Цель: прививать любовь к великому русскому языку; расширять кругозор; формировать интерес учащихся к изучению русского языка.
Оборудование: маршрутные листы (приложение1), плакаты с высказываниями о языке, предметы для фразеологизмов (калоша, челюсти, кости, губка, вода, камень).
Организационный момент: разделить класс на команды, подготовить кабинеты для остановок:
1. Эхо из прошлого (вопросы из истории языка, этимология);
2. Грамотеи (правила русского языка, их применение);
3. Что бы это значило? (лексическое значение слова, фразеологизмы);
4. Познавательная (грамматические и речевые ошибки)
5. Любознательная (задания на смекалку, сообразительность)
Ход мероприятия
Задание для первой остановки.
Происхождение этого выражения связано с древним обычаем клеймить преступников. В Древнем Риме клеймили за злостный навет, выжигая на лбу "С", первую букву латинского слова "колюмниатор"- клеветник. В России при царе Алексее Михайловиче на правой щеке бунтовщиков выжигали букву "Б". Императрица Елизавета Петровна ввела клеймение на лбу, чтобы преступники"от прочих добрых и неподозрительных людей были отличны". Со временем это выражение приняло переносное значение- "сразу определять человека по его внешнему виду". Что это за выражение? (На лбу написано).
Наши предки особо чтили главного языческого бога Перуна- бога молнии и грома. По преданию, днем Перуна был четверг, поэтому именно в этот день ему возносили молитвы о дожде. Но во время засухи эти молитвы часто оставались не услышанными и не помогали. Вот тогда и родилось это выражение, оно стало применяться ко всему несбыточному, к тому, что вряд ли когда исполнится. Что это за выражение? (После дождичка в четверг).
По звуковому облику слов определите, какие из них пришли из английского языка, а какие - из немецкого: штраф, джаз, гроссмейстер, спиннинг, джем, балетмейстер, браунинг, шпатель.
Ниже дан список морфологических элементов, часто встречающихся в международных терминах. Приведите слова, включающие эти элементы: витр- (лат)- "стекло", терм- (греч) - "тепло", ихти- (греч)- "рыба", терр- (лат) - "земля".
Задание для второй остановки.
В каком падеже стоят слова: Аленки, дочери, грядке, ладошке, брата, дома?
Во время диктанта одни ученики написали глаголы полоскали, отворили, а другие - поласкали, отварили. Почему написание слов оказалось разным?
Данные имена существительные напишите во множественном числе.
Семья-: | Устье-: | Муравей-: |
Певунья-: | Стул-: | Соловей-: |
Судья-: | Крыло-: | Ручей-: |
Скамья-: | Перо-: | Дерево-: |
Расположите глаголы в порядке усиления действия, вставьте пропущенные буквы.
Барабан:т, стуч:т.
Хихика:т, хохоч:т, смеется.
Говорит, шепч:т, кричит.
Разруш:т, испортит, слома:т.
Люб:т, обожа..т.
Плач:т, хныч:т.
Хвал:т, превознос:т, одобряя:т.
Задание для третьей остановки.
1. Подберите синонимы с удвоенными согласными.
Больничный лист -: (бюллетень)
Специальность -: (профессия)
Обучение животных - : (дрессировка)
Скорый поезд - : (экспресс)
Помещение в школе - :(холл)
2. Изобразите данные фразеологизмы с помощью предметов, объясните значение.
1) Перемывать косточки.
2) Положить зубы на полку.
3) Волосы дыбом.
4) Сесть в калошу.
5) Работать спустя рукава.
6) Держать камень за пазухой.
3. Подберите пословицы, в которых есть устаревшие слова: око, уста.
4. Определите значение слов
Коса -
Лук -
Рукав -
Кисть -
Полотно -
Задание для четвертой остановки.
Исправьте речевую ошибку в предложении:
Татьяна всегда ложит свои книги на место. (Кладет)
С утра кот Матроскин собрался убрать дома, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Но, записывая предстоящие дела, он кое-что перепутал. Какое слово Матроскин выбрал неправильно?
Уборка, готовка, стирка, глажка, помойка.
Какое из перечисленных предложений содержит грамматическую ошибку?
1) Вася заплатил за вход и вошёл в музей.
2) За курение в неположенном месте Вася уплатил штраф.
3) Нужно срочно оплатить за телефон, иначе его отключат.
4) Издательство недоплатило мне за перевод сто долларов.
5) Если ты отдал за эту книгу сто рублей, то явно переплатил.
4. Прочитайте отрывок из книги Е.В.Язовицкого "Говорите правильно".
Если постоять несколько минут у железнодорожной кассы, то можно услышать:
- Билет до Барнаула есть?
- Есть.
- А плацкарт?
- И плацкарт есть.
Ни едущий, ни кассир не подозревают, что ими допущена грубая ошибка:
Какая ошибка замечена автором книги в диалоге кассира и пассажира? (Слово плацкарта - женского рода).
Задание для пятой остановки.
1. В приведённых ниже устойчивых словосочетаниях пропущено одно и то же слово. Во всех словосочетаниях, кроме одного, это слово употреблено в единственном числе и только в одном - во множественном. В каком именно?
1) попасть : в небо; 2) : о : не ударить; 3) высосать из: ; 4) объяснять на :; 5) обвести вокруг:
2. У вас с другом испортились отношения. Какими словами можно описать их после этого печального события:
1) натянутые, 2) напряженные, 3) надутые, 4) наплевательские, 5) нахмуренные, 6) между нами чёрная кошка пробежала?
3. Как правильно обратиться к незнакомому человеку в Испании?
1) пан; 2) сеньор; 3) месье; 4) мистер; 5) дон.
4. Какое слово надо подставить вместо многоточия во фразу: Нас не устраивает уровень двусторонних отношений наших стран, и мы сделаем все для его ...?
1) активизации;
2) укрепления;
3) повышения.
Подведение итогов, награждение команд.