Открытый урок по русскому языку в 3-м классе. Тема: "Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • формирование умения обозначать звук [ы] после [ц] буквами и или ы;
  • закреплять умения писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова и написание сложных слов;
  • воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы работы: словесный, практический, наглядный, работа с книгой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе.

1. Организационный этап

Проверить готовность детей к уроку.

У. – Я рада всех вас видеть. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым орфографическим правилом. Если вы будите внимательными и активными, то к концу урока станете более грамотным

У.– Запишите в тетради число, "Классная работа".

2. Этап постановки учебной задачи

У. Ребята, вы наверно заметили, что я не написала на доске тему нашего урока. Я предлагаю вам определить её самим.

Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске, и скажите, что их объединяет?

Циркуль, птицы, цирк, улицы, синицы, цифра

Д. Все эти слова – имена существительные. Во всех словах есть буква ц.

У. Что вы можете сказать о звуке, который обозначается этой буквой?

Д. Это твердый непарный, глухой непарный согласный звук.

У. На какие две группы можно разделить данные слова?

Д. Имена существительные единственного числа и имена существительные множественного числа.

Ед. ч. Мн.
цирк улицы
циркуль птицы
цифра синицы

У. Что вы заметили? Какой звук слышим после звука [ц] в словах первого столбика? В словах второго столбика?

Д. В первом и во втором столбике в словах после звука [ц] слышим звук [ы].

У. Звук одинаковый, а буквы написаны разный. Можете ли вы уже сейчас определить, какая буква и когда пишется после ц?

Д. Пока нет.

У. Как вы думайте, чему мы будем учиться на уроке?

Д. Мы будем учиться писать буквы и или ы после буквы ц.

У. Как можно сформулировать тему урока?

Д. Буквы ы и и после ц.

У. Запишите тему урока в тетради.

3. Минутка чистописания

У. Давайте вспомним написание главных букв сегодняшнего урока. Что общего есть в начертании этих букв?

и ы ц

Д. У них общий элемент “крючок”.

У. Запишите соединения и подумайте, какое соединение будет следующим.

цыи ицы ыци

4. Этап наблюдения над учебным материалом и определения способов деятельности.

У. Чтобы определить какую букву надо писать после ц, я предлагаю записать данные слова в тетрадь и разобрать их по составу.

Д.

циркуль птицы
цирк улицы
цифра синицы

У. Что вы заметили?

Д. Если буква, обозначающая звук [ы] находится в корне, надо писать букву и. Если данная буква находится в окончании, надо писать букву ы.

У. Вы абсолютно правы. Но есть еще одна группа слов, в которых после ц надо писать букву и.

Найдите общее в данной группе слов:

секция
акация
станция

Д. Во всех этих словах есть соединение ция.

У. Запишите эти слова в третий столбик и подчеркните соединение ция.

5. Этап обобщения и формулировки орфографического правила.

У. Итак, ребята, еще раз посмотрите на слова, которые мы записали и сделайте вывод о написании букв ы и и после ц.

Д. В корнях слов и в словах на -ция после ц надо писать букву и, в окончаниях после ц надо писать букву ы.

У. Сравним ваш вывод с формулировкой правила в учебнике.

Дети читают правило на стр. 99

У. Что мы должны добавить в нашу формулировку?

Д. Есть слова-исключения: цыган, цыпленок, цыц.

У. Я добавлю ещё два слова: цыкать и на цыпочках. (Учитель вывешивает слова-исключения на доске)

Физкультминутка. Дети, выполняя движения, заучивают слова-исключения.

Провести физкультминутку для глаз (Приложение 1)

ЦЫЦ
цып
цып
цыц
ЦЫЦ
Цыц

6. Этап закрепления знаний и способов деятельности

1 задание

У. Мы познакомились с новым правилом. А теперь у вас будет возможность применить полученные знания. На каждой парте есть волшебный сундучок. Пришло время открыть ваши сундучки. Откройте и прочтите задание. (Дети читают текст задания)

Дорогие ребята, перед вами лежат слова с пропущенными буквами. Используя знания, полученные на уроке, определите какая буква пропущена. Подумайте, что вам надо сделать прежде всего? Работайте вместе, дружно и у вас все получится!

У. Как вы поняли, что надо делать? (Дети поясняют задание) Что надо сделать, прежде чем определить какую букву надо писать?

Д. Надо разобрать слово по составу.

Идет практическая работа в парах. (Приложение 2)

У. А теперь вывесим таблички со словами на доску, распределив их в две группы: с буквой и и с буквой ы, и проверим.

цыплятки

циркачка

кузнецы

полиция

скворцы

акция

цыпочка

лекция

огурцы

традиция

певицы

цифровой

пальцы

циферблат

молодцы

инфекция

цыганка

нарцисс

цыкать

станция

У. Вы согласны с ребятами? Какие слова остались? Какие буквы вы вставили в этих словах? Объясните свой выбор.

Царица – царь, целиком – целый, цена – цены, царевна -царь, центровой – центр, солнцеподобный (сложное слово), прицеп – цепь, цепочка – цепь, кольцевидный (сложное слово)/

2 задание

Работа в тетрадях на печатной основе с. 29

1 вариант: упражнение 2

2 вариант: упражнение 3

Проверка выполнения задания.

7. Этап обобщения и систематизации знаний

У. Чему учились мы сегодня на уроке? Какое орфографическое правило выучили?

8. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание дается по группам в зависимости от уровня подготовки детей

1 группа: с. 101 упр.2 (слабым)

2 группа: с. 101 упр.1 (сильным)

Ученики при необходимости задают вопросы.

9. Этап подведения итогов урока

У. – Как вы считаете, сумели ли мы достичь названной в начале урока цели?

Д. – Цели достичь сумели.

У. – Докажите это на примерах. Дети приводят свои примеры

Оценить работу некоторых учащихся на уроке.

У. – Спасибо за работу на уроке! Мне было очень приятно общаться с вами!