Цель:
- закрепить полученные знания правописания обособленных определений;
- развить художественное видение, воображение, письменную и устную речь;
- воспитать интерес к творчеству художника В.А.Серова.
Оборудование: репродукция картины В.А.Серова “Девочка с персиками”, 2 презентации: творчество художника, дифференцированные тесты, средства ИКТ: мобильный класс, интерактивная доска, карточка № 1, карточка № 2, у каждого ученика на парте карточка “Подготовка к ЕГЭ”, искусствоведческий текст с заданием.
Ход урока
Слово учителя: На сегодняшнем уроке, используя репродукцию картины В.А.Серова “Девочка с персиками”, мы с вами, ребята, постараемся закрепить полученные знания правописания обособленных определений, продолжим разговор о портретном описании.
1. Синтаксический разбор предложения. (Карточка № 1)
Использование интерактивной доски. (С помощью “умного пера” ученица производит разбор)
(Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, произведите полный синтаксический разбор предложения, расскажите об обособлении определений).
Валентин Александрович Серов молодой художник в своем портрете написа(н,нн)ом на одном дыхани(и,е) нежно пропел гимн молодости чистоте (не)посредстве(н,нн)ости радости жизн(и,е).
2. Выборочная проверка домашнего задания по учебнику Разумовской М. М. (Упражнение 288, страница 167–168).
Учитель: Над какими орфограммами вы работали, выполняя это упражнение?
(Проверяемые гласные и согласные, правописание приставок ПРЕ– и ПРИ-, союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, –Н– и –НН– в суффиксах прилагательных ). (Объясните пропущенные орфограммы по цепочке)
– Найдите предложения с обособленными членами, объясните знаки препинания.
(Ответы учеников): Дочь Мамонтовых, милая и веселая Верочка, привлекла внимание Серова, и он попросил ее позировать. (Приложение обособляется, т.к. стоит после определяемого слова). Комната наполнена воздухом, пронизана солнечным светом, льющимся из окна и освещающим девочку. (Согласованное определение обособляется, т.к. стоит после определяемого слова).
Учитель: Ребята, а теперь поднимите руки, кто не допустил в этом упражнении ошибок? (15 человек) У вас сегодня 1 вариант. У кого есть ошибки? Вы – 2 вариант. (8 человек) Обратите внимание на доску, (ученице…) дано задание: вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы, произвести полный синтаксический разбор предложения и рассказать об обособлении определений, давайте послушаем ученицу… (Ответ ученицы).
3. Проверка синтаксического разбора предложения.
Валентин Александрович Серов, молодой художник, в своем портрете, написанном на одном дыхании, нежно пропел гимн молодости, чистоте, непосредственности, радости жизни.
(Повеств., невосклиц., простое, двусостав., полное, распростр., осложнено обособленными определениями, однор. чл. предлож.)
Учитель: А теперь, ребята, в этом предложении найти словосочетание со связью примыкание и запишите в тетрадь.
(Ответ ученика: нежно пропел)
4. Исследовательская работа.
Учитель: Ученики … к сегодняшнему уроку проводили исследовательскую работу по творчеству Серова, предоставим им слово. Показ презентации (см. Приложение 1).
Учитель: Валентин Александрович Серов создал целую галерею портретов. Его героями были купцы, ученые, писатели, артисты, композиторы. Гостя в имении русского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонова в подмосковном Абрамцеве, художник решает написать портрет 12-летней Веры Мамонтовой. “Портрет Веры Мамонтовой” – первое название картины. Игорь Грабарь, увидев ее, с восхищением воскликнул: “Девочка с персиками”! Это название закрепилось за картиной и существует по сей день.
(На доске высвечивается картина)
Учитель: Ваше первое впечатление от увиденного (одним словом) : (радость, счастье, чистота, непосредственность, искренность, доброта, восхищение, простота). При описании картины – портрета вам потребуется искусствоведческая лексика, на сегодняшнем уроке с толковым словарем иностранных слов под редакцией Леонида Петровича Крысина работал ученик… послушаем его…
5. Словарная работа. Карточка №2 (Найдите слова: интерьер, модель, этюд, дайте им толкование, составьте с ними предложение).
(Ответ ученика… ), на доске высвечиваются словарные слова: интерьер, модель, этюд)
6. Подготовка к ЕГЭ.
Учитель: У каждого из вас, ребята, на столе лежат карточки с заданием ЕГЭ, ваша задача найти предложение, в котором придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
- Картина “Девочка с персиками”, которая принесла Серову всемирную известность, находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
- Вера Мамонтова (“Девочка с персиками”) изображена в комнате, из окна которой виден летний сад.
- В России существует единственный музей В.А.Серова, который находится в Домотканове Тверской области.
- В Домотканове Серов создал около тридцати живописных работ, которые выставляются не только в музеях России, но и в частных коллекциях Швеции, Франции, США.
(Ответ учеников: предложение 2, так как в нем несколько действующих лиц)
7. Комментированная работа
Учитель: запишем с комментированием исправленные предложения:
- Картина “Девочка с персиками”, принесшая Серову всемирную известность, находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
- В России существует единственный музей В.А.Серова, находящийся в Домотканове Тверской области.
- В Домотканове Серов создал около тридцати живописных работ, выставляющихся не только в России, но и в частных коллекциях Швеции, Франции, США.
8. Физкультминутка.
9. Работа с искусствоведческим текстом.
Учитель: А сейчас мы вместе с В.А.Серовым отправимся в Третьяковскую галерею. Мастер портрета на основе своей картины поможет нам еще раз закрепить правописание обособленных определений и обогатить нашу речь искусствоведческой лексикой. Перед вами искусствоведческий текст Г.С.Арбузова, основное назначение которого рассказать об истории создания картины, а также показать авторскую позицию.
1) Выразительное чтение…
Искусствоведческий текст
1) Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве, подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии обуреваемый жаждой творчества.
2) О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его письмо написанное из Венеции: 3) “В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное”.
4) Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем живой взгляд ее карих глаз небрежно брошенные со лба непокорные волосы спокойно но так трепетно лежащие на столе руки – все это оставляет глубокий след в душе каждого человека любящего русского искусство.
5) Живопись необычайно проста. 6) Девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом покрытым белой скатертью. 7) Рядом лежит нож, персики и листья брошенные на стол. 8) Написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты. 9) На стене висит тарелка. 10) За окном сад в поздние дни лета. 11) Все кажется простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности! 12) Как во всех этих позах сквозит неповторимая радость жизни!
13) С предельной выразительностью передан свет льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. 14) Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке бликами отражаясь на спинках стульев мягко ложась на скатерть скользя по лицу и рукам. 15) Обтекая фигуру и все предметы он создает ту цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова.
Искусствоведческий текст (исправленный вариант)
1) Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве, подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обуреваемый жаждой творчества.
2) О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его письмо, написанное из Венеции: 3) “В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное”.
4) Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно лежащие на столе руки – все это оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русского искусство.
5) Живопись необычайно проста. 6) Девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью. 7) Рядом лежит нож, персики и листья, брошенные на стол. 8) Написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты. 9) На стене висит тарелка. 10) За окном сад в поздние дни лета. 11) Все кажется простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности! 12) Как во всех этих позах сквозит неповторимая радость жизни!
13) С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. 14) Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражаясь на спинках стульев, мягко ложась на скатерть, скользя по лицу и рукам. 15) Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова.
2) К какому типу речи относится текст? (Описание внешности человека. В тексте нет действий, преобладают имена существительные и прилагательные.)
3) Назовите основную мысль. (Все кажется простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности! Как во всех этих позах сквозит неповторимая радость жизни!)
4) Выделите микротемы. (Время и место написания; мотив написания; описание внешности девочки; описание обстановки, царящей вокруг; характеристика живописи и оценка портрета).
5) Какого стиля данный текст? (Научно-популярный).
Дифференцированная работа по вариантам:
1 вариант работает с 4–5 абзацем; 2 вариант – с 1, 2, 3 абзацем
- 1 и 2 вариант найдите и выделите обособленные члены; (смотри исправленный текст)
- 1 вариант – найдите сложноподчиненное предложение (15); 2 вариант – найдите простое односоставное неопределенно – личное предложение (3);
- 1 вариант – найдите простое предложение, осложненное обособленными обстоятельствами (15); 2 вариант – найдите простое предложение с необособленными определениями (4)
10. Развитие речи.
Учитель: Ученица … дома выполнила работу по развитию речи, она написала мини – сочинение по картине, послушаем ее.
(Ответ ученицы)
На картине Валентина Александровича Серова “Девочка с персиками” изображена двенадцатилетняя Вера Мамонтова, дочь известного русского купца Саввы Мамонтова. Она, словно о чем-то задумавшись, смотрит на нас лукавым взглядом. Карие глаза, слегка растрепанные волосы и такие же темные, четко очерченные брови делают ее похожей на галчонка. Верочка сидит за столом, покрытым белоснежной скатертью, и, облокотившись, держит в руке бархатистый персик, лежавший до этого вместе с желтыми, отжившими свое лето кленовыми листьями. На стене художник запечатлел красивое майоликовое блюдо, которое, играя солнечными бликами, служит оригинальным украшением комнаты. Деревья, виднеющиеся из окна, наливаются осенними красками. Им только и остается наблюдать за цветущей молодостью и красотой девочки с персиками.
11. Подготовка к ГИА. Тестовая дифференцированная работа по вариантам. Использование мобильного класса, показ презентации с тестами. (см. Приложение 2)
12. Проверка теста. (Ученики самостоятельно проверяют и оценивают себя).
Тест 1 вариант – (1–3, 2–4, 3–2, 4–2)
Тест 2 вариант – (1–1, 2–3, 3–1)
Без ошибок – “5”
1 ошибка – “4”
2 – ошибки – “3”
13. Домашнее задание (по вариантам)
1 вариант, используя упр. 289, пишет мини – сочинение по картине “Девочка с персиками”; 2 вариант – составляет 5 предложений с согласованными определениями на основе впечатлений о творчестве В.А.Серова.
14. Учитель: Итак, ребята, над чем мы сегодня работали?
(Ответы учеников: на уроке мы познакомились с творчеством В.А.Серова и на основе его картины “Девочка с персиками” повторили правописание обособленных членов предложения, выполнили синтаксический разбор предложения, вспомнили виды словосочетаний, провели словарную работу, подготовку к написанию сочинения по картине и, конечно же, к ЕГЭ)
15. Оценки за урок и их комментарий.
Используемая литература:
Арбузов Г.С. Валентин Серов. Портретная живопись. Л., 1968 стр. 9–10.