Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле с использованием клише. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: закрепить и углубить представление о пейзаже. Учить писать сочинение-описание природы.

Оборудование урока:

  1. Альбомы по развитию речи для 5-7 классов под ред. Н. Зельмановой.
  2. Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая Осень» (или слайд с репродукцией)
  3. Запись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
  4. Клише для каждого ученика.
  5. Тетради по развитию речи, бумага для черновиков.

Речевая разминка (текст записан на доске).

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
Веселой, пестрою толпой
Стоит над светлою поляной.
(И.А. Бунин).

Прочитайте фрагмент стихотворения, написанный на доске.

Какова тема текста?

Пользуясь правилом фотографии, определите, к какому типу речи относятся эти тексты?

К какому стилю относится наше описание?

Какие признаки художественного текста вы обнаружили в этом описании?

Какова основная мысль текста?

Работа с картиной «Золотая осень».

Рассмотрите репродукцию картины Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень»

Какое время запечатлел художник? Какие чувства вызывает у вас это полотно? Какими средствами достигает художник такого восприятия своей картины?

Работа с музыкальным фрагментом.

А теперь обратимся к образу в музыке.

Прослушайте фрагмент (Слушают первый раз)

Какое настроение вызывает у вас эта музыка? Можете ли вы сказать, какую картину нарисовал композитор звуками?

А теперь я скажу название этого произведения: «Октябрь. Осенняя песня» и даже прочу стихи, которые сам Чайковский поместил под названием своей пьесы, а вы снова прослушайте фрагмент и скажите, какие картины возникают в вашем воображении при ее прослушивании. (Осень. Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят»).

Теперь легче понять замысел автора? Почему? (Потому что мы знаем тему произведения).

С помощью каких средств композитор создает музыкальный образ? (С помощью звуков. С помощью минорного лада).

Этап перехода к теме урока.

Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили, каким настроением проникнуть каждое изображение, какие чувства вызывает.

Попробуйте ответить на вопрос: для чего автор создает свое творение? (Чтобы передать настроение, то чувство, которое охватило художника в тот момент, когда он наблюдал это явление, выразить свое о ношение поделиться с людьми своим восторгом, грустью, радостью или печалью – вот желание художника и он стремится всеми средствами добиться этого)

Какими средствами располагает художник, когда приступает к изображению природы? Красками

Композитор? Звуками. Поэт – словами.

Вернемся на некоторое время в теплое лето. Сегодня мы будем работать над картиной Герасимова «Мокрая терраса» (репродукция в «Альбоме по развитию речи»).

Александр Михайлович Герасимов создал пейзажную зарисовку своими средствами – красками, а мы будем создавать своими. Какие у нас средства изображения? (Речь, слова).

Учащиеся рассматривают репродукцию картины, представленную в «Альбоме…»

Сбор и ситематизация материала.

Стоит нам только взглянуть на картину, чтобы понять, что на картине изображено множество предметов, которые нужно описать при помощи слов.

Значит, наше описание будет состоять из нескольких описаний, объединенных с помощью общего заглавия, общего начала и общей концовки.

Давайте рассмотрим полотно, увидим все, что на нем изображено, постараемся понять содержание, идею картины.

Назовем предметы, которые мы видим на картине.

(Учитель записывает на доске предметы, которые называют ребята). Это набор.

Терраса

Дерево

Стол

Лужайка

Сад

Сарай

Небо

Определим тему.

О чем картина?

Как вы думаете, какую основную мысль утверждает художник?

А теперь давайте проверим себя. Прочитаем текст на стр. 20 «Альбома» сослов»Интересна история создания этого полотга Какое чувсмтво охватило худодника после дождя? Прочтите.(Меня охватил неожиданный восторг от свежее зелени и сверкающих потоков воды…)

Значит, мы определили идею картины правильно. Подчеркните эти слова карандашорм. Имейте их в видк. Это основная мысль, которую утверждает художник

Теперь перейдем к нашему Набору.

Первой в нашем списке идет терраса. Прошу ваши описания, детали. (Учащиеся предлагают, самые удачные записываются коллективно). Учитель помогает ребятам при помощи наводящих вопросов.

Терраса деревянная, дощатая вся в лужицах, скамейка, залитая водой, резные перила…

Что находится на террасе?

Стол (черного дерева, мокрый от дождя…)

А что мы видим на столе?

Стеклянный кувшин, розы роскошные, растрепанные, большие, прекрасные.

Лепестки роз, сорванные ветром, стакан с водой, в котором играет солнечный зайчик

Кувшин искрится от солнечных лучей.

Что мы видим за перилами террасы?

Дерево тенистое, раскидистое, с густой кроной

Посмотрите, какое небо на картине.

Синее, лазурное, чистое

Посмотрите на задний план картины. Что там?

Сад.

Опишите его.

Сад пронизан солнечными лучами.

Листья, какие они после дождя?

Мокрые, блестящие…

Как художник добился такого эффекта?

С помощью бликов белого цвета.

А какими средствами художник показывает, что весь сад пронизан солнечными лучами? С помощью различных оттенков зеленого: светло-зеленого, изумрудного, салатового, бледно-зеленого…

А что вы видите в глубине сада?

Лужайку

Опишите лужайку.

Она умыта, как сад, летним ливнем, сочная зеленая трава блестит на солнце…

А что вы видите в глубине сада? Что там блестит среди деревьев?

Это сарай. Блестит крыша сарая, потому что она тоже вымыта дождем, мокрая.

Какое ощущение возникает у вас, когда вы смотрите на это полотно?

Ощущение свежести, чистоты

Как вы думаете, какой воздух там, в саду?

Чистый, свежий, напоен ароматом цветов, мокрой травы…

Вы помните, какова идея картины? («Восторг от свежей зелени…) Удалось автору передать ее?

Запишите лексический материал, позволяющий говорить о живописном полотне:

Художник, автор, живописец, мастер, колорист

Изобразить, отразить, наполнить, оттенить, выделить, передать, показать

Мазки, штрихи, контуры, блики

Оттенки, тона, цвета, цветовая гамма, холодные и чистые тона

Описание картины – не набор красивых фраз, а четко организованный текст. Поэтому нам нужно составить план нашего сочинения

В любом сочинении можно выделить три основные части:

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение.

Во вступлении вы можете сказать несколько слов о художнике. Воспользуйтесь справочным материалом, из «Альбома…» Переходом к основной части сочинения может служить предложение, в котором вы укажите название и жанр картины (пейзаж, натюрморт)

В основной части сочинения вы подвергаете разбору все предметы, которые изображены на картине, двигаясь от переднего плана к дальнему.

В заключительной части своего сочинения вы пишите о своих впечатлениях и обязательно указываете, удалось ли автору передать идею картины.

Переход к написанию сочинения.

(В сильном классе учитель может предложить учащимся самостоятельно написать сочинение на основе собранного материала).

Мы собрали достаточно материала для того чтобы написать сочинение. Теперь нам нужно использовать этот набор в нашей творческой работе. Вы вправе самостоятельно решать, какое слово или словосочетание выбрать, чтобы ваше высказывание получилось, образным, ярким. Вы можете использовать не все слова, добавлять свои, изменять формы слов, убирать и вставлять предлоги. Избегайте ненужной красивости, и не забывайте о главной мысли художника.

(В слабом классе, или слабым ученикам, учитель предлагает скомпоновать собранный материал с помощью клише Приложение1)

Перед вами клише. Клише определяет и смысл, и композицию, и объем высказывания. Ваша задача – пользуясь набором, вставить в текст недостающие элементы, сообразуясь со смыслом и стилем текста. Прежде чем начать заполнять пропуски в клише, внимательно изучите его, чтобы понять, о каких предметах, деталях и признаках идет речь. Вы можете использовать любые слова из набора, изменять формы слов, вставлять и убирать предлоги. Можете добавлять свои слова и словосочетания. Не обязательно заполнять свободные строки до конца. Не забудьте о главной мысли художника, о том, что хотелось ему передать на полотне: («Восторг от свежей зелени и потоков воды…»).