Цели:
- Итоговое повторение с целью обобщения и систематизации по теме “Сложное предложение” с использованием ИКТ.
- Развитие навыков определения типа сложного предложения и знаков препинания в нем.
- Воспитание уважения к умственному и творческому труду, пробуждение стремления к самообразованию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Индивидуальная работа.
На доске задания для трех учащихся:
- Морфемный разбор слов:
застучали
зачитали
незаметный
наберешься
равнодушный
говорящий - Синтаксический разбор предложения:
На краю моря поднялась гр…да желто (лиловых) облаков окаймле (нн, н)ых розовым золотом и еще более сгущая мрак плыла на степь. - Раскрыть скобки:
(Не) сожалел о случившемся
Посуда (не) убрана
(не) подавая виду
(не) знавши страха
(не) доумевая по поводу прочита (нн, н )ого
III. Коллективная работа с классом (на доске )
– Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) родное слово
б) исторические события
в) самая живая
г) бережно сохраняет
д) в сокровищницу слова
– Какие из данных слов являются причастиями?
а) будоражат
б) заложены
в) временное
г) выраженные
д) разделены
– В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?
а) читательское воображение
б) снова стремятся
в) глубоко впечатываются
г) авторский голос
д) драгоценные камни
е) заложены в землю
Слово учителя
Словосочетание, предложение – это синтаксис. Как вы считаете, что является самым сложным в разделе “Синтаксис”?
IV. Проекция на экране текста (стр. 61 методического пособия ).
На основе экранного текста составить схематический диктант и определить вид придаточных предложений.
- [ глаг.], (как …) – изъяснительное
- […, (которые … ,) …] – определительное
- [ сущ. … , (где …) …] – определительное
- [ гл .] , (когда…) – изъяснительное
- [ ] , (что …) – изъяснительное
- [ ], а [ ] – сложносочиненное
- [сущ.] , (что …) – определительное
- [ ук. сл. … , (где … ) , … ] – определительное
- [ ук. сл. ] , (что …) – определительное
- [ ] , (что …) – определительное
– Как определить вид придаточных предложений?
2. Проецирование на экране заданий теста.
- Найти предложения , в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
- Найти сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
- Найти сложноподчиненное предложение с придаточным места.
- Найти сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
- Найти сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
V . Конструирование предложений.
Составить всевозможные виды сложных предложений:
- Начало смеркаться.
- Влажно и терпко пахли стволы деревьев.
- Кончился дождь.
- Все стихло, как будто замерло.
Найдите соответствие:
Учитель читает главное предложение, учащиеся находят его продолжение на доске в качестве придаточного.
VI . Определительно-восстановительный диктант.
Учитель показывает схемы, учащиеся определяют тип предложения и восстанавливают его по схеме.
На доске в качестве наглядности начерчены три схемы:
По опорным схемам восстановить изученный материал по теме “Сложные предложения с несколькими придаточными” и определить в качестве примера соответствующее предложение, написанное на доске (выполняет один учащийся).
Зачем душа в тот край стремится, где были дни, каких уж нет.
Мы живем в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий
труд.
Если люди сумели пронести дружбу через всю жизнь, то это значит, что она
выдержала все проверки и испытания.
VII. Воспитательная беседа об уважении умственного и творческого труда, о стремлении самосовершенствоваться и самореализовываться (в ходе разборки предложений).
VIII. Восстановление предложений.
1. По началу предложения восстановить требуемый тип сложного предложения, включив в него нужное придаточное или другого типа.
- День был серый, … (бессоюзное сложное) .
- Вечер сгустил все краски, … (сложносочиненное ) .
- Я понял, … (сложноподчиненное с несколькими придаточными ) .
- Я думаю все время об одном: … (с разными видами связи ) .
2. Определить типы связи в сложноподчиненных предложениях.
На экране даны предложения. Распределить их по названиям букв, соответствующим определенным типам предложений:
А) Сочинительная и подчинительная связь;
Б) Бессоюзная и подчинительная связь;
В) Сочинительная и подчинительная связь;
Г) Бессоюзная и сочинительная связь.
IX. Обобщение материала.
– Какие темы мы сегодня вспомнили?
– Что повторили на уроке?
– Кто из учащихся был самым активным? (Самооценка.)
В конце урока звучит стихотворение, написанное учащейся Шитовой Юлией о русском языке.
X. Подведение итогов урока.
XI. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе в виде тестирования.