Урок русского языка в 5 классе по теме «Письмо» с использованием презентации и интерактивного комплекса.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с понятием “письмо”; видами писем;
- учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта;
- расширять словарный запас и кругозор обучающихся.
Эпиграф к уроку:
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
(Н. Кузовлева)
Ход урока.
1. Орг. момент. Мотивация деятельности.
-Ребята! Часто ли в вашей семье получают письма? А кто вам пишет? О чем рассказывают письма? А вы сами пишете письма? Знаете ли вы, как правильно заполнить конверт? На все эти вопросы мы получим ответы на сегодняшнем уроке.
- Попробуйте определить тему урока. (СЛАЙД 1) Записываем тему в тетрадь, а на слайде прочитаем, чему мы сегодня научимся. (СЛАЙД 2)
Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова Н Кузовлевой, литератора, переводчицы. Как вы понимаете эти слова? Затрудняетесь? Вернемся к эпиграфу в конце урока.
2. Лексическая работа
- Что такое письмо?
- Где мы можем узнать точное лексическое значение слова « письмо»? (СЛАЙД 3)
3. Исторический экскурс.
- Как же давно начали писать письма? Обратимся к истории.
- С древнейших времен человек ведет переписку с себе подобными. Глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чем, но человек старался высказать свои мысли и чаяния посредством письма. Уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговорное общение. Первыми письмам на Руси были берестяные грамоты. (СЛАЙД 4) Постепенно, с изобретением бумаги, письма приобрели тот вид, к которому мы сейчас привыкли. (СЛАЙДЫ 5, 6).
4. Работа по изучению темы урока:
А. Чтение материала учебника на стр.88. А какими же бывают письма? Зачем мы пишем их родным, знакомым, официальным лицам? В зависимости от того, какая информация содержится в письме, можно выделить несколько разновидностей писем. (СЛАЙД 7)
Б. Очень часто сейчас можно услышать: "Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню, SMS пришлю…». А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда тщательно подбирали слова, уважая себя и корреспондента, т.е. того, кому пишут письмо.Хорошо, что многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма: "Евгений Онегин" Пушкина, "Война и мир" Толстого, "Гранатовый браслет" Куприна, "Преступление и наказание", "Бедные люди" Достоевского. А некоторые произведения так и называются: « Письма другу» И.Бабеля, « Письма» Ю.М.Лотмана.
Письма сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Посредством письма можно составить содержательный, взаимно обогащаемый диалог с другом. Ведь письма в какой-то степени формируют характер человека. Замечательный пример таких писем « Письма о добром» Д.С.Лихачева. В этой книге Дмитрий Сергеевич «для бесед с читателем …избрал форму писем». В них он делится с читателями своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, о мудрости, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. Мы, читатели, найдем в этих письмах ответы на свои вопросы: как не быть смешным? как справиться с завистью? как прожить долгую и счастливую жизнь? Позднее, в старших классах, мы будем обращаться к письмам Дмитрия Сергеевича на уроках русского языка, литературы, на классных часах.
В. А сейчас обратимся к упражнениям 213 и 214 в учебнике. Прочитаем тексты писем, выполним задания к упражнениям. Что общего в этих письмах? К какому виду писем они принадлежат?
Д. В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо с посланием, т.е. написать письмо. Существуют определенные правила построения и написания письма. (Работа со СЛАЙДАМИ 9, 10) Помните: аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права. Давайте проверим, соответствуют ли письма, напечатанные в учебнике, структуре, требованиям оформления?
Е. - Что нужно сделать, чтобы письмо дошло до своего адресата? Действительно, необходимо правильно заполнить конверт. (работа со СЛАЙДОМ 11)
- А теперь попытаемся заполнить чистый конверт, используя маркер интерактивной доски. (работа со СЛАЙДОМ 12)
5. Закрепление изученного материала:
Подходит к завершению наш урок. Сейчас мы обобщим все, о чем говорили на уроке.
А. Понятийный диктант « Что такое? Кто такой?» (СЛАЙД 11).
Б. Проверка диктанта. (СЛАЙД 12)
В. Вернемся к эпиграфу. Права ли Н. Кузовлева, говоря: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены»?
6. Рефлексия.
Что сегодня узнали нового? Чему на уроке научились?
7. Дополнительная информация:
Вы знаете, что на протяжении нескольких лет ФГУП « Почта России» проводит Всероссийский конкурс « Лучший урок письма». Неоднократно ученики и педагоги нашей школы принимали в нем участие и становились лауреатами. В этом году конкурс проходит по следующим номинациям (СЛАЙД 13).
8. Домашнее задание:
Используя рекомендации, полученные на уроке, написать сочинение по одной из предложенных тем конкурса (СЛАЙД 14)
9. Итоги урока
Приложение: Презентация.
Использованная литература:
- Землякова, Н. А. Урок по теме « Письмо» (5 класс) [Текст] / Н. А. Землякова // РЯШ. – 2005. - №6.
- Мячина,Т. С. Методическая разработка проведения урока письма "Учимся писать письма»- urok.1sept.ru/authors/106-407-477/