Русский язык
-
Открытый урок русского языка в 6-м классе по программе М.М. Разумовской "Обобщение изученного по темам "Причастие" и "Деепричастие" 2010
Урок призван обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся 6-го класса по указанной теме. Проблемные вопросы способствуют развитию логического мышления. Урок развивает различные формы речи: устную и письменную, умение работать в группах и самостоятельно.
-
Приобщение учащихся к научным исследованиям (из опыта работы) 2010
Не претендуя на оригинальность, автор делится своим опытом организации НИР с учащимися 5–8-х классов.
-
Обобщение изученного по теме "Не- с причастиями" 2010
Очень важно, чтобы материал урока позволял диагностировать как можно больше разнообразных лингвориторических знаний и умений учащихся. Этому может способствовать выбор в качестве обобщающего урока такой формы, как работа с текстом. На материале текста можно не только закрепить определённые орфограммы и пунктограммы, но отработать навыки частичного редактирования.
-
Отработка навыков произношения шипящих звуков на уроках по фонетике в 5-х классах 2010
Как же научить детей словам любви, взаимопонимания, дружбы, мира? Как донести понятие, что родной язык - основа духовой культуры, волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений? Немалую роль в этом играют уроки русского языка.
-
Контрольные работы по теме "Морфология" 2010
Задания составлены таким образом, чтобы можно было проверить и уровень усвоения теоретического материала , и степень владения способами действий, и умение объяснить свои действия. Систему оценивания учитель разрабатывает самостоятельно согласно рекомендациям к таким видам работ по технологии контроля и оценки в системе РО Эльконина–Давыдова.
-
Урок русского языка "Экскурсия в музей русского языка" 2010
Урок позволяет познакомить учащихся с историей развития русского языка, активизировать их знания в этой области, совершенствовать коммуникативно-речевые умения, обосновывать свою точку зрения, развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся, формировать бережное отношение к языку.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Обособленные определения" 2010
Урок русского языка в 11-м классе нацелен на повторение правил обособления определений и подготовку учащихся к ЕГЭ.
-
"Наклонения глагола". 6-й класс 2010
Наклонение глагола – одна из трудных для понимания ребят тем. При изучении «трудных» тем можно использовать определенную тематику (например, ко дню Космонавтики). Тогда ребятам будет интересно, они сами будут участвовать в процессе творчества, значит, и тема усвоится ими лучше. А также они получат новые знания о развитии космоса с советских времен до наших дней.
-
Односоставные предложения 2010
Данная методическая разработка, выполненная в виде презентации, предусматривает самостоятельную работу обучающихся, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Презентация может быть применена и на уроках объяснения новой темы (фрагментарно), и на уроках-практикумах по отработке умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
-
Урок "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные" 2010
Структура и содержание урока, подбор приемов и методов позволяют учащимся самостоятельно открыть новые знания. Занимательный материал способствует концентрации внимания, повышению мотивации, стимулирует познавательный интерес к изучению темы «Имя числительное».
-
Роль презентаций в развитии монологической речи учащихся на уроке русского языка 2010
При развитии монологической речи учащихся на уроках русского языка незаменимым помощником учителя могут оказаться презентации в PowerPoint. В статье приведены примеры упражнений и методических приемов для обучения монологической речи на базе текста, виды учебных работ с использованием презентаций на уроках развития речи.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие как часть речи" 2010
Урок русского языка в 7-м классе с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок является вводным по данной теме. В ходе урока используются задания, требующие от учащихся навыков самостоятельного поиска, отрабатываются умения работать в группе.
-
Методическая разработка урока-письма 2010
На уроке рассматривается проблема эпистолярного жанра в наше время.
-
Интегрированный урок русского языка и МХК "Русский офицер и художник Павел Андреевич Федотов" 2010
Интегрированный урок развития речи – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач, авторский коллектив представил художника как образованнейшего кадета, дисциплинированного офицера и разносторонне развитого человека своего времени.
-
Элективный курс "Практическая стилистика. Лексика" 2010
В данном курсе коротко рассматривается особенности функциональных стилей русского языка, даётся общее представление об основных видах практической стилистики, а также расширенное – об особенностях лексической стилистики.
-
Эпистолярное наследие творческой интеллигенции конца XIX века ("Из писем А.П. Чехова" в отрывках) 2010
Интегрированный урок русского языка и литературы. На основе писем А.П. Чехова учащиеся знакомятся с понятием «эпистолярный жанр». В результате учащиеся обобщают наблюдения и пишут сочинение в виде письма к другу, учителю «Каким я представляю Чехова по его письмам».
-
Виды предложений по цели высказывания 2010
В ходе урока дети знакомятся с видами предложений по цели высказывания, отрабатывают умения определять цель предложения, развивают мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы.
-
Подготовка к сочинению – описанию действий в жанре лирической миниатюры 2010
Особое место в произведениях многих классиков (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др.) занимают так называемые пиршественные сцены (и довольно поэтические!), в которых описываются различные блюда, подаваемые на стол. Увидеть необычное в банальном, красивое в обыденном – особый дар. Учащимся предлагается по примеру маститых писателей описать блюдо (пирожки) в жанре лирической миниатюры.
-
Приставки. План урока по русскому языку с элементами валеологии 2010
Урок русского языка с элементами валеологии, посвящен году спорта и здорового образа жизни. В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.
-
Конспект урока русского языка по теме "Описание помещения. Подготовка к домашнему сочинению по картине Т.Н. Яблонской "Утро". Самоанализ урока 2010
Данный урок является вторым в теме «Описание помещения» (на первом занятии обучающиеся рассматривали особенности описания помещения). На этом уроке совершенствуются ЗУН учащихся по сбору и систематизации материала к сочинению, закрепляются навыки создания связного текста, отрабатываются умения по созданию сочинения по типу речи «описание».
-
Урок-практикум "Синонимы" 2010
На уроке учащиеся закрепляют знания о синонимах, расширяют перечень синонимических рядов, учатся использовать синонимы в речи, составлять предложения, текст, используя синонимы.
-
Формирование коммуникативной компетентности учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку 2010
Итоговые работы учащихся по русскому языку (ГИА и ЕГЭ) имеют типичные ошибки. Это некоторая примитивность в письменных высказываниях, недостаточное умение оперировать лексикой предмета, неумение вычленить и сформулировать позицию автора текста и др. В работе представлены упражнения и игры, каждое из которых направлено на формирование различных умений и навыков. Предлагаются психологические игры, адаптированные к работе с русским языком, и личные наработки автора.
-
Материалы к уроку при подготовке к экзамену по русскому языку 2010
На уроке в 9-м классе учащиеся работают с текстом, тестом и заданиями к нему.
-
Преподавание русского языка "Односоставные предложения в художественном тексте" 2010
Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы, является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к открытию знаний.
-
Интернет-игра как одна из форм познавательной деятельности школьников. Организация и технология проведения интернет-игр 2010
Статья знакомит читателей с опытом организации дистанционных игр, а также предлагает оригинальные подборки вопросов с ответами по математике и русскому языку, позволяющие не только разнообразить уроки, но и подготовить школьников к итоговой аттестации.
-
Урок-экскурсия "Имя существительное - хлеб языка" 2010
Материал урока тесно связан с особенностями национально-регионального компонента. На уроке использованы картины местного художника и скульптора А.Ф. Пряхина, стихотворение поэтессы из села Сивинь В.Гаврюшиной, материал из газеты «Русский язык. Первое сентября».
-
Урок русского языка в 5-м классе. Фонетика. Фонетический разбор слова. Обобщение и систематизация знаний 2010
На уроке дети узнают, как записывается звуковой состав слова, порядок фонетического разбора слова, о звуковых повторах (звукописи) как средстве выразительности русской речи, как записывать и анализировать звуки слова, различать буквы и звуки, находить в тексте примеры звукописи.
-
Урок в 6-м классе с мультимедийной презентацией "Причастие?! Нет ничего проще!" 2010
Отличительной особенностью данного урока является то, что он даётся по опережающей программе - в 6-м классе (по данному УМК изучение причастия предполагается лишь в 7-м классе). Изучение причастия по авторской программе в 6-м классе позволяет в 7-м вариативно повторять материал, постепенно углубляя его и выходя за рамки учебника.
-
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них 2010
Урок способствует запоминанию определений, расширяет представления о средствах и способах соединения однородных членов. Также способствует обучению школьников правильно ставить знаки препинания при однородных членах связанных союзами; различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанные союзом «и», и сложные с этим же союзом.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Тема "Деловая речь" 2010
На уроке развития речи учащиеся изучают лингвистические статьи об особенностях деловых бумаг, вторая половина урока – практикум, посвященный отработке теоретических знаний на практике, т.е. написанию заявления, доверенности, расписки по образцам.