Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о, -е

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения о правописании не с разными частями речи;

б) познакомить с правилом правописания не с наречиями на -о, -е, сопоставление с правилами правописания не с именами существительными и прилагательными.

2. Практические:

а) закрепить умение правильно писать не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями, местоимениями;

б) формирование умения обозначать новую орфограмму, выбирать правильное написание.

3. Общепредметные:

а) воспитывать: интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы; нравственные качества школьника;

б) развивать: память, логическое мышление, речь;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: таблица “Правописание не с разными частями речи”, алгоритм “Не с именами прилагательными и наречиями”, карточки с индивидуальными заданиями, магнитофон, запись стихотворения А.А. Фета “В дымке-невидимке…”, печатные тетради (см. примечание).

Ход урока

I. Оргмомент. Объявление темы и целей урока

II. Проверка домашнего задания. Приложение 1.

(Одновременно несколько учащихся работают по индивидуальным карточкам “Правописание не с разными частями речи”)

Карточки “Не с разными частями речи”

Карточка 1.

Задание. Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ).

(Не) был в музее; говорил (не) правду; (не) годовал из-за прогулов; (не) смог помочь; (не) считаться с чужими интересами; (не) прочитав повесть; (не) далекая, а близкая деревня; далеко (не) интересный фильм.

Карточка 2.

Задание. Укажи строку, в которой все глаголы с не пишутся раздельно.

(не) думай, (не) домогать, (не) помогать, (не) разговаривай;

(не) гордись, (не) был, (не) учите, (не) позволяй;

(не) решился, (не)здоровится, (не) верь, (не) бойся;

(не) любить, (не) взлюбить, (не) навидеть, (не) сказать.

Карточка 3.

Задание. Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ).

(Не) нарушив слова; (не) пересечены линией; (не) законченная вовремя; (не) замерзающая река; (не) был на открытии; еще (не) проснувшийся город; (не) далекая, а близкая деревня; (не) большая, а интересная брошюра.

Карточка 4.

Задание. Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ).

(не) глубокий, а рыбный пруд; долго (не) заживающая рана; (не) проснувшись от звонка; дорога (не) освещена; (не) засеянное поле; (не) заметив (не) большой речонки; (не) взлюбил с первого взгляда; (не) годовал по поводу услышанной (не) правды.

 Учитель: Дома вы попробовали себя в роли учителей.

- В чем состояло ваше домашнее задание?

- Сколько ошибок было допущено в упражнении?

- Слова каких частей речи вам встретились? Проверяем домашнее задание по колонкам. При объяснении выбора написания обращайтесь к таблице “Не с разными частями речи”. Приложение 2.

III. Этап объяснения нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Мы с вами неоднократно говорили, что правило написания не с наречиями аналогично правилу написания не с прилагательными. Сейчас вам предлагается поработать в парах, восстанавливая алгоритм “Не с именами прилагательными и наречиями”. Приложение 3.

Отводим время на работу с алгоритмом. После окончания времени проверяем восстановленный алгоритм.

2. Попробуйте сформулировать правило правописания не с наречиями (ответы учащихся)

Этап закрепления знаний и формирования умений

Упражнение 1.

Задание. Запишите под диктовку, графически объясняя выбор слитного или раздельного написания не с наречиями. Рассуждайте по алгоритму

Выглядел нелепо; писать небрежно; поступил вовсе не красиво; приезжал не часто, а редко; говорить не громко, а тихо; читать негромко, но выразительно; вести себя непринужденно.

Упражнение 2.

“Четвертый лишний” (элемент подготовки к ЕГЭ)

Задание. Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ). Установите, по какому признаку подобраны слова, и укажите лишнее.

  • (не)лепо, (не)ряшливо, (не)брежно, (не)внимательно;
  • бормотать (не)внятно, держаться (не)возмутимо, трава (не)скошена, уйти (не)заметно;
  • (не)найдя решения, ушел (не)далеко, поступил (не)красиво, кричит (не)умолчно;
  • (не)убранное поле, (не)написанное сочинение, (не)встреченный никем, (не)распечатанное письмо;
  • (не)решительность, а робость; устал с (не)привычки; сказал (не)правду; явная (не)лепость

Упражнение 3.

Задание. Подумайте, какие ошибки допущены в объяснении выбора написания. Исправьте их.

Я ждал неприятеля, а знакомого (“неприятель” - имя существительное, пишется слитно, так как можно заменить синонимом - враг).

Путешествие неопасно (“неопасно” - наречие, пишется слитно, так как можно заменить синонимом - безопасно).

Не решенная задача по геометрии (“не решенная” - причастие, пишется раздельно, так как есть зависимое слово – “по геометрии”).

Не липовый мед (“не липовый” - имя прилагательное, пишется раздельно, так как невозможно заменить синонимом).

Упражнение 4 (развитие речи)

Задание. 1. Послушайте стихотворение А.А. Фета “В дымке-невидимке…”. Какое настроение передает автор? Какими выразительными средствами языка он пользуется?

В дымке-(не)видимке
Выплыл месяц вешний
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнет, целуя
Тайно и (не)смело.
И тебе (не)грустно?
И тебе (не)томно?
Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова (не)вольно.
И тебе (не)томно?
И тебе (не)больно?

2. Выпишите из стихотворения слова с не. Слова каких частей речи вам встретились? Объясните выбор написания.

3. Вспомните, что такое слово категории состояния?

Дополнительный материал

Некоторые ученые выделяют в русском языке особую часть речи. Называют ее по-разному: категория состояния, предикативы, предикативные наречия, безлично-предикативные слова. Это неизменяемые слова, которые используются в безличных предложениях в качестве сказуемого:

В поле глухо, сонно, жарко,
Рожь стоит, как сухостой.
(А. Твардовский)

Подавляющее большинство предикативных слов сходно с наречиями (надо, можно, грустно, жарко, душно, холодно, совестно и т.п.), некоторые сходны с формой именительного падежа существительных (пора, стыд, смех, грех). Слова категории состояния получили такое название потому, что большинство из них обозначают состояние природы, окружающей среды, живых существ, человека (сыро, облачно, больно, обидно, смешно, радостно).

По подсчетам специалистов, безлично-предикативных слов в русском языке примерно 100 единиц, и этот класс слов постепенно пополняется. В лингвистике высказывается мнение о том, что это новая, складывающаяся часть речи. Именно поэтому многие ученые не выделяют эти слова в особую часть речи, а рассматривают их как наречия, существительные.

Упражнение 4 (резервное). Написание синквейна (пятистишия) с использованием наречия.

Правила написания синквейна:

  1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
  2. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

 V. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся.

Рефлексия: “Какой пункт из темы “Слитное и раздельное написание не с разными частями речи” для меня является наиболее сложным?”

Домашнее задание:

1) теоретическое задание формулирует каждый для себя, исходя из того, какая тема является для него сложной;

2) практическое задание: выполнить творческую работу (учитель распечатывает карточки по количеству учеников в классе).

Творческая работа.

Задание. Прочитайте начало текста, а концовку придумайте сами и напишите ее. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ). Устно объясните написание всех частей речи с не.

Сегодня был (не)легкий день все мои (не)приятности начались с раннего утра. Оно было (не)ясное, как обычно, а пасмурное. Значит, день обещал быть (не)настным. Услышав (не)приятную, как всегда, (не)ожиданную трель будильника, я понял, что снова не доспал до утра и что мне (не)здоровится.

Завтрак выглядел (не)аппетитно, да и рис, и овощи хозяйка недоварила, картофель недожарила. Я (не)доумевал: как ей удается готовить столь (не)вкусно. Замечу, что сразу (не)взлюбил за это (не)молодую женщину. К тому же она была далеко (не)доброй и ничуть (не)экономной. Войдя не спеша в ванную комнату, я сразу не заметил, что престарелая дама снова недовернула кран. Я занялся ремонтом, поэтому не доучил уроки до конца. Наградив (не)умеху (не)дружелюбным взглядом, (не)вышел, а вылетел на (не)загруженную машинами улицу. (Не)езженой (не)широкой тропинкой добежал до (не)каменного здания института…

Примечание. Работа на уроке может выполняться не в обычной рабочей тетради, а в специально подготовленной учителем печатной тетради. Приложение 4.