Тема урока "Роль определений в тексте"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Закрепить умение находить определения в тексте.
  2. Выяснить, какую же роль они выполняют в нём.
  3. Продолжить работу по развитию связной и грамотной речи.
  4. Воспитание внимания и аккуратности. Пробуждение интереса к родному языку.

Ход урока

Седьмое декабря.

Тема: Роль определений в тексте.

1. Оргмомент

На доске и в тетрадях записывается число и тема.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока. Как вы думаете, в чём состоит наша задача?

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Дома вы учили правила по теме “Определение” и выполняли упражнение № 416.

Задание: Назовите определения из домашнего упражнения. Почему данные слова являются определениями? Докажите.

(Правила)

Учитель: У Илюши, Лены и Маши были индивидуальные задания. Они должны были, не называя своих домашних питомцев, подобрать ряд определений, по которым мы бы их узнали.

а) Илья (читает свои определения) Собака.
б) Лена (читает свои определения) Кошка.
в) Маша (читает свои определения) Черепаха.

Учитель: По каким признакам мы определили домашних животных?

(-окрас
-характер
-возраст
-размер
-повадки и т.д.)

Вывод: Благодаря определениям мы можем себе представить предмет.

3. Словарно-орфографическая работа

МАЧЕХА – неродная мать.

Задание: Запишем слово, написание которого вам необходимо знать.

(Учитель показывает иллюстрацию растения мать-и-мачеха)

Учитель: Как вы думаете, почему так назвали это растение?

Одна сторона шелковистая, нежная – мать. Другая сторона шершавая – мачеха. )

Учитель: В каком произведении мы встречались с этим словом?

(С.Я.Маршак “Двенадцать месяцев”)

Учитель: А ещё?

(“Морозко”)

Задание: Попробуйте, вспоминая содержание пьесы, которую мы сейчас изучаем, подобрать:

1 Вариант 2 Вариант
3-4 определения к этому слову составить предложения с этим словом

Проверяем.

Учитель: Почему именно такие определения у вас получились? Из чего складывается мнение о человеке?

Вывод: О человеке судят по его поступкам.

4. Разбор предложения.

Учитель: Обратите внимание на предложение, записанное на доске.

Добрые дела и поступки украшают человека.

Учитель: Вы согласны с этим высказыванием?

Задание: а) Объяснить орфограммы. (Даша работает у доски).

б) Разобрать предложение. (Класс работает самостоятельно.)

Проверяем.

(Никита подчёркивает у доски главные и второстепенные члены, объясняя.)

в) Индивидуальное задание на карточках для тех, кто раньше выполнил работу.

(Выписывают и разбирают словосочетания).

5. Работа с текстом.

(Раздаточный материал, в котором напечатано два задания).

Задание №1

Прочитать выразительно стихотворение слева. А теперь текст справа.

Вопрос: В чём разница? Ответ: слева яркий, красочный текст, а справа “сухие” предложения.

Задание: В тексте Бунина подчеркните определения.

Какие из них являются эпитетами? Что такое эпитеты?

Учащиеся дают определение.

Вопрос: передают ли эти определения физические свойства предметов: размер,

цвет,
форма,
величина?

Ответ: Нет

Вывод: Они служат изобразительным целям. Эпитеты всегда рисуют предмет с необычной стороны, более ярко, более красочно.

Учащиеся называют эпитеты.

Учитель: И.А.Бунин подобрал очень выразительные, яркие определения и благодаря им текст красив и ярок. А попробуем и мы сотворить.

6. Творческая работа.

Задание № 2

а) Вставьте подходящие по смыслу определения.

б) Подчеркните орфограммы.

Осенью на …………… опушке …………… леса собирались ………………… осинки. На ……………… деревьях, ……………… кустах, ……………… траве сверкала …………….. роса. Начался ……………… листопад, а …………….. листья на ……………… берёзе ещё не опадали.

Вопрос: Изменилось ли что – нибудь? (Дети читают, составленные ими тексты).

Учитель: Докажите, что перед нами не набор предложений, а текст. Каким он стал?

Как мы можем его озаглавить?

(Ответы детей)

Выводы: Учитель подводит итог уроку.

Вопрос: С чем познакомились на уроке? Что нового узнали? Чему научились?

(Оценки)

7. Развитие речи.

Учитель: А скажите, ребята, какое же время года сейчас на дворе? (Зима)

Назовите любимый зимний праздник? (Новый год)

Что является символом Нового года? (Ёлочка)

Задание: Написать сочинение – миниатюру (5-6 предложений) о новогодней ёлке, озаглавив его “Новогодняя гостья”.

Задача: Вы должны включить в ваше сочинение как можно больше ярких, красочных определений(эпитетов) , чтобы и мы могли представить себе, насколько хороша ваша гостья.

Проверяем работы.

8. Домашнее задание.

№ 421.

(По учебнику М.М.Разумовской, С.И.Львовой).

Приложение