ЦЕЛИ УРОКА:
- Актуализация знаний учащихся о глаголе как о части речи, о видах, формах и способах образования наклонений глагола;
- Развитие и формирование навыков разграничения глаголов разных наклонений, форм и способов их образования.
- Воспитание вежливого, этичного отношения к окружающим.
ТИП УРОКА: урок повторения и обобщения
ВИД УРОКА: урок-путешествие
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
3 картонных цветных домика: красный - "Повелительное наклонение", зеленый - "Изъявительное наклонение", желтый-"Сослагательное наклонение"; 3 бумажных замочка с заданиями на оборотной стороне, карточки (см. ход урока), картонные домики, подписанные "Дом вежливости" и "Кафе", сигнальные карточки красного, зеленого и желтого цветов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока.
Слово учителя.
-Здравствуйте, ребята. У нас сегодня с вами необычный урок-урок- путешествие. А позвала нас в дорогу вот эта пригласительная на экскурсию, где указан и обратный адрес: Республика Грамматика, Познавательная область, город Глаголов, улица Наклонений. Этот город очень богат словами, есть у них и формы лица, числа, наклонения. Ни один город, расположенный рядом с городом Глаголов, не может похвалиться таким разнообразием.
-А город этот необычный, не просто нам будет туда попасть. Только умным и прилежным открыты туда дороги. Поэтому нам сегодня нужно будет показать знания о глаголе как о части речи, уметь находить глаголы в тексте, знать все категории глагола, которые мы с вами изучили, а особенно хорошо - образование форм наклонений. Я думаю, это нам по плечу. А пока давайте заполним необходимые для поездки документы (дети в тетрадях записывают число, тему урока).В добрый путь!
(Доска закрыта, а на ней висят три бумажных замочка с заданиями на обратной стороне)
-А вот и первая преграда. Не пустят нас с вами в город Глаголов, пока ключики к этим замкам не подберем. А ключи - это ваши правильные ответы на задания.
(Три ученика по очереди снимают замочки и выполняют задания).
(задания могут разные, на усмотрение учителя)
1. ЗАМОК. |
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ГЛАГОЛ? |
НАЙТИ СРЕДИ ДАННЫХ СЛОВ ГЛАГОЛЫ: |
Побег, просить, просьба, изучал бы, расскажи, сказка, веселый, общение, объясните, ясность, выполню, находчивый. |
2. ЗАМОК
ЧТО ТАКОЕ ИНФИНИТИВ?
РАССКАЖИТЕ О ПРАВОПИСАНИИ -ТСЯ И -ТЬСЯ.
-ТСЯ или -ТЬСЯ?
Мальчик плещет:ся, игра начинает:ся, поздно оправдыват:ся, начал задумыват:ся, мило улыбает:ся, дом строит:ся, надо собират:ся.
3. ЗАМОК
КАКИЕ ВИДЫ ЕСТЬ У ГЛАГОЛА?
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ:
Открыть, открывать , решил., ловлю , отдали, вырежем, садится, приползти, заглядываете, собрал, поглядывать, махнёшь, шуметь.
(После выполнения заданий учитель открывает доску, где крупно написано:
"Город Глаголов. Улица Наклонений"
-Молодцы, ребята! Вот и открылись ворота этого необычного города. Добро пожаловать! Я уже говорила, что город этот очень большой, много в нем улиц, скверов и площадей. И за 1 урок мы, к сожалению, сможем посетить только одну улицу-улицу Наклонений. А вот и она.
(К стене или доске прикреплены три разноцветных домика: красный - дом повелительного наклонения, желтый - сослагательного наклонения, зеленый- изъявительного наклонения).
-Ребята, какие наклонения здесь живут? (Дети называют наклонения, а учитель постепенно открывает названия домиков, до этого закрытые бумагой)
-Умницы! Посмотрите, ребята, да здесь новоселье! Только новые жильцы никак с адресами разобраться не могут. Давайте им поможем!
(Учитель раздает карточки 2-3 ученикам, они их правильно распределяют по домикам-наклонениям)
ПРИМЕРНЫЕ КАРТОЧКИ :
№1 Настоящее время Прошедшее время Будущее время
№2 -л+ б(ы)
№3 Суффикс -И-
№4 Окончание -ТЕ
№5 Прошедшее время
№6 Пусть, пускай
№7 Давай, давайте, да
№8 Частица -КА
(№1-в домик изъявительного наклонения,
№2,№5-в домик сослагательного наклонения,
№3, №4, №6, №7, №8-в домик повелительного наклонения)
-Объясните, почему вы их так распределили? Расскажите о значении, особенностях образования и изменения изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений.
(Изъявительное наклонение означает, что действие происходит, происходило или будет происходить. Поэтому это наклонение имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (№1).
Сослагательное наклонение означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно. Это наклонение образуется сочетанием глагола в форме прошедшего времени и частицы БЫ(Б).(№2,№5).Эти частицы пишутся всегда отдельно от глагола.
Повелительное наклонение означает, что действие просят или приказывают выполнить. Его формы образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -И- или без суффикса. Нулевое окончание - показатель формы единственного числа, а окончание -ТЕ образует форму множественного числа).
-На доске написаны слова:
НАПИСАТЬ , БРОСАТЬ, ЛЮБИТЬ, ИСПЕЧЬ
1 ряд образует возможные формы изъявительного наклонения от этих слов, 2 ряд -возможные формы сослагательного наклонения,
3 ряд- возможные формы повелительного наклонения.
(1.ряд: написал, напиши, напишу ,бросаешь, бросили, бросим, люблю, любил, буду любить, испеку, испекли, испечете и др.
2 ряд: написал бы, бросила б, любили бы, испек бы и др.;
3 ряд: напиши, напишите, брось, бросьте, люби, любите, испеки, испеките).
-Продолжим наше путешествие. И перед нами Школа Вежливости. Здесь глаголы учатся быть культурными, воспитанными. И ученики здесь разные, как и вы: одни уступчивые и мягкие (глаголы изъявительного наклонения), другие спокойные и рассудительные (глаголы сослагательного наклонения), а третьи -решительные и требовательные (глаголы повелительного наклонения). Ох, и трудно приходится с последними! Не любят они подчиняться, трудный у них характер! Вот с некоторыми из них мы сейчас лично познакомимся. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения ед. и мн. числа. Будьте очень внимательны! Эти слова требуют к себе повышенного внимания!
ЛЕЧЬ (ЛЯГ, ЛЯГТЕ)
КЛАСТЬ (КЛАДИ, КЛАДИТЕ)
ПОЛОЖИТЬ (ПОЛОЖИ, ПОЛОЖИТЕ)
-Ребята, а как приказ превратить в просьбу? Составьте предложения с этими словами, используя слово "ПОЖАЛУЙСТА". А как выделяется это слово на письме? (запятыми) (Зачитывают придуманные предложения)
- Идем с вами дальше. Немалый путь мы с вами прошли, пора и перекусить. А вот и кафе, где делают отличные коктейли, причем очень необычные. Вы такие еще не пробовали! Ведь из разных частей слов получаются новые слова! Вот первый коктейль: (дети составляют слова). Берете
1. приставку в слове УВИДЕТЬ
2. корень в слове ДАЛЕКИЙ
3. суффикс в слове УКОРЯЕШЬ
4. окончание в слове ДУМАЕТ
5. возвратный суффикс в слове КАТАТЬСЯ
(У-ДАЛ-Я-ЕТ-СЯ)
Возьмите
1. приставку в слове ПОДПИСАЛ
2. корень в слове СКАЗКА
3. суффикс в слове ПИТАЕШЬ
4. суффикс прошедшего времени в слове БРОСИЛ
(ПОД-СКАЗ-А-Л)
- Молодцы, ребята! Вижу я, что не случайно мы были с вами приглашены в город Глаголов: много мы знаем про жителей этого города, хорошо их изучили. Интересная и познавательная получилась наша экскурсия. Давайте отблагодарим жителей чудесного города своеобразным праздничным салютом. Я буду читать предложения, а вы поднимаете цветные сигнальные карточки: красная карточка - повелительное наклонение, желтая-сослагательное, зеленая- изъявительное, т.е. цвета домиков.
Предложения:
1. В гостях веди(пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл..), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.) девочек.4.Было бы (сослаг.накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5.Сиди (повел.накл.) за столом спокойно.6 Не размахивай (повел.накл.) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит (изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием.
-Вот и прощальный разноцветный салют мы с вами устроили жителям города Глаголов . Думаю, они остались довольны нами, ведь мы очень много знаем о них, уважаем их и ценим. А чтобы и вы запомнили это путешествие, выполните, пожалуйста, дома следующее задание:
1 группа (более подготовленные учащиеся) напишет сочинение сказочного содержания на тему: "Жители улицы Наклонений"
2 группа: выписать по 3 предложения с разными формами наклонений из текстов художественных произведений
-А теперь нам пора возвращаться домой. Но приключения не закончились! У вас еще столько интересных встреч с жителями большой страны под названием ЛИНГВИСТИКА!
(УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ, ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ).