Комплексный анализ текста

Разделы: Русский язык


Текст 1

Огонь – враг природы

(1) Как только сойдёт снег, вдоль авт…мобильных дорог по ж…лезно(дорожным) откосам нач…нает г…реть сухая трава.
(2) Иногда она заг…ра…тся на обочинах дорог от выбр…ш…(н,нн)ых из поездов автомобилей (не)погаш…(н,нн)ых окурков и спичек но чаще всего её подж…гают умышле(н,нн)о. (3) До сих пор многие сч…тают что подж…гая сухую траву они делают полезное дело.
(4) В действительности же нет н…чего вреднее для живой природы чем огонь.
(5) В огне г…рящих трав гибнут зайчата ужи ящ.рицы гнёзда и выво…ки птиц сем…на р…стений сг.рают ми(л,лл)ионы нас…комых.
(6) Если бы не было почве(н,нн)ых живых существ сухая трава опавшие листья разл…гались бы во много раз медленнее.
(7) Трудно пр…дставить себе как жутко выгл…д…ла бы без них наша Земля завал…(н,нн)ая ветками толстым слоем опавш.х листьев заросш…я серой сухой травой сквозь которую не в силах пробиться свежая зелень.
(8) Эти хр…нители подземных б…гатств соб…рающие их словно сказочные гномы служат пл…дородию земли и при жизни и после смерти.
(9) Все они погибнув остаются в земле ст…новятся как бы природным уд…брением.
(10) Многолетние трав…нистые р…стения (не)возобн…вляясь сем…нами то(же) пост…пе(н,нн)о выр…ждаются. (11)Вы(ж,жж)енная почва быстрее т…ряет накопле(н,нн)ый за осень запас влаги.

Задания

1. Определите стиль и тип речи.
2. В каких предложениях есть слова с чередующейся гласной?
3. Найдите  предложения с причастными оборотами.
4. Найдите  предложения с деепричастными оборотами.
5. Найдите предложение с придаточным условным.
6. Найдите предложение с придаточным времени.
7. Найдите односоставное предложение. Определите его вид.
8. Найдите предложение с несколькими придаточными. Определите их тип.
9. Найдите предложение, в котором есть слова-антонимы.
10. Найдите сложное предложение с бессоюзной связью.
11. Найдите тропы в предложении 8.
12. Найдите предложение, в котором есть неоднородные определения.
13. Найдите ничем не осложнённое простое предложение.
14. Найдите предложения, в которых употребляются два страдательных причастия прошедшего времени.
15. Найдите сложносочинённое предложение, в состав которого входит неопределённо-личное предложение.
16. Определите способ связи предложений в тексте.
17. Определите разряд прилагательных в 7 предложении.
18. Найдите наречия во 2 предложении.
19. Дайте характеристику главному предложению в предложении 7.
20. В предложении 1 найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
21. В последнем предложении  найти словосочетание со связью «примыкание».

Текст 2

Над затуман…(н,нн)ыми долами.

(1)А осень яркая проща…тся
В такой  (не)мыслимой кр…се
Как (будто) к людям обраща…тся
В последний раз См…трите все!
(2)Над гла…ью вод л…лово(розовых)
Она р…звесила своё
Упавш…е с ветвей б…рёзовых
Золото(тка…ое) шитьё.
(3)Она впл…ла строкой ажурн…ю
Над тем с…яющ…м шитьём
Над бе…конечностью л…зурн…ю
Зелёных елей ок…ём.
(4)Она ср…вняла воду в озере
С цв…теньем неба голубым
И ра(с,сс)т…лила первой оз…ми
Над ч…рн…польем лё…кий дым.
(5)Потом пр…звала ветры быстрые
Чтобы листвы взв…лась гряда
И пыль вздымая золотистую
Ушла (не)ведомо куда.
(6)Лиш… за берёз…ньками голыми
Всегда я видеть буду рад
Над затуман…(н,нн)ыми долами
И листопад
И снегопад.

Н.Флёров

Задания

1. Найдите слова с чередующейся гласной в корне.
2. Каким способом образовано слово «листопад»?
3. Найдите указательное местоимение.
4. Найдите частицу в четверостишии 1.
5. Найдите сравнительный союз.
6. В каком четверостишии есть деепричастный оборот?
7. Какие средства художественной выразительности использует автор в четверостишии 2?
8. Найдите действительное причастие прошедшего времени.
9. Найдите действительное причастие настоящего времени.
10. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
11. Найдите простое предложение, осложнённое однородными дополнениями.
12. Найдите четверостишие с прямой речью.
13. Определите падеж слова «окаём» и его значение.
14. Приведите пример инверсии в предложении 6.
15. В каком четверостишии есть составное именное сказуемое?
16. В четверостишии 1 найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
17. Найдите наречия в последнем четверостишии.
18. Найдите метафоры.
19. Какой троп использует поэт, чтобы показать осень живой?
20. Найдите переходный глагол в 5 четверостишии.
21. Определите тип сказуемого в 6 четверостишии.
22. Способ образования слова «вздымая».
23. В предложении 5 найдите словосочетания с разными типами связи.

Текст 3

(1) Третья зона дачный (полу)станок У пе(р,рр)она – тихая сосна.
(2) Дым туман струна зв…нит в тумане невидимкою зв…нит струна.
(3) Здесь шумел когда(то) детский лаг…рь на весёлых ситц…вых полях…
(4) Всю в р…машках в п…онерских флагах как тебя любила я земля!
(5) Это фронт се…одня.
(6) Сотня метров до того кто смерть г…товит мне.
(7) Но сегодня тихо.
(8) Даже ветра нет совсем.
(9) Легко звучать струне.
(10) И звенит звенит струна в тумане… светлая (не)вид…мая пой!
(11) Как ты плач…шь раду…шься манишь кто тебе поведал что со мной?
(12) Мне сегодня радос…но до боли я сама не знаю – отчего.
(13) Дыш…т сердце (не)бывалой волей, силою р…цвета своего.
(14) Знаю смерти нет: не подкр…дёт…ся не задушит медлен…о она, – просто жизнь св…ркнёт и оборвёт…ся точно песней полная струна.
(15) …Как сегодня тихо здесь на фронте.
(16) Вот среди р…звалин ,над трубой, у …кий мес…ц встал на г…р...зонте д…ревенский мес…ц молодой.
(17) И звенит звенит струна в тумане о в…ликой благости моля…
(18) Всю в крови в т…жёлых ржавых ранах я люблю люблю тебя земля.

О.Ф.Берггольц

Задания

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрыть скобки.
2. Определите главную мысль стихотворения.
3. Какая фигура речи используется в предложении 2?
4. Найдите сложные предложения, в состав которого входят назывные предложения.
5. Какая фигура речи используется в предложении 3?
6. Найдите предложения с обращениями.
7. Назовите тропы, используемые в предложении 14.
8. Приведите пример парцелляции.
9. Определите вид придаточного в предложении 11.Чем оно прикрепляется к главному предложению?
10. Назовите тип сказуемого в предложении 15.
11. Назовите тип односоставного предложения 15.
12. Найдите предложение с уточняющим обстоятельством.
13. Найдите предложение с однородными определениями.
14. Найдите предложения с несогласованными определениями.
15. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
16. Какие тропы используются в предложении 3?
17. Приведите пример градации.
18. В каком предложении встречается оксюморон?
19. Найдите частицы в предложении 14.
20. Определите разряд местоимений в предложении 6.
21.Синоним слова «благость». Способ образования.
22. Назовите морфологические признаки глагола «оборвётся».
23. В предложении 1 найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
24. Дайте характеристику предложению 5.
25. Что общего у предложений  7, 8, 9?
26. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью «примыкание».

Текст 4

1. Август празднует
В силу вошедшее лето,
Зеленее зелёного
В чаще огни.

2. Не скудеет избыток горячего света –
Запастись бы им впрок на ненастные дни!

3. Набирает рябина багряную горечь,
Оглушает кузнечиков струнная речь…

4. Август –
Это когда ты не просишь,
Не споришь,
Каждый солнечный луч
Начинаешь беречь…

5. И становится с каждой минутой яснее,
Что всё ближе и ближе седые дожди
И что осень уже неизбежна,
А с нею…

6. Август, время моё, –
Не спеши, подожди!

Ирина Снегова

Задания к тексту

1. Сформулируйте главную мысль стихотворения.
2. Найдите причастный оборот.
3. Назовите сложные предложения с бессоюзной связью.
4. В 4предложении ставится тире, так как:
а) первая часть имеет значение времени или условия;
б) вторая часть имеет значение следствия, результата;
в) содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
5. Объясните написание суффиксов прилагательных в 3 предложении. Определите их разряд.
6. Найдите сложноподчинённое предложение, определите тип придаточного. Чем оно прикрепляется к главному?
7. Найдите прилагательные в сравнительной степени. Как они образованы?
8. Найдите обобщённо-личное предложение.
9. Приведите пример составного глагольного сказуемого.
10. Назовите типы сказуемых в 5 предложении.
11. Назовите слово с чередующейся гласной в корне.
12. Найдите предложение с обращением.
13. Назовите морфологические признаки глагола «запастись бы».
14. Сколько звуков в слове «яснее»?
15. Найдите местоимения в 4 предложении, определите их разряд.
16. Сформулируйте правило употребления мягкого знака после шипящих на примере слов из текста.
17. Объясните написание окончания в слове «оглушает».
18. Найдите наречие во 2 предложении, разберите его по составу.
19. Синоним слова «не скудеет».
20. Найдите в тексте эпитеты.
21. Найдите метафоры.
22. Приведите пример умолчания.
23. Найдите пример олицетворения.
24. Из 2 предложения выписать словосочетания с разными типами связи.
25. Назовите тип сказуемых в 5 предложении.
26. Найдите простое предложение с однородными членами.