Итоговая аттестация по русскому языку в 9-м классе предполагает проведение экзамена в форме ЕГЭ, который состоит из трёх частей. В первой части экзамена учащимся предлагается написать сжатое изложение. Для выполнения этой части работы требуются определённые знания и умения, в частности умение разными способами сокращать текст.
Задачи данного урока:
- адекватно воспринимать текст;
- вычленять главное в информации;
- обобщить знания о способах сокращения текста;
- уметь сокращать текст разными способами;
- анализировать сжатый текст в соответствии с критериями оценивания изложения.
В начале урока ребятам предлагается вспомнить признаки текста. Ученица представляет презентацию «Всё о тексте» (Приложение 1).
Учащиеся оценивают презентацию, повторяют признаки текста.
В презентации встретилось новое понятие для восьмиклассников «микротема». Учащиеся высказывают свои предположения, что обозначает это понятие, затем знакомятся с ним по учебнику. (Е.И.Никитина. Русская речь. 8 класс. Стр.50)
Практическая работа
Проводится по тексту, данному в упражнении №70. (Е.И.Никитина. Русская речь. 8 класс)
1. Прочитайте текст и озаглавьте его.
2. Сколько микротем в данном тексте? Как они выделяются на письме? (Дать справку о воникновении абзаца).
3. Прочитайте только первые предложения каждого абзаца.
Можно ли таким образом сжать текст? (Нет. Отсутствует смысловая цельность. Не сохранилась главная информация).
4. Знакомство с приёмами сжатия текста (использованы материалы МБУ «ГЦОКО» г. Костромы). (Приложение 2)
5. Сжатие 1 абзаца текста.
(В пушкинском заповеднике три огромных парка. Все они отличаются друг от друга.)
Какой прием сжатия использован? (Исключение фрагмента предложения).
6. Работа в группах.
- Определение приёмов сжатия текста.
- Каждая группа получает карточки с образцами сжатого текста. (Приложение 3)
- Определите приемы сжатия абзаца с помощью памятки.
1-я группа: 2-й абзац.
«Тригорский парк пропитан солнцем. Даже в пасмурные дни свет лежит золотыми полянами. От этих солнечных пятен глубина парка кажется таинственной и нереальной. Этот парк как будто создан для дружеского смеха и веселья».
(использованы приёмы: упрощение: слияние двух предложений в одно; исключение причастного оборота; обобщение: замена однородных членов предложения обобщающим словом)
2-я группа: 3-й абзац.
«Михайловский парк – приют отшельников. Он создан для одиночества и размышлений, немного угрюм и молчалив. Только на окраинах парка вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой».
(использованы приёмы: упрощение: слияние нескольких предложений в одно, объединение простых предложений в одно с однородными членами; исключение причастного оборота)
3-я группа: 4-й абзац.
«Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны. Домик мал и трогателен. А с обрыва открывается замечательный вид».
(использованы приёмы: упрощение: замена сложноподчинённого предложения простым; замена однородных членов обобщающим словом; обобщение; исключение)
7. Оценка работы в группах. (Приложение 4)
8. Самостоятельная работа.
Сжатие последнего абзаца.
9. Знакомство с критериями оценивания изложения. (ИК2 – Сжатие исходного текста)
Оцените сжатый текст в соответствии с ИК2.
Итоги урока.
Домашнее задание: составить текст по заданному началу: «У каждого из нас – свой Пушкин», или упражнение №89 в учебнике.