Особенности публицистического стиля

Разделы: Русский язык


Тема: Особенности публицистического стиля. (Модульный урок с использованием ИКТ.)

Цель:

- обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»;
- совершенствовать навыки стилистического анализа текста;
- совершенствовать умения различать тропы и стилистические фигуры;
- закрепить теоретические и практические навыки по теме, навыки правописания;
- воспитать любовь к родному языку и обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по владению публицистическим стилем речи с одновременным расширением знаний учащихся о нем, его признаках, правилах их использования.

Вид урока: модульный.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» А.И. Власенков; Л.М. Рыбченкова. 10-11-й класс; таблица «Стили речи», таблица «Особенности публицистического стиля»; план анализа текста; тесты; текст (отрывок из статьи А.И.Солженицына «Жить не по лжи!»); технологическая карта, компьютеры.

Межпредметные связи: литература.

УЭ-0

Интегрирующая цель

 

1. Систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля».
2. Закрепить навыки стилистического анализа текста.
3. Совершенствовать умения различать тропы и стилистические фигуры.
4. Закрепить теоретические и практические навыки по теме.
5. Закрепить нормы правописания.

УЭ-1

Входной контроль. Записывание темы, эпиграфа в тетрадь, выполнение теста.

Цель: актуализация необходимых знаний для последующей работы на уроке.

 

Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы продолжаем изучать стили речи, и сегодня тема нашего урока «Особенности публицистического стиля». Эпиграфом к уроку являются слова ученого-лингвиста В.В. Виноградова: «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности». (Эпиграф читает ученик).

Давайте обратимся к нулевому учебному элементу. Прочитайте интегрирующую цель и ответьте на вопрос:

- Как цель урока связана с эпиграфом?

(Виноградов считает, что человеку необходимо уметь пользоваться стилистическим многообразием языка, выразительными средствами. Мы же сегодня будем систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля» и повторим тропы и стилистические фигуры.)

- Запишите тему и эпиграф урока, произведите устный синтаксический разбор, объясните знаки препинания.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, полное, двусоставное, распространенное, осложненое однородными определениями, подлежащими, сказуемыми, дополнениями. Запятые разделяют однородные подлежащие и определения, тире – между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.)

- Возьмите технологические карты (Приложение 1), ручки, пройдите к компьютерам, выполните тестовые задания.

Работаем 6 мин.

Взаимоконтроль в парах.

 

Тест

1 б

1.1. В каком слове буква Е не обозначает мягкости предшествующего согласного?

а) гипотеза;
б) критерий;
в) терминология;
г) дебаты.

1 б

1.2.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) Экспертный;
б) обеспечЕние;
в) исчерпАть;
г) премировАть;

1 б

1.3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверямая гласная корня?

а) к_мпания (предвыборная); р_шающий, оск_рблять, уб_жденный;
б) экстр_мизм, кр_миногенный, целеустр_мленный, пам_ть;
в) ун_чтожать, д_стоинство, спр_ведливый, фил_софия;
г) благод_рить, заст_влять, просл_вление, вел_кодушие.

1 б

1.4. К следующим словам подберите соответствующие значения.

1) транснациональный;
2) коммюнике;
3) девальвация;
4) консолидация;

а) официальное сообщение о переговорах между государствами;
б) упрочение, укрепление чего-либо;
в) выходящий за пределы одного государства, одной нации;
г) понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте.

5 б

1.5. Дайте стилистический анализ текста по плану:

1) Цель_______________________________________

2) Сфера употребления__________________________

3) Речевые жанры_______________________________

4) Стилевые черты______________________________

5) Языковые средства___________________________

Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель  должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

Учитель. А теперь вернитесь к своим местам, поменяйтесь технологическими картами, возьмите Ключ 1, проверьте тест, поставьте набранное количество баллов в листке контроля УЭ – 1.

- Как тестирование связано с нашей темой? (Даны слова публицистического стиля: кампания, дебаты, девальвация, великодушие.)

- Прочитайте слова в соответствии с нормами произношения из 1-го и 2-го заданий.

- Назовите слова с проверяемой безударной гласной, подбирая к ним проверочные слова. (Справедливый – правый, философия – философ, благодарить – дар, заставлять – заставить, прославление – слава, великодушие – великий.)

- Какие новые слова вы встретили? Что они обозначают? Запишите их в тетрадь. (Транснациональный – выходящий за пределы одного государства, одной нации; коммюнике – официальное сообщение о переговорах между государствами; девальвация – понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте; консолидация – упрочение, укрепление чего-либо.)

- Текст какого стиля вы анализировали? (Текст научного стиля.)

- Подберите однокоренные слова к слову публицистический и образуйте словообразовательную цепочку. (Публика – публицист – публицистика – публицистический.)

- А теперь обратимся к следующему, теоретическому блоку, УЭ – 2. Наша цель – систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля». Перед вами таблица «Основные признаки публицистического стиля». Прочитайте ее внимательно.

УЭ-2

Теоретический блок

Цель: систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля».

 

Таблица «Основные признаки публицистического стиля»

1. Цель

Информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

2. Сфера употребления

В официальной обстановке, общественно экономические, политические, культурные отношения, выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях.

3. Речевые жанры

Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, на собрании, доклад.

4. Стилевые черты

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

5. Языковые средства

а) общественно-политическая лексика; лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;

б) тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония;

стилистические фигуры: антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение;

в) лексические повторы, фразеологизмы, термины в переносном значении;

г) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

Учитель. Ответьте мне на следующие вопросы. Каждый ответ оценивается в 1 балл, ставьте его в листок контроля УЭ – 2.

- С какой целью используется публицистический стиль и какова сфера употребления?

- Назовите речевые жанры и стилевые черты.

- Перечислите языковые средства.

- Что общего у публицистического стиля с научным?

(Публицистический текст строится как научное рассуждение: выдвигается общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, текст отличается логичностью, достоверностью, точностью фактов, используются термины.)

- Что сближает публицистический стиль с художественным?

(Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, писатель-публицист использует тропы и стилистические фигуры, фразеологизмы, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов.)

- Назовите писателей-публицистов 19 века. (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.)

- Каких писателей-публицистов начала 20 века вы знаете? (М. Горький, В.Г. Короленко.)

- Назовите писателей-публицистов – наших современников. (С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын.)

- Ребята, сегодня у нас есть прекрасная возможность обратиться к публицистике Солженицына. Большой писатель, философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России, публицист Александр Исаевич Солженицын создал сотни публицистических статей. Его Нобелевская лекция, «Речь в Гарварде», статьи «Как нам обустроить Россию», «Жить не по лжи!» - образцы преданного и честного служения правде, Богу и России. Послушаем сообщение о нем.

Сообщение ученика (Приложение 2) с одновременным показом на экране фотографий писателя (Приложение 3).

Переходим к творческому блоку, и наша цель – анализ текста. Дайте анализ текста по плану. (Ученик читает текст.)

Работаем 2 мин.

УЭ-3

Творческий блок

Анализ отрывка из статьи А.И. Солженицына «Жить не по лжи!»

Цель: совершенствовать навыки стилистического анализа текста, совершенствовать умения различать тропы и стилистические фигуры.

 

План стилистического анализа текста

2 мин

3 мин

Устный контроль

2 б

2.1. Выразительное чтение текста.

1 б

2.2. Цель_________________________________________

1 б

2.3. Сфера употребления___________________________

1 б

2.4. Речевые жанры_______________________________

5 б

2.5. Языковые средства____________________________

Текст (Отрывок из статьи А.И. Солженицына «Жить не по лжи!»)

1) Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно.

2) Через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников.

3) Даже этот путь – самый умеренный изо всех путей сопротивления – для засидевшихся нас будет нелегок.

4) Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и черный-то хлеб с чистой водою всегда найдется для твоей семьи.

5) Это будет нелегкий путь? – но самый легкий из возможных.

6) Нелегкий выбор для тела, - но единственный для души.

7) Нелегкий путь, - однако есть же у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живет по правде.

8) Итак: не первыми вступить на этот путь, а – присоединиться!

9) Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим!

10) Будут нас тысячи – и не управятся ни с кем ничего поделать.

11) Станут нас десятки тысяч – и мы не узнаем нашей страны!

- А теперь давайте проверим, внимательно слушайте ответы, чтобы можно было поставить нужное количество баллов.

- Какова цель текста? (Передача общественно-значимой информации с одновременным убеждением читателя, побуждением к определенным действиям.)

- Сфера употребления? (В официальной обстановке, выступления в газете.)

- Жанр? (Статья в газете.)

- Стилевые черты? (Логичность, эмоциональность, призывность.)

- Языковые средства? (Морально-этическая лексика: ложь, робость, правда, уважение, воспитание, семья; тропы: метафоры – слуга лжи, отряхнуться честным человеком, пламя не охватит, глаза не лопнут, выбор для тела; сравнение: путь легче самосожжения или даже голодовки; стилистические фигуры: антитеза 2, 5, 6, 7, 8; синтаксический параллелизм 10, 11; анафора 6, 7; риторический вопрос 5; лексический повтор: путь, нелегкий; вводное предложение 2, сложные синтаксические конструкции).

- Поставьте набранное количество баллов в листок контроля УЭ – 3.

УЭ-4

Обобщение

Цель: закрепить теоретические и практические навыки по теме.

4 б

Дайте полный устный анализ данного текста.

 

 

- В блоке обобщения мы закрепляем теоретические и практические навыки. Дайте полный устный анализ данного текста с точки зрения темы, основной мысли, роли языковых средств. (Известно, что статья А.И. Солженицына «Жить не по лжи!» была написана в дни изгнания писателя из страны, 12 февраля 1974 года. Теперь становится понятно, что он дает людям общественно-значимую информацию о сознательном выборе жизненного пути – жить не по лжи – и  убеждает читателя в том, что он не изменит своих убеждений, мало того, он страстно призывает других выбрать именно такой честный жизненный путь.

Текст отличается логичностью, построен по типу рассуждения: в первом абзаце выдвинут тезис, во втором и третьем – доказательства, а в последнем – вывод. В начале каждого абзаца – лексический повтор: слово путь.

Метафоры слуга лжи и отряхнуться честным человеком, позволяют понять мысль автора о необходимости выбора, достойного настоящего человека.

Автор, подчеркивая, что это будет нелегкий путь, в 6-м, 7-м предложениях употребляет анафору. Сравнение же в 4-м предложении убеждает читателя в том, что не нужно прибегать к физическому насилию над собой.

Солженицын помогает читателю увидеть, что для автора является несомненной ценностью, используя для этого антитезу в предложении 5, 6, 7.

В последнем абзаце автор использует восклицательные предложения, где 2 последних – одинаково построены. Чувствуется эмоциональность человека, не сломленного судьбой, продолжавшего жить честно, достойно, несмотря ни на какие испытания, человека, горячо любящего свой народ и свою страну.

УЭ-5

Переходим к следующему блоку, УЭ – 5, и наша цель – закрепить навыки правописания. (Это проверит учитель после урока.)

Выходной контроль

Цель: закрепить навыки правописания.

5 б

- Запишите ответ на вопрос: «Какие проблемы поднимает автор и как это характеризует его?»

2 мин

УЭ-Р

Резюме. Домашнее задание

- Заканчивая урок, нам нужно подвести итог. Обратите внимание на интегрирующую цель урока, используя данные в технологической карте речевые конструкции, подумайте, чему мы научились сегодня? Оцените себя.

Оцени себя

- Я научился…

- Я умею…

- Я получил наиболее полные…

- Я понял…

- Твердо убежден…

- Я научился пользоваться языковыми средствами при построении публицистического стиля.

- Я умею различать тропы и стилистические фигуры речи.

- Я получил наиболее полные сведения об особенностях публицистического стиля.

- Я понял, что в жизни надо быть стойким, честным.

- Твердо убежден, что знание и чутье родного языка, умение пользоваться его стилистическим многообразием - самая надежная рекомендация для каждого человека в жизни.

- А теперь посчитайте количество баллов, по данной шкале переведите в отметки.

Домашнее задание: по учебнику стр. 229 – 230 теоретический материал, упр. 285 (I) – письменный стилистический анализ текста.

Листок контроля

Учебный элемент

УЭ-1 (тест)

УЭ-2 (устные ответы)

Сообщение
Обеспечение
ИКТ

УЭ-3

Чтение текста

УЭ-4

УЭ-5

Всего баллов

Отметка

Балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала перевода баллов в отметки

26 – 32 балла – «5»
20 – 25 баллов – «4»
15 – 19 баллов – «3»