Тема: Особенности публицистического стиля. (Модульный урок с использованием ИКТ.)
Цель:
- обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»;
- совершенствовать навыки стилистического анализа текста;
- совершенствовать умения различать тропы и стилистические фигуры;
- закрепить теоретические и практические навыки по теме, навыки правописания;
- воспитать любовь к родному языку и обеспечить дальнейшее овладение
функциональными стилями речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по владению публицистическим стилем речи с одновременным расширением знаний учащихся о нем, его признаках, правилах их использования.
Вид урока: модульный.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование: учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» А.И. Власенков; Л.М. Рыбченкова. 10-11-й класс; таблица «Стили речи», таблица «Особенности публицистического стиля»; план анализа текста; тесты; текст (отрывок из статьи А.И.Солженицына «Жить не по лжи!»); технологическая карта, компьютеры.
Межпредметные связи: литература.
УЭ-0 |
Интегрирующая цель |
||||||||||||
|
1. Систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля». |
||||||||||||
УЭ-1 |
Входной контроль. Записывание темы, эпиграфа в тетрадь, выполнение теста. Цель: актуализация необходимых знаний для последующей работы на уроке. |
||||||||||||
|
Вступительное слово учителя. - Ребята, мы продолжаем изучать стили речи, и сегодня тема нашего урока «Особенности публицистического стиля». Эпиграфом к уроку являются слова ученого-лингвиста В.В. Виноградова: «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности». (Эпиграф читает ученик). Давайте обратимся к нулевому учебному элементу. Прочитайте интегрирующую цель и ответьте на вопрос: - Как цель урока связана с эпиграфом? (Виноградов считает, что человеку необходимо уметь пользоваться стилистическим многообразием языка, выразительными средствами. Мы же сегодня будем систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля» и повторим тропы и стилистические фигуры.) - Запишите тему и эпиграф урока, произведите устный синтаксический разбор, объясните знаки препинания. (Повествовательное, невосклицательное, простое, полное, двусоставное, распространенное, осложненое однородными определениями, подлежащими, сказуемыми, дополнениями. Запятые разделяют однородные подлежащие и определения, тире – между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.) - Возьмите технологические карты (Приложение 1), ручки, пройдите к компьютерам, выполните тестовые задания. |
Работаем 6 мин. Взаимоконтроль в парах. |
|||||||||||
|
Тест |
||||||||||||
1 б |
1.1. В каком слове буква Е не обозначает мягкости предшествующего согласного? а) гипотеза; |
||||||||||||
1 б |
1.2.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? а) Экспертный; |
||||||||||||
1 б |
1.3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверямая гласная корня? а) к_мпания (предвыборная); р_шающий, оск_рблять, уб_жденный; |
||||||||||||
1 б |
1.4. К следующим словам подберите соответствующие значения. 1) транснациональный; а) официальное сообщение о переговорах между государствами; |
||||||||||||
5 б |
1.5. Дайте стилистический анализ текста по плану: 1) Цель_______________________________________ 2) Сфера употребления__________________________ 3) Речевые жанры_______________________________ 4) Стилевые черты______________________________ 5) Языковые средства___________________________ |
||||||||||||
Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена. Учитель. А теперь вернитесь к своим местам, поменяйтесь технологическими картами, возьмите Ключ 1, проверьте тест, поставьте набранное количество баллов в листке контроля УЭ – 1. - Как тестирование связано с нашей темой? (Даны слова публицистического стиля: кампания, дебаты, девальвация, великодушие.) - Прочитайте слова в соответствии с нормами произношения из 1-го и 2-го заданий. - Назовите слова с проверяемой безударной гласной, подбирая к ним проверочные слова. (Справедливый – правый, философия – философ, благодарить – дар, заставлять – заставить, прославление – слава, великодушие – великий.) - Какие новые слова вы встретили? Что они обозначают? Запишите их в тетрадь. (Транснациональный – выходящий за пределы одного государства, одной нации; коммюнике – официальное сообщение о переговорах между государствами; девальвация – понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте; консолидация – упрочение, укрепление чего-либо.) - Текст какого стиля вы анализировали? (Текст научного стиля.) - Подберите однокоренные слова к слову публицистический и образуйте словообразовательную цепочку. (Публика – публицист – публицистика – публицистический.) - А теперь обратимся к следующему, теоретическому блоку, УЭ – 2. Наша цель – систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля». Перед вами таблица «Основные признаки публицистического стиля». Прочитайте ее внимательно. |
|||||||||||||
УЭ-2 |
Теоретический блок Цель: систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля». |
||||||||||||
|
Таблица «Основные признаки публицистического стиля»
Учитель. Ответьте мне на следующие вопросы. Каждый ответ оценивается в 1 балл, ставьте его в листок контроля УЭ – 2. - С какой целью используется публицистический стиль и какова сфера употребления? - Назовите речевые жанры и стилевые черты. - Перечислите языковые средства. - Что общего у публицистического стиля с научным? (Публицистический текст строится как научное рассуждение: выдвигается общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, текст отличается логичностью, достоверностью, точностью фактов, используются термины.) - Что сближает публицистический стиль с художественным? (Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, писатель-публицист использует тропы и стилистические фигуры, фразеологизмы, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов.) - Назовите писателей-публицистов 19 века. (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.) - Каких писателей-публицистов начала 20 века вы знаете? (М. Горький, В.Г. Короленко.) - Назовите писателей-публицистов – наших современников. (С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын.) - Ребята, сегодня у нас есть прекрасная возможность обратиться к публицистике Солженицына. Большой писатель, философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России, публицист Александр Исаевич Солженицын создал сотни публицистических статей. Его Нобелевская лекция, «Речь в Гарварде», статьи «Как нам обустроить Россию», «Жить не по лжи!» - образцы преданного и честного служения правде, Богу и России. Послушаем сообщение о нем. Сообщение ученика (Приложение 2) с одновременным показом на экране фотографий писателя (Приложение 3). Переходим к творческому блоку, и наша цель – анализ текста. Дайте анализ текста по плану. (Ученик читает текст.) |
Работаем 2 мин. |
|||||||||||
УЭ-3 |
Творческий блок Анализ отрывка из статьи А.И. Солженицына «Жить не по лжи!» Цель: совершенствовать навыки стилистического анализа текста, совершенствовать умения различать тропы и стилистические фигуры. |
||||||||||||
|
План стилистического анализа текста |
2 мин 3 мин Устный контроль |
|||||||||||
2 б |
2.1. Выразительное чтение текста. |
||||||||||||
1 б |
2.2. Цель_________________________________________ |
||||||||||||
1 б |
2.3. Сфера употребления___________________________ |
||||||||||||
1 б |
2.4. Речевые жанры_______________________________ |
||||||||||||
5 б |
2.5. Языковые средства____________________________ |
Текст (Отрывок из статьи А.И. Солженицына «Жить не по лжи!»)
1) Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно.
2) Через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников.
3) Даже этот путь – самый умеренный изо всех путей сопротивления – для засидевшихся нас будет нелегок.
4) Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и черный-то хлеб с чистой водою всегда найдется для твоей семьи.
5) Это будет нелегкий путь? – но самый легкий из возможных.
6) Нелегкий выбор для тела, - но единственный для души.
7) Нелегкий путь, - однако есть же у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живет по правде.
8) Итак: не первыми вступить на этот путь, а – присоединиться!
9) Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим!
10) Будут нас тысячи – и не управятся ни с кем ничего поделать.
11) Станут нас десятки тысяч – и мы не узнаем нашей страны!
- А теперь давайте проверим, внимательно слушайте ответы, чтобы можно было поставить нужное количество баллов.
- Какова цель текста? (Передача общественно-значимой информации с одновременным убеждением читателя, побуждением к определенным действиям.)
- Сфера употребления? (В официальной обстановке, выступления в газете.)
- Жанр? (Статья в газете.)
- Стилевые черты? (Логичность, эмоциональность, призывность.)
- Языковые средства? (Морально-этическая лексика: ложь, робость, правда, уважение, воспитание, семья; тропы: метафоры – слуга лжи, отряхнуться честным человеком, пламя не охватит, глаза не лопнут, выбор для тела; сравнение: путь легче самосожжения или даже голодовки; стилистические фигуры: антитеза 2, 5, 6, 7, 8; синтаксический параллелизм 10, 11; анафора 6, 7; риторический вопрос 5; лексический повтор: путь, нелегкий; вводное предложение 2, сложные синтаксические конструкции).
- Поставьте набранное количество баллов в листок контроля УЭ – 3.
УЭ-4 |
Обобщение Цель: закрепить теоретические и практические навыки по теме. |
|
4 б |
Дайте полный устный анализ данного текста. |
|
|
- В блоке обобщения мы закрепляем теоретические и практические навыки. Дайте полный устный анализ данного текста с точки зрения темы, основной мысли, роли языковых средств. (Известно, что статья А.И. Солженицына «Жить не по лжи!» была написана в дни изгнания писателя из страны, 12 февраля 1974 года. Теперь становится понятно, что он дает людям общественно-значимую информацию о сознательном выборе жизненного пути – жить не по лжи – и убеждает читателя в том, что он не изменит своих убеждений, мало того, он страстно призывает других выбрать именно такой честный жизненный путь. Текст отличается логичностью, построен по типу рассуждения: в первом абзаце выдвинут тезис, во втором и третьем – доказательства, а в последнем – вывод. В начале каждого абзаца – лексический повтор: слово путь. Метафоры слуга лжи и отряхнуться честным человеком, позволяют понять мысль автора о необходимости выбора, достойного настоящего человека. Автор, подчеркивая, что это будет нелегкий путь, в 6-м, 7-м предложениях употребляет анафору. Сравнение же в 4-м предложении убеждает читателя в том, что не нужно прибегать к физическому насилию над собой. Солженицын помогает читателю увидеть, что для автора является несомненной ценностью, используя для этого антитезу в предложении 5, 6, 7. В последнем абзаце автор использует восклицательные предложения, где 2 последних – одинаково построены. Чувствуется эмоциональность человека, не сломленного судьбой, продолжавшего жить честно, достойно, несмотря ни на какие испытания, человека, горячо любящего свой народ и свою страну. |
|
УЭ-5 |
Переходим к следующему блоку, УЭ – 5, и наша цель – закрепить навыки правописания. (Это проверит учитель после урока.) Выходной контроль Цель: закрепить навыки правописания. |
|
5 б |
- Запишите ответ на вопрос: «Какие проблемы поднимает автор и как это характеризует его?» |
2 мин |
УЭ-Р |
Резюме. Домашнее задание |
- Заканчивая урок, нам нужно подвести итог. Обратите внимание на интегрирующую цель урока, используя данные в технологической карте речевые конструкции, подумайте, чему мы научились сегодня? Оцените себя.
Оцени себя
- Я научился…
- Я умею…
- Я получил наиболее полные…
- Я понял…
- Твердо убежден…
- Я научился пользоваться языковыми средствами при построении публицистического стиля.
- Я умею различать тропы и стилистические фигуры речи.
- Я получил наиболее полные сведения об особенностях публицистического стиля.
- Я понял, что в жизни надо быть стойким, честным.
- Твердо убежден, что знание и чутье родного языка, умение пользоваться его стилистическим многообразием - самая надежная рекомендация для каждого человека в жизни.
- А теперь посчитайте количество баллов, по данной шкале переведите в отметки.
Домашнее задание: по учебнику стр. 229 – 230 теоретический материал, упр. 285 (I) – письменный стилистический анализ текста.
Листок контроля
Учебный элемент |
УЭ-1 (тест) |
УЭ-2 (устные ответы) |
Сообщение |
УЭ-3 |
Чтение текста |
УЭ-4 |
УЭ-5 |
Всего баллов |
Отметка |
Балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шкала перевода баллов в отметки
26 – 32 балла – «5»
20 – 25 баллов – «4»
15 – 19 баллов – «3»