текста.

  1. Художественный стиль; повествование.
  2. Разговорный стиль; повествование.
  3. Художественный стиль в сочетании с разговорным; описание и повествование с элементами рассуждения.
  4. Разговорный стиль; описание в сочетании с повествованием.

– Давайте определим жанр данного текста. (Это рассказ. Причём поучительный – притча, значит, это художественный стиль.)

– Есть ли в тексте элементы разговорного стиля? (Да. При дороге, возьму-ка, дядька, для жинки, Зинка и др.)

– Определите тип речи. (Повествование. Повествовать – рассказывать о том, что происходило и в какой последовательности.)

– Описание встречается в тексте? (Да. Описание рябинки.) Находим описание в тексте, зачитываем.

– А рассуждение? (Да. В каждом диалоге, предложения № 10, 19, 22, 27, 31.)

– Назовите цель и особенности художественного стиля.

Цель:            Особенности:
воздействие на читателя с помощью созданных образов.   образность, выразительность, эмоциональность.

– Образность, эмоциональность и выразительность достигаются при помощи тропов. (Учащиеся находят тропы, обращаясь к заданию 3.)

Задание 3. Какие средства выразительности не используются в тексте? (см. Приложение)

  1. Оценочная лексика, экспрессивные разговорные слова и выражения.
  2. Обратный (сказовый) порядок слов.
  3. Эпитет, сравнение, олицетворение.
  4. Гипербола.

Учащиеся заполняют бланк ответов.

IV. Проблемный анализ текста.

  1. Построение концепта «Рябина» (ассоциации учащихся к слову «рябина»).

  2. Образ рябинки в тексте.

  3. Почему «рябинки тоже нет»?
    (Потому что в этой истории все правы, каждый по-своему, виноватых нет).

V. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту с оценкой языкового оформления и выражением своего отношения к проблеме, поставленной автором.

Совет учителя: В сочинении-рассуждении публицистического стиля полезно употреблять побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи; обращения, повторы, пословицы и поговорки.

Вариант сочинения-рассуждения.

Услышала притчу о рябинке.
Какая знакомая картина...
Кажется это о нас, не научившихся восхищаться красотой, не научившихся ценить и беречь её, а поступать по законам своей правды.
Посмотрите! Перед нами живое существо: «гроздья смеялись навстречу солнцу», «ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья». Мастерски с помощью олицетворения и эпитетов, сравнения и метафор создан образ рябинки: она «угловатая и милая, долговязая, как подросток» (это сравнение мне понравилось особенно).
А нам надо сорвать веточку. Для чего? Для сиюминутной радости?
Ведь казалось, что начинается чудесная сказка: «Выросла рябинка при дороге…». Но недолго та сказка длилась.
К сожалению, проходившие люди были равнодушны к сотворенному природой чуду: «Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится».
Обидно за рябинку, обидно за вырубленную рощу, за уничтоженный пожаром от сигареты лес.
К чему придёт человечество, если мы не научимся беречь природу?