Цели урока:
- систематизировать знания об однородных членах предложения на языковом материале по теме «Родной язык»;
- закрепить умения ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Задача: закрепить полученные ранее учащимися представления о русском языке как духовной ценности народа и как средстве общения.
Оборудование: учебник (теория и практика) под редакцией В.В. Бабайцевой, таблицы «Русский язык в таблицах», портреты писателей. Интерактивная доска.
Эпиграф урока: (написан на интерактивной доске):
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С. Тургенев).
ХОД УРОКА
Ребята, сегодня на уроке мы повторим постановку
знаков препинания при однородных членах
предложения, а также будем говорить о родном
русском языке, о его значении для каждого из нас.
Эпиграфом нашего урока станет стихотворение в
прозе И.С. Тургенева, замечательного мастера
слова.
– Прочитайте выразительно стихотворение.
– Найдите и выпишите ключевые слова.
– Какой смысл несут ключевые слова?
– Назовите эпитеты, характеризующие русский
язык.
Ребята, каждый из вас должен осознавать себя
представителем великого народа, носителем
великого, могучего языка.
– Вспомните, какие члены предложения
называются однородными?
Обозначьте ряды однородных членов предложения в
первом предложении и объясните постановку
запятых. (Работа на доске.)
– Постройте схемы рядов однородных членов
предложения (в тетрадях). Итак, в одном
предложении нам встретились ряды однородных
обстоятельств, дополнений, сказуемых,
определений.
Язык – хранилище человеческой мысли. Он
осуществляет связь времен, поколений. Вспомним,
как в разные времена великие люди относились к
родному русскому языку. Так отзывался о русском
языке великий русский ученый М.В. Ломоносов (на
интерактивной доске написаны слова
М.В. Ломоносова):
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что
ишпанским языком с Богом, французским – с
друзьями, немецким – с неприятелем, италиянским
– с женским полом говорить прилично. Но если бы
он российскому языку был искусен, то, конечно, к
тому присовокупил бы, что им со всеми оными
говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем
великолепие ишпанского живость французского
крепость немецкого нежность итальянского сверх
того богатство и сильную в изображениях
краткость греческого и латинского языка».
– Какие чувства вызывает у вас это
высказывание? (Гордость.)
– Что значит родной язык? (Язык, на котором
мы говорим.)
– Ломоносов – носитель родного языка. Почему
Ломоносов может сравнивать свой язык с другими? (Знал
иностранные языки.)
Так и вы должны сейчас учиться, учить свой родной
язык, изучать иностранные языки, чтобы суметь
оценить красоту, богатство родного языка. Итак,
чтобы знать родной язык, надо его изучать, быть
грамотным.
На доске поставьте недостающие знаки препинания,
выпишите предложение, в котором однородные члены
предложения соответствуют схеме О,О,О,О,О и О,
расставьте недостающие знаки препинания,
графически их объясните. (Ученик работает на
интерактивной доске.)
– Ломоносов (XVIII век), Тургенев (XIX век)... Что
говорят современники о назначении родного языка?
Перед вами отрывок из статьи Д.С. Лихачева.
Просмотрите и выразительно прочитайте его. (Предварительно
раздаются тексты каждому ученику.)
...(1) Самая большая цен...ость народа – его язык, на
котором он пишет говорит думает. Думает! Эмоции,
ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, но
мысли наши все формулируются языком. Вернейший
способ узнать человека – его умствен...ое
развитие, его моральный облик, его характер –
прислушаться к тому, как он говорит. (2)Язык
человека – точный показатель не только его
человеческих качеств но и его культуры. А ведь
бывает так, что человек не говорит, а «плюется
словами». (З)Для каждого понятия
у него не обычные слова а жаргонные выражения. На
самом деле он потому обзывает своими ц...ничными
выражениями и насмешливыми прозвищами те или
иные предметы, людей, действия, что он трус и
робок, неуверен в себе. Язык человека – это его
мировоззрение и его поведение. Если вы хотите
быть (по) настоящему интеллигентным ,
образованным и культурным человеком, то
обращайте внимание на свой язык. Говорите
правильно, точно и экономно.
– Назовите лексическое значение выделенных
слов. (Проверка домашнего задания.)
– Определите стиль текста (публицистический),
тип речи (рассуждение).
– Тема (роль языка в жизни человека).
– Назовите предложение, в котором, на ваш
взгляд, заключена основная мысль текста. (Язык
человека – его мировоззрение и его поведение.)
– Чем является язык для человека?
– Почему, по мнению Лихачева, важно правильно
говорить?
– Почему люди употребляют жаргонную лексику?
– Как связан язык и культура человека?
– Решите орфографические и пунктуационные
задачи.
(Один ученик работает у доски, где выписаны
слова с пропущенными буквами.)
– Графически объясните постановку
знаковпрепинания в предложениях 1, 2, 3, составьте
схемы однородных членов предложения.
(Запись схем предложений на доске, объяснение
знаков препинания при перечислении, при
составном союзе, при противительном союзе. Класс
выполняет работу на листе.)
– Ребята, сейчас нам предстоит разгадать
тайну, которая скрыта в звездочках. (Салют на
интерактивной доске.)
1. Преобразуйте предложение так, чтобы
показать все три случая постановки знаков
препинания при обобщающих словах.
(Повторение правил постановки знаков
препинания в предложениях при обобщающих словах,
при парных соединениях однородных членов
предложения. Предложения записываются в тетрадь.)
- Весна и осень радость и грусть все слилось в музыке.
2. Исправьте речевые ошибки. Запишите в тетрадь предложения в исправленном виде (для каждого ряда свое предложение).
- Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
- Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.
- Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.
3. Укажите номера предложений, в которых неверно поставлены знаки препинания.
1) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и
ночь, и звезды, и луну.
2) Нет, пускай послужит он в армии да потянет
лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не
шаматон.
3) Там стены, воздух все приятно.
Открывается страничка, где написано число 65.
– Итак, тайна раскрыта: 65-лет. Какая дата связана с этим числом?
Правильно, 65-летие Великой Победы над фашизмом отмечается нашей страной в этом году. В феврале 1942 года А.Ахматова написала стихотворение «Мужество». Подумайте, какое значение поэтесса придает слову, русской речи? (Чтение стихотворения.)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Да, русское слово вдохновляло на подвиг,
радовало в суровые годы испытаний, дарило
надежду на победу, а нам с вами предстоит
сохранить «великое русское слово». Мы должны
гордиться родным языком.
Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Для
всего, что существует в природе, в русском языке
есть великое множество хороших слов и названий».
(Листы с заданиями сдаются на проверку.)
Домашнее задание. Выучите стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» и подготовьтесь к письму по памяти.