Цели: повторение темы
“Правописание суффиксов имен существительных и
прилагательных”; закрепление навыков
правописания –н– и –нн– в суффиксах сущ. и
прил.; рассмотреть трудные вопросы правописания
разных суффиксов имен существительных и
прилагательных;
|
Оборудование: магнитофон, аудиокассета, ОСК, карточки для индивидуальных заданий, учебник, памятки всех видов разбора.
Ход урока
I. Организационный момент
Минутка эмоциональной разгрузки (звучит спокойная классическая музыка (“Вальс цветов”)).
Учитель: Представьте, что наступает весна, солнышко пригревает, растаял снег, растут цветы… С этим весенним настроением мы и начинаем урок.
II. Зарядка для ума
а) Устная (по вопросам).
– Какие разделы русского языка вы знаете? (Фонетика – “фонема” звук; лексика – значение слова; фразеология – устойчивые сочетания слов; морфемика и словообразование – состав слова и словообразование; морфология – части речи; синтаксис – с/с, предложения, текст; пунктуация – знаки препинания.)
– Что они изучают? Без какого раздела нельзя обойтись почти в каждом выше перечисленном? (Орфография.)
– С чем это связано? (Мы изучаем произношение и написание, значение слова и написание, состав слова, словообразование ин…)
Вывод: никак не обойтись без ОРФОГРАФИИ – системы правил на разные темы.
б) например:
- карточка + толковый словарь + словарь иностранных слов. Язык, посредник, поработить.
– Какая общая мысль объединяет эти высказывания?
- Придорожный
Дорожный дорога
- I. Про синюю (птицу) – какую?
II. Н.ф (синяя птица)., ед.ч., ж. р., В.п., качеств.
III. Про птицу (какую) синюю
- Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия.
- I. Для ума – сущ.,
II Н.ф.– ум, пост.-м.р., 2 скл., неод., нариц., непост. – ед.ч, Р.п.
III. Зарядка какая? Для ума (не зависит от глагола).
- При каких написаниях мы вынуждены были
обратиться к орфографии?
маяк – сл.сл., язык – сл.сл., посредник – посредника, поработить, придорожный, (ларечек – ларечка), про синюю (какую?), зарядка для ума…
Вывод: практически в каждом разделе мы обращаемся к орфографии.
в) мгновенная проверка знаний на орфограмму “Правописание приставок – пре-при”. (заготовка на листочках, подписать, указать справа тему).
III. Сообщение темы и целей занятия. Запись темы в тетради
IV. Подача теоретического материала преподавателем по ОСК
а) о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и под ударением пишется о, без ударения е. |
б) Суффиксы -щик- (-чик-), -ек-, -ик-
В суффиксах существительных – -щик- (-чик-) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. |
Суффикс -ек- пишется в том случае, если при изменении слова гласная е выпадает. В противном случае пишем суффикс -нк-.
в) -нн- в суффиксах прилагательных пишется:
– на стыке образующей основы и суффикса -н-; – в прилагательных, образованных от существительных, с помощью суффиксов -онн- и -енн- (исключения: свиной, ветреный (день), но ветряной (двигатель)); -н- пишется в прилагательных: – в суффиксах -ан-, -ян- (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный); – в суффиксе -ин-. |
в) -нн- и -н- в суффиксах прилагательных (блок левый и правый).
г) Степени сравнения качественных прилагательных.
Простая сравнительная степень образуется
путем прибавления к основе начальной форме
прилагательных суффиксов -ее- (-ей-) и -е-
(левая часть). Простая форма превосходной степени образуется путем прибавления к основе н.ф. прил. суффикса -ейш- (-айш-). |
V. Первичное воспроизведение теоретического материала по ОСК
VI. Чтение правил по учебнику
(а – с.87; б – с. 99, 101; в – с. 112-113). Соотнесение их с опорными схемами – конспектами
VII. Первичное закрепление и частичное воспроизведение ОСК.
VIII. Практическая работа по группам.
1) На доске записано предложение:
Моще (н, нн) ая дорого прорезала по дли (н, нн) е деревню и вильнув вправо ушла по деревя(н,нн)о– му мосту через (не) широкую, но быструю речку. (В. Богомолов).
Задание для 1 группы: выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания.
Задание для 2 группы: Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по 3 примера на каждую.
2) После проверки заданий повторяем еще раз правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных по учебнику (с. 112-113) и ОСК.
3) Дополнительная информация.
– в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных:
воспитанная девушка – девушка воспитанна.
– необходимо запомнить: масляный (для масла, на масле, из масла): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масляная каша, масленые глаза, масленая неделя.
-н- и -нн- в им. существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на -н-, суффикс начинается с -н-), нефтяник (суффикс -ян-).
С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, гостиница, дружинник, именинник, малинник, конница, лиственница.
Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик.
IX. Отработка умений и навыков
1). Упр. 194 – с комментированием.
2). Цифровой диктант.
а) Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-:
1) берестян...ик, 2) великомучен...ик, 3) вишен...ик, 4) воспитан...ик, 5) задолжен...ость, 6) злоумышлен...ик, 7) избран...ик, 8) измен...ик, 9)коноплян...ик, 10) копчен...ости, 11) листвен...ица, 12) осин...ик, 13) мадонн...а, 14) мошен...ичество, 15) маслен...ица, 16) наклон...ость, 17) одновремен...ость, 18) подлин...ик, 19) ольшан...ик, 20) племян...ик.
Ответы: 1, 2, 9, 10, 15, 19.
б) Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных:
1) безветрен...ый день, 2) бульон...ый кубик, 3) ворон...ой конь, 4) глинян...ый горшок, 5) грачин...ое гнездо, 6) диван...ая подушка, 7) искусствен...ый шелк, 8) картин...ая галерея, 9) лекарствен...ое растение, 10) овчин...ый полушубок, 11) почтен...ый старик, 12) свин...ые ножки, 13) смешан...ый соус, 14) солян...ая кислота, 15) струн...ый квартет, 16) таможен...ый досмотр, 17) телефон...ый разговор, 18) тыквен...ая каша, 19) экзаменацион...ая работа, 20) бедствен...ый.
Ответы: 1, 2, 6-11, 13, 15-20.
3). Карточки для индивидуальной работы.
– Образуйте от приведенных существительных прилагательные с суффиксами:
- -н- – весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина.
- -ан- (-ян-) – соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лед.
- -ин- – воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь, соловей, утка, ястреб.
- -енн- – болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство.
- -онн- – авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, реакция.
X. Подведение итогов, обобщение
XI. Дифференцированное домашнее задание
Выучить ОСК и правила на с. 87, 99, 101, 112-113 учебника.
Работа по вариантам: слабым – упр. 199, сильным – составить словарный диктант по теме “Правописание суффиксов -чик- (-щик-), -отж-, -от-, -ость-, -ин-, -изн- в существительных” (50 слов).