Цель: подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения.
Задачи:
1) закрепить знания, полученные на предыдущих уроках;
2) выработать умение членить текст на микротемы;
3) развить навык выделять необходимые для сжатого изложения элементы текста;
4) дать возможность учащимся проявить творческие способности.
Тип урока: модульный.
Оборудование: приложения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. На доске один ученик воспроизводит фонетический и морфемный разбор из домашнего упражнения.
2. Фронтальная проверка орфограмм, исправление допущенных ошибок.
III. Сообщение цели урока.
1. Задачи при написании изложения.
2. Повторение “Памятки по написанию изложения” в учебнике (Приложение № 1).
IV. Первое чтение текста.
1. Запись в тетради автора текста и названия (Артур Исбах “Пять лисят”).
2. Определение типа текста (описание с элементами повествования).
3. Обсуждение лексического значения слов, не понятных учащимся (вольер, валежник, деликатный).
4. Составление таблицы, обсуждение граф, которые должны быть заполнены при втором чтении.
V. Второе чтение текста.
1. На доске репродукции с изображением лисят (Приложение № 2).
2. Заполнение таблицы характеристиками каждого из пяти лисят (Приложение № 3).
VI. Орфографическая и пунктуационная подготовка к написанию текста изложения.
1. Орфографическая диктовка слов: шёрстка, чёрный, картошка, подъехали, растолкали, оставалось, выбирались, росли (работа на доске и в тетрадях).
2. Разбор наиболее трудных пунктограмм:
а) Кормили лисят сначала самыми обыкновенными вещами: молоком, кашей, хлебом.
б) Дикки ничего не ел , пока вокруг толпились люди.
VII. Составление плана текста.
1. Какова основная тема текста? (“Они совсем не похожи друга на друга”).
2. Определяем понятие микротемы – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.
3. Выделяем микротемы в данном тексте, пользуясь таблицей “Временные слова” (таблица вывешена на доске) (Приложение № 4).
4. В соответствии с выделенными микротемами обозначаем пункты плана и фиксируем их в тетрадях и на доске. В ходе этой работы желающие учащиеся пересказывают части текста (Приложение № 5).
VIII. Заключительная часть урока.
1. Творческое домашнее задание: закончить текст.
2. Определяем тип заключительной части текста (повествование).
3. Выставление оценок ученикам, принимавшим наиболее активное участие в уроке и работавшим у доски (Приложение № 6).