Развитие речевой культуры учащихся средствами использования элементов современных технологий, приёмов

Разделы: Русский язык


Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.
К сожалению, некоторые современные выпускники часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет-СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.
Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации. Это первое, почему данный вопрос актуален.
Во-вторых, задания по ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.
Именно поэтому доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Формирование коммуникативной личности, обладающей богатым познавательным опытом, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке – конечная цель уроков русского языка и литературы на современном этапе.
И вот здесь перед каждым учителем-словесником встает проблема, какие же технологии, приемы лучше использовать, и какие из них эффективны для формирования речевой культуры учащихся.
В педагогике существует много различных классификаций педагогических технологий, многие из них мы используем в обучении.
Некоторые современные развивающие технологии на уроках русского языка и литературы, которые мы чаще всего используем:
Технология проблемного обучения Применение технологии проблемного обучения на уроках литературы в процессе анализа программных произведений («Евгений Онегин», «Обломов», «Отцы и дети», «Вишневый сад», «На дне», «Живи и помни» и др.), в организации исследовательской работы учащихся.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Развитие критического мышления через чтение - в работе с художественными текстами. Организация учебной дискуссии при анализе «большой прозы».

Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в старших классах.
Требования: соответствие выбора темы учебного исследования личностным особенностям ученика.
Создание презентаций. Знакомство с требованиями к оформлению и презентации исследовательского проекта.

Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.
Возможности компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся. Использование обучающих программ по русскому языку. Информационные ресурсы по литературе.

Технология мастерских
Целевые ориентации названной техно­логии можно сформулировать таким об­разом: предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.
В современной методике русского языка последовательно проводится идея о необходимости целенаправленного формирования видов речевой деятельности учащихся в процессе обучения родному языку и поиска эффективных путей решения этой проблемы. Это нашло отражение во всех нормативных документах последних лет, в ряде школьных программ, учебниках и учебных пособиях под редакцией В. Бабайцевой, М. Разумовской и др.
В УМК под редакцией В.В.Бабайцевой, по которому я работаю, усилена речевая направленность. Это позволяет мне не только работать над формированием речевой компетенции учащихся, но и стимулировать творческую деятельность, мотивацию к учению.
Стараюсь проводить такие уроки, которые развивают творческие способности, воображение, формируют образную речь учащихся: урок-ролевая игра, урок-путешествие, урок-теарализация и т.д.
Именно такие уроки дают мне и моим ученикам возможность проявить творческую активность, способствуют умению отстаивать свои убеждения.
Внедряя эти формы уроков в практику преподавания русского языка и литературы, я пришла к выводу, что в результате подготовки учащихся к таким урокам, у учащихся повышается интерес к художественным средствам языка, развивается речь, приобретаются навыки самообразовательной деятельности, стимулируется литературное творчество.
Применение информационных технологий во многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках предлагаю учащимся картины природы, слайд-презентации, просмотр эпизодов пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого, возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ЕГЭ, позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую.

Работая в классах средней школы, я использую элементы игровых технологий. Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры. Например, часто я использую такие:
1. «Диктор» Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор» Исправьте речевые ошибки.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Большой эффект в работе дают письменные игровые диалоги как одна из форм развития речи учащихся. Цель этих письменных игровых диалогов - ввести на более ранних этапах обучения творческие работы, которые много дают учителю в плане “раскрытия” учеников, развития их письменной речи, в плане обучения ребенка навыкам организации и самоорганизации.
Организовав игру, я меняю роль учителя на уроке: теперь он становится организатором самостоятельной творческой деятельности детей.
Дети пишут одно сочинение на двоих - диалогом, причем каждой паре предлагаются индивидуальные роли: путешественник и его попутчик, малыш и Карлсон и т. п. На каждой парте задание на карточках такого типа: Вообрази себя героем сказки (любым) и побеседуй с соседом по парте (он тоже какой-нибудь герой). Один из детей в паре может являться консультантом для более «слабого». На другом уроке ребята писали диалог в игровой ситуации “Если бы…”. Им предлагалось наше время “найти” цветик - семицветик и использовать его (вдвоем) или повстречаться в самой будничной обстановке с героями различных сказок. На уроках при написании сочинения использую ролевые игры «Я - экскурсовод», «Картина заговорила» и др. Это стимулирует учащихся к говорению, готовит учащихся к публичным выступлениям в социально-культурной среде.
На уроке повторения видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске в 5 классе ставлю перед собой задачу: при помощи речевых ситуаций показать учащимся, что умение различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, а главное, умение правильно использовать их в речи и точно передавать нужную интонацию, необходимо каждому человеку в практике речевого общения.
Повторение видов предложений по цели высказывания веду на основе анализа примеров, приводимых учащимися. Ребятам даю домашнее задание - составить пример, который включает в себя предложение и описание обстоятельств, в которых оно произносится, т. е. речевую ситуацию. Предлагаю речевые ситуации «сильным» учащимся придумать самим, «слабым» взять из художественной литературы.
Анализируя приведенные примеры, учащиеся отметили, что восклицательная интонация в зависимости от ситуации, в которой произносится предложение, помогает передать различные эмоции, делает нашу речь более выразительней, помогает точнее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит. Кроме того, в процессе игры учащиеся получили возможность ощутить сложность и понять важность не только правильной интонации различных предложений, но и правильного восприятия интонации собеседника, что имеет большое значение в практике речевого общения.
Речевые ситуации на уроках дают мне возможность использовать в качестве дидактического материала жизненный опыт самих ребят, помогают им осознать практическую необходимость знания того или иного материала.
Наиболее целесообразно, на мой взгляд, использовать такие формы проведения урока, как семинар, полемика, дискуссия, то есть те, в основе которых лежит обсуждение предложенной проблемы. При таких формах учителю достаётся лишь организационная роль, а само содержание урока определяется совместно обучающимися. Ставлю проблемный вопрос, который решается в ходе урока.
Такое обучение является личностно-ориентированным и обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Процесс личностно-ориентированного обучения предполагает, что обучающийся может реализовать себя относительно своих собственных способностей.

Ассоциативные шаги
В этих упражнениях учащиеся должны установить между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, между словами крик и рябина учениками устанавливается ассоциативная цепочка: крик- боль, боль- одиночество, одиночество - горечь, горечь- рябина; между словами ветер и книга: ветер -осень, осень -лист, лист-стол, стол- книга.
Данный тип тренинга помогает учащимся определить сюжетные линии своего будущего художественного текста.
Одним из важных речевых и коммуникативных умений, я считаю, является умение совершенствовать написанное, редактировать текст.
Важным представляется поэтапность данной работы. Работу начинаю со знакомства с литературными нормами: фонетической, морфологической, лексической и др. Далее знакомлю с классификацией ошибок (речевые и грамматические). Затем выполняем упражнения, задания, направленные на повторение сведений о нормах языка. Такие задания, как:
- устраните ошибки, связанные с неоправданным повтором;
- упражнения на использование в речи фразеологической синонимии, антонимии и др.
- следующий этап – тренировочные упражнения, в которых даются предложения с разными ошибками. Требуется назвать тип ошибки и произвести правку. В УМК под редакцией В.В.Бабайцевой приводится много упражнений с такого вида заданиями.
Далее учащимся предлагаю упражнения более сложные, но именно такие задания включены в ЕГЭ: найти среди предложений предложение с ошибкой, классифицировать ее и произвести
правку.
Практика реализации работы позволяет говорить пусть пока еще не об успехах в речевой подготовке выпускников, а о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. У учащихся появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов.
Нам потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты.