Урок-исследование по теме "Служебные части речи"

Разделы: Русский язык


Тема урока: «Служебные части речи».

Цели урока:

  • Научить детей находить три группы служебных частей речи.
  • Развивать умение самостоятельно добывать знания и работать с имеющейся информацией.
  • Сформировать устойчивую мотивацию к изучению всей темы.
  • Познакомить детей с тем, что и бывает утвердительной частицей и союзом.
  • Уделить внимание нравственному воспитанию, воспитывать стремление к открытиям.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы проведём небольшую исследовательскую работу. Вы сами должны найти ответ на вопрос, какие части речи называются служебными. Вы будете искать и открывать истины и найдёте разницу между самостоятельными и служебными частями речи. Давайте вспомним самостоятельные части речи. Да, эти части речи могут многое, но не всё. Бывает, что им нужна помощь. Что вы знаете о служебных частях речи?

3. Творческое задание

На доске вы видите четверостишие. Какую служебную часть речи необходимо вставить, чтобы стал понятен смысл?

… … купили вам пирожное
… … кино … собой … взяли вечером,
нужно … родителей обидеться
… уйти … шапки … ночь холодную.

Задайте вопрос к этим словам. Указывают ли они что-нибудь? Можно ли составить текст без этих слов? Как называются эти слова?

4. Объяснение нового материала

Следовательно, маленькие предлоги, частицы, союзы играют большую роль. Хотя они и маленькие, но работа у них большая – нести службу при самостоятельных частях речи. И решили их называть служебными.
Каждая из частиц занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть своё значение, а в неслужебное время о чём только не говорят служебные слова!
– Если бы у меня было не две, а три буквы, я бы такое сказала!
– Это же пустой разговор,– говорит частица же, привыкшая реально смотреть на вещи.
– Да и нужна ли тебе лишняя буква?
Так и спорят всё время частицы. Хотя они и служебные слова, но у каждого свой характер, потому что ведут они себя по-разному: бы – мечтает, ли – сомневается, же – утверждает. И попробуйте прожить хоть без одной из них. Попробуйте не мечтать.
А как пишутся частицы бы, ли, же?
Послушайте и ответьте на вопрос, о чём мечтает лирический герой в стихотворении известного детского писателя Дж. Родари? Какую роль выполняет частица бы в стихотворении?

Если бы реки стремились обратно,
Если б касторку пить было приятно,
Если бы шили штаны из тумана,
Если б из крана бежала сметана,
Если б из рыбы варили варенье
И было б в неделе три воскресенья,
Если б в садах как айва и лимоны
Росли бы баранки, буханки, батоны,
И если бы завтра в каждой стране
Воздвигли бы бронзовый памятник мне!
Я крикнул бы громко:
«Мне этого мало!
Давайте утопим все пушки сначала!»

5. Определение наклонения глаголов

Из какого стихотворения Лермонтова взяты эти строчки? С помощью каких слов можно восстановить текст? Какие частицы помогут вам в этом?

Скажи – …, дядя, ведь (не) даром
Москва, спалё…ая пожаром,
Французу отда…а?

Какие подходящие по смыслу частицы можно вставить, чтобы усилить смысловое значение предложений?

… всегда будет солнце!
… всегда будет небо!

… здравствует весна!

Какие оттенки значений придают частицы глаголам повелительного наклонения?

6. Обобщение полученных знаний

Следовательно, из трёх служебных частей речи частицы служат и для образования новых форм глагола, и придают разные смысловые оттенки. Образуют условное и повелительное наклонение глагола. Частица бы всегда пишется раздельно, а частица – ка через дефис.

7. Орфографическая зарядка

Вставьте пропущенные буквы и служебную часть речи, объясните орфограммы.

Играет … роял …, гармон…, аккордеон…
Говорить … осен…, старост…, здоровь…

Вопросы классу: Какую роль играют предлоги? О какой служебной части речи мы не говорили? Почему маленькие предлоги играют большую роль?

8. Работа с учебником.

Упражнение № 284. Прочитайте выразительно стихотворение и выпишите в левый столбик словосочетания, в которых слова связаны с помощью предлогов, а в правый – словосочетания, в которых слова связаны с помощью союзов.
Индивидуальное задание к упражнению: выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их обозначить.

9. Работа с текстом

Перед вами текст, исследуйте его и найдите все служебные части речи. Прочитайте выразительно. Какой смысл вкладывает автор в эти строки? Какого мнения герой?
Книга. Зачем она тебе? Я дышу, чтобы жить. А зачем я читаю? Ведь без книг люди не умирают, но умирает их сознание и способность мыслить. Нет человека, который, читая книгу, не пытался бы разобраться в себе, понять других, не испытал бы на себе влияние книги…
Выпишите все служебные части речи в три группы. Какова их роль?

10. Самостоятельная работа

Дополните текст из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» необходимыми на ваш взгляд служебными частями речи, определите их значение. Сравните ваш текст с текстом Гоголя.

… радость блеснула … глазах Тараса.
«…, хлопцы, занимайте горку», – кричал он.
… огонь подымался … костром … захватывал его ноги пламенем…
… разве найдутся … свете такие огни, муки … такая сила, которая пересилила … русскую силу!

11. Домашнее задание

Напишите лингвистическую миниатюру по данному началу: «Разная работа лежит на плечах союзов, предлогов, частиц, и без них в языке не обойтись».